"Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"
статья
В данной статье содержится материал, который отражает необходимость применения фольклорных произведений при выполнении детьми кгн. Представлены этапы работы с фольклорными произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_publikatsii.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста »
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Без этих навыков и знаний невозможно представить себе современного культурного человека. К гигиенической культуре ребенок начинает приобщаться уже с первых дней своей жизни. Это очень важный процесс, требующий длительной и постоянной работы семьи и ДОУ.
Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого. Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания. Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые - пример во всем для ребенка. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы ребенок осваивает серию культурно – гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и прочее. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации, за ними стоят нормы морали, правила поведения, хотя человек не всегда их осознает.
Из каких действий состоят культурно – гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть - ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить - чашкой, чтобы чистить зубы – зубной щеткой. А это или орудийные или соотносящие действия. То есть формирование культурно – гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития детей – становлением предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен.
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Детей завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствие умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивается координация и ловкость.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент используются потешки, песенки. Так при умывании детей произносятся:
Водичка, водичка,
Умой Насте (Кате) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Когда дети мылят руки, сопровождаются их действия потешками:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:
Каша из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтобы Катя ела.
Или:
Умница, Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Или:
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
При пробуждении всей группы детей использовали игровой приём с куклой.
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку заправляем.
Вот так, вот так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так.
Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.
Вся работа с фольклором включает несколько этапов.
1 этап . Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза)
- рассматривание картинок, игрушек, животных,
- обследование предмета,
-игры с ними,
- наблюдения (за дождиком, кошечкой…),
- дидактические игры («Кто что ест?»),
- пропевание песенок «Колобок».
На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
2 этап .Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка)
- рассказывание и чтение сказки, потешки,
- повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций,
-беседа по содержанию,
-выборочное чтение отрывков, песенок,
- обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…»),
Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.
3 этап .Повторение потешек, сказок,- повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Это помогает закрепить и расширить знания детей
- рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок,
- рассматривание иллюстраций,
- чтение без показа иллюстраций,
-прием договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему…),
- проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек),
- проигрывание диалогов героев.
Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
4 этап . Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности
- использование в режимных процессах,
- элементы и игры драматизации,
- Дидактические игры «Узнай потешку» (показ иллюстрации, а ребенок читает потешку),
- чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3,
- использование героев сказок на других занятиях.
Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.
Благодаря этой систематичной, планомерной работе дети научились самостоятельно выполнять навыки самообслуживания. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. Могут слушать знакомые произведения без показа иллюстраций, помогают воспитателю подговаривать сказки и потешки при пересказе. А также активно рассказывают об изображениях на картинках игрушках, о событиях из своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста
На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формирует...
Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
В статье представлена информация по знакомству детей раннего возраста с культурно-гигиеническими навыками через приобщение к фольклору....
Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста
Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности....
Использование программы «CrazyTalk Pro» для создания анимированных персонажей как эффективное средство повышения мотивации к познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
знакомство с программой «CrazyTalk Pro»...
Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Игры-энергизаторы, как эффективное средство снятия напряжения и внимания у детей дошкольного возраста».
Энергизаторы— это особые игры и упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание, закрепляют в игровой форме знания и навыки детей. Эн...