Доклад мастер класса по теме "Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей дощкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)

Журавлёва Эльвира Николаевна

Развитие речи через фольклор 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon презентация к докладу54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 1 «Ручеек» г. Барабинск

   

Мастер-класс на тему:

«Фольклор, как эффективное средство развития речи

у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

                                            Журавлева Эльвира Николаевна

                                               

                     

                                                     2018-2019 уч.г.

«Изучайте фольклор, учитесь на нем.

Без знания прошлого нет будущего»

                                                                                            А.М.Горький.

Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.

Актуальность:

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желании.

Я  решила использовать в своей работе малые  фольклорные средства для  развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель моей работы: сформировать у детей интерес к детскому фольклору.

 Основные задачи:

1. Создать условия для развития речи, через устное народное творчество.

2. Способствовать развитию познавательной активности детей, приобщать детей к традициям и культуре родного края, помочь детям в овладении родным языком;

3. Воспитывать эстетические чувства, доброту, отзывчивость, положительные черты характера.

         В своей работе использую преимущественно наглядно-практические методы и приемы ознакомления детей с фольклором: чтением сказок, загадывания загадок, исполнение песен, закличек, потешек и т.д.

На начальном этапе  подобрала : методическая литературу,  пособия, дидактический материал. В группе созданы уголки: фольклорный, книжный, ряженья, театрально-музыкальный, уголок творчества.

Подобрала дидактические материалы, картотеки потешек, хороводов, народных песен, загадок, наглядный материал для активизации речевого общения детей, побуждающий ребят к общению между собой, исполнению песен, рассказыванию сказок. В группе имеются разнообразные виды театра (пальчиковый, настольный, теневой).  

Совместно с родителями организовали фольклорный уголок, в котором есть все необходимые предметы по ознакомлению детей с народным бытом (чугунок, самовар, половик, кружок, рушник, деревянные ложки, вышитый салфетки, и др.). В работе с родителями применяю различные формы работы: консультации, викторины…  В родительские собрания включаю часть материала для работы с детьми дома по устному народному творчеству.(не желании утром умываться, применили потешку).

           Пополнила книжный уголок русскими народными сказками, потешками, загадками, пословицами, поговорками, закличками.

 При проведении ООД используем игровую мотивацию, сюрпризные моменты, художественно - речевой материал, игры и упражнения: на развитие эмоциональной сферы и мелкой мускулатуры рук (картотека этих игр имеется в группе и постоянно пополняется). А так же в работе применяем информационно-коммуникативные  игровые технологии.

           Элементы фольклора включаем при проведение праздников и мероприятий, которые проходят в детском саду такие как: Масленица, праздник весны и т.д.

Так же использую малые жанры фольклора  на прогулках, при наблюдениях за живыми объектами, природными явлениями, транспортом и т.д.

Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание, в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.

С педагогами делюсь опытом (консультациями, подбором методов развития речи детей средствами фольклора). Принимаю  активное участие во всероссийских и международных заочных конкурсах и вебинарах по данной теме.

 Наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включаю каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовую реализации детских интересов и жизненной активности. Фольклор и театр тесно взаимосвязаны.

Ребята в свободной игровой деятельности с удовольствием обыгрывают знакомые сказки, потешки  при этом используют куклы БиБаБо, пальчиковый, теневой, настольный театр, играют в русские народные игры.

          Фольклорные произведения – это удивительные ожидание радости, ожидание добра …. справедливо замечает Л.Н.Павлова .

          В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Знакомство с ними обогащает  речь, активизирует  познавательное и умственное развитие, расширяет словарный запас, развивает звукопроизношение, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.

Я чаще следую пословице:  «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  А еще лучше  - сто раз сделать.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы  не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические  приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию средствами фольклора.

- Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной.

-Закройте глаза, и представьте, что вы  попали в мир детства и стали детьми.

А сейчас поиграем в сказку "Колобок" на новый лад.

Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

ТРИЗ , теория решения изобретательских задач

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Сейчас эта теория применяется во многих отраслях, в том числе в педагогике.

     Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В конечном итоге развивается ассоциативное мышление, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение, формируется навык анализа любой поступающей информации, качественно иное отношение к жизни и окружающему миру. Занятия для 3-х - 4-х-летних малышей занятия должны проводиться в игровой форме, желательно объединены общим сюжетом, содержать литературно-художественный материал. В этом возрасте важно научить видеть двойственность мира: в плохом уметь находить хорошее и наоборот. Важным условием для успешных занятий является достаточная общая осведомленность малыша.

Молодцы!

А теперь закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми.

И в заключении хотелось бы отметить, что развитие речи дошкольников имеет важное значение.

Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, детям интересны обороты и выражения народной речи.

А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Сказки, потешки, пословицы, считалочки, загадки не только позволят нам сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным, но и помогут разбудить детскую фантазию и творческую инициативу, а так же стать прекрасным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающее самостоятельную речевую деятельность.

Рефлексия:

И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое,  я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за плодотворную  работу на сегодняшнем мастер-классе. Мне очень было приятно поделиться с вами своим опытом, надеюсь на то, что он будет полезен вам в вашей педагогической деятельности.

Творческих всем успехов.

Список  литературы

1.    Закон «Об образовании  РФ»

2.    Конвенция ООН о правах ребенка.

3. Федеральных государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4.  Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000.

5.  Занятия по развитию речи в детском саду. - Под ред. О,С. Ушаковой, - М.: Совершенство, 2001г.

6. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии . - Дошкольное воспuтание. – 2004 - № 9.

7.   Зацепина М. Б., Антонова Т. В.Hародные праздники в детском саду. – М: Мозаика- Синтез, 2008.

8.   Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – Спб.: Детство-пресс, 1998 г.

9.  Тимофеева Л. Маленькая дверь в большой мир загадок. -  Дошкольное воспитание, 2007 - № 6.

10. Электронные ресурсы: «maam.ru› Детский сад…-vospitanie-v-uslovijah.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...

Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Мастер-класс для педагогов ДОО "Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста"

В рамках работы над годовой методической задачей: "Развитие речи ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Овладение речью, как средством общения детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс по теме «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи: Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, с принципам...