Фольклор в работе с детьми младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа) на тему
Статья дополнена картотекой фольклора для режимных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_rabote_s_detmi_mladshego_vozrasta_s_kartotekoy.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОЛЬКЛОР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко может установить с ребёнком эмоциональный контакт.
Потешки, прибаутки, первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми взрослыми. Хорошо подобранная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю. Хорошо использовать различные потешки во время адаптационного периода.
Произведения народного творчества должны отражать в себе доступный для понимания мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие они побуждают малышей к действиям. Произнесённые же на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Потешка чтобы заставить детей двигаться например:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
Или:
Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ – топ!
Первый раз обходит дом.
Топ – топ!
Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку,
Мышка – за корку,
Детки – за молоко.
Или:
Умница Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Во время подготовки детей ко сну:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Во время одевания на прогулку:
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки;
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот так хорошо.
Малые формы фольклора используют и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождают потешкой, песенкой. Всё это помогает малышам запомнить последовательность процедуры и весёлую потешку. Таким образом целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
СОН | Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай! |
Бай, бай, бай, бай, Ты, собаченька, не лай И в гудочек не гуди Наших деток не буди. Наши детки будут спать Да большими вырастать. Они поспят подольше, Вырастут побольше. | Спи, усни, детка Андрюшенька. Все ласточки спят, Все касаточки спят, Нашему Андрюшеньке Спать велят. |
Ходит сон по лавочке В красненькой рубашечке, А Сониха - по другой- Сарафанец голубой. Они вместе идут, Дрему Катеньке несут. | А КУДА ПОЕДЕМ ДНЕМ, ПЕРЕД СНОМ Со станции Топтушкино, До станции Кровать Скорей добраться нужно нам! И - чуточку поспать! На станции Вставайкино Проснешься - выйдешь сам! И побежишь в Играйкино, К друзьям и чудесам! Ну а пока приехали На станцию Кровать! На этой сонной станциии Так сладко засыпать... |
Байки-побайки, Прискакали зайки, Стали люльку качать, Сладку дрему навевать. Стали в дудки играть, Начал Миша засыпать. | Баю-баю-баиньки, Купим детке валенки. Наденем на ножки, Пустим по дорожке. Будет детонька ходить, Будет валенки носить. |
Ах, ты котик серенький, Хвостик у тебя беленький, Брысь, котик, не ходи! Наших деток не буди. | Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко.. Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают... Отдыхают, засыпают... Шея не напряжена И расслаблена она. Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженье улетело И РАССЛАБЛЕНО ВСЁ ТЕЛО.. |
КОРМЛЕНИЕ | Кушай кашку, девочка, Девочка-припевочка, Кушай кашку, подрастай, Всем на радость вырастай! |
Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правила еды: Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат. За обедом не сори, Насорил — так убери. | А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот — тарелка, вот — еда. Не останется следа. |
На моей тарелочке Рыженькая белочка, Чтоб она была видна, Все съедаю я до дна. | Глубоко и мелко, Корабли в тарелке, Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот. |
«Не хочу есть манную кашу!» Кричала девочка Маша. «Правильно» — думала каша, Хорошая девочка Маша». | Посадим на ложку Капустку, картошку — и спрячем! Попробуй найди! Не видно на ложке Капустки, картошки. И нет на тарелке — гляди! |
Гойда, гойда, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить, Чем Ванюшу накормить. Один скажет - кашкою, Другой - простоквашкою, Третий скажет - молочком И румяным пирожком. | Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. |
Ну и каша! Так в рот и просится! Нос и щеки наелись досыта. Подбородку тоже досталось. И мизинчик Попробовал малость. Чуточку съели Лобик с макушкою, Остальное ушки докушали! | Вот это – хорошая девочка. Зовут эту девочку Маша. А это её тарелочка. А в этой тарелочке... Нет, не каша Нет, не каша И не угадали: Села Маша, Съела кашу – Всю, Сколько дали! |
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ | Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся. |
Водичка серебристая Струится из-под крана. И мыло есть душистое, Совсем как в нашей ванной. | Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке - ладошки, А пальчики — Антошке. |
«Водичка серебристая, Ты как сюда попала?» «Через луга росистые Я в детский сад бежала» «Водичка серебристая, Зачем ты к нам бежала?» «Чтоб все вы были чистыми, Чтоб всё вокруг сверкало» | Закатаем рукава, Открываем кран - вода. Моем глазки, моем щечки, Моем уши и ладошки! - Посмотрите, крошки, - На свои ладошки. - Ах, какие ладошки! - Чистые ладошки! |
В ручейке вода струится В речке плещется вода. Мы под краном будем мыться, Без воды мы никуда. Моем руки, моем лица Мылом, щеткой и водой. Если ты не любишь мыться, Эту песенку не пой. | Знаем, знаем, да-да-да, Где тут плещется вода. Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошки, По-нем-нож-ку, Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей. |
Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды, И потому всегда Всем, везде нужна вода. | Из колодца курица Принесла водицы. И цыплята всей гурьбой Побежали мыться. |
Кран, откройся, Нос, умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Шейка, мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся, Грязь, смывайся! Грязь, сдавайся! | Лейся, чистая водичка, Ты умой мне чисто личико, Шейку, ручки умывай, Ничего не забывай! Мылом, мылом чисто мойся, Ни о чем не беспокойся. Мыло не кусается, просто умывается. |
Кто не моет руки с мылом От среды и до среды. На мохнатом полотенце Отпечатаны следы. | Чистим чистим трубочиста - чисто чисто, чисто чисто Будет будет трубочист чист чист чист чист. |
Каждый день я мою мыло Под горячею водой. Мойся, мыло, не ленись, Не выскальзывай, не злись. Вот оно и не упало, Мы не моем его сначала. Ах, опять оно упало, Будем мыть его сначала. Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто, Так опрятны, аккуратны, Всем смотреть на нас приятно. | В руки мыло мы возьмем, И водичку мы польем, Моем руки быстро, быстро, быстро. Моем чисто, чисто, чисто! А потом лицо умыли, Глазки тоже мы промыли, Полотенцем утирались, На себя мы любовались! |
Чище умойся, воды не жалей. Будут ладошки снега белей. Я сегодня утром рано Умывался из-под крана. Я и сам теперь умею Вымыть личико и шею. | Кран,Откройся! Нос, Умойся! Глаз, Купайся! Грязь, Сдавайся! |
Начинаем наш урок. Это что стоит? Горшок! Раз-два-три-четыре-пять - Будем мы штаны снимать! Присядем аккуратно. Знают все детишки: Очень неприятно Писаться в штанишки! Мы все сделаем, как надо. Таня будет очень рада! | Тёма, Тёма-малышок! Ты садись-ка на горшок, Не ходи угрюмый, Посиди-подумай! |
Как тебя зовут, дружок? А меня зовут «Горшок»! Я спасаю всех детей От разных неприятностей. Если будем мы дружить, Будешь ты сухим ходить! Ты гуляй, играй, читай, Но про меня не забывай! Посиди, не торопись, Сделай, деточка, сюрприз! | Мы с тобой пойдем гулять Будем прыгать и играть. Что же ты забыл, дружок? Сесть на Мишенькин горшок. Молодец, теперь скорей Побежали до дверей. |
Горшок – зеленый наш дружок. Твой цвет всегда нам говорит: «Садись скорей, Ведь путь открыт!» | Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, коса, не путайся, Взрослых, детка, слушайся. |
Чешу, чешу волосоньки, Расчесываю косоньки! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу. | Уж я косу заплету, Уж я русу заплёту, Я плету, плету, плету, Приговариваю: «Ты расти, расти, коса — Всему городу краса». |
Хоть с тобой я ссорюсь часто, Гребешок зубастый, Здравствуй! Без тебя нельзя сестричке Заплести свои косички. Без тебя пришлось бы брагу Целый день ходить лохматым. | Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший! Ванечка пригожий |
СИТУАЦИИ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ | Кто тут плачет, Ой-ей-ей! Говорят, Андрюшка мой? Нет, не плачет наш дружок, Зря вы говорите! Улыбается уже - Посмотрите! |
ЛЕВУШКА Левушка? Не Левушка... Ревушка? Не ревушка... Так откуда «Уу-уу!!» Раздается - не пойму. Нету ревушек у нас, Кто ж тут плачет целый час? Чей тут мокрый кулачок? Ой, размокнет мужичок. Не размокнет, чики-чок! Посмотрите в кулачок Лева слезки прячет – Больше он не плачет. | ГОРОШЕНКИ - НЕПРОШЕНКИ Го-ро-шинки, Не-про-шенки, Откуда вы взялись? Автобусом иль поездом До Насти добрались? Не-е-ет, Портить настроение Никто вас не просил! А может ты не плакала, А дождик моросил? |
ПРО ЯНУ-НЕСМЕЯНУ Насупилась, нахмурилась, Ну вот! Совсем не Яна! А может, в гости к нам пришла Царевна Несмеяна? Опять капризничать начнет, Наплачет - океан! Ну вот, и слезный дождь идет - Мы знаем Несмеян. Сейчас бы лодку намечтать, И весла раздобыть, И через этот океан Куда-нибудь уплыть. Туда, где солнышко живет, И где растут бананы, И где не плачут никогда Царевны Несмеяны! | ХНЫЧУ-ПЛАЧУ А у нашего Петра Настроенья нет с утра! Хнычу-плачу, хнычу-плачу, Не помогут доктора! Ну а если доктор - Дынька? Доктор Персик? Виноград? Пусть приходят, прилетают! И домой, и в детский сад! |
ГДЕ ТЫ, ДЕДУШКА-МОЛЧОК? Чики-чики, чики-чок, Где ты, дедушка Молчок? Заходи к нам, посидим, Помолчим... Слышишь, добрый старичок? Тишина! Пришел Молчок! Не спугни его, смотри, Ничего не говори. | БЫЛ У КОШКИ ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ Представляешь?! В воскресенье Был у Кошки день рожденья! Кошка хвостиком играла – Веселилась, хохотала! Мячик по полу катала – Веселилась, хохотала! И по комнате скакала – Веселилась, хохотала! А потом устала Кошка, И поплакала немножко: мяу! |
ВЕРХОМ НА ЛОШАДКЕ (на коленях) Мы поскачем, скачем, скачем, Скачем на лошадке! Мы совсем уже не плачем, Все у нас в порядке. или: Мы поскачем, скачем, скачем, Скачем на лошадке! Мы давным-давно не плачем, Все у нас в порядке! | |
ПРОГУЛКА | Таня варежку надела, Ой, куда я пальчик дела? Нету, пальчика, пропал, В свой домишка не попал, Таня варежку сняла Поглядите-ка, нашла. Ищешь, ищешь и найдешь! Здравствуй, пальчик! Как живешь? |
А сейчас пойдем гулять. Будем с детками играть. Но чтобы Настенька моя Не замерзла никогда. Мы наденем шапочку, Чтобы спрятать ушки, У Насти на макушке. А на шейку шарфик теплый, Очень мягкий и большой. Ну, теперь комбинезон Настенькин любимый. Станешь ты, как гномик, Цветик мой, родимый! Посажу тебя в коляску, Расскажу интересную сказку. | Раз, два, три, четыре, пять — Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки, калошки… И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и играть. |
КУДА ПОШЛИ КОЛГОТКИ? В деревню Потеряево Пошли гулять колготки. Пошли и потерялись там, Ах, бедные сиротки! Сидят они под кустиком, Не плачут, а ревут! Хозяюшку, хозяюшку, Хозяюшку зовут. И вспомнила хозяюшка, Где вечером была! Сходила в Потеряево, Колготочки нашла. | А сейчас пойдем гулять. Будем с детками играть. Но чтобы Настенька моя Не замерзла никогда. Мы наденем шапочку, Чтобы спрятать ушки, У Насти на макушке. А на шейку шарфик теплый, Очень мягкий и большой. Ну, теперь комбинезон Настенькин любимый. Станешь ты, как гномик, Маленький, красивый! |
Вот они, сапожки: Этот - с левой ножки, Этот - с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем сапожки: Этот - с правой ножки, Этот - с левой ножки. Вот так хорошо! | Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет. Уходи с дороги, кот, Наша Танечка идет. Топ-топ, топ-топ-топ! Наша Танечка идет! Ни за что не упадет. Топ-топ, топ-топ-топ! |
Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ. Топ-топ по земле, Ведь земля-то наша. И для нас на ней растут Пироги да каша! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
В работе с детьми младшего дошкольного возраста потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...
Использование русского фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Примерное распределение потешек и песенок по возрастному принципу...
Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробу...
Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок...
Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробу...
Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...
Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробу...