План по самообразованию "Развитие связной речи у детей 4-5 лет через приобщение к устному народному творчеству».
материал (средняя группа)
План по самообразованию "Развитие связной речи у детей 4-5 лет через приобщение к устному народному творчеству».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Емельяновский детский сад «Радуга» комбинированной направленности
Филиал детского сада
План по самообразованию
Гусева Анна Николаевна
Тема "Развитие связной речи у детей 4-5 лет через приобщение к устному народному творчеству».
Сроки реализации:
сентябрь 2021- май 2022 г.
Средняя группа
2021 год
Цель работы:
- развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования.
2. Разработать перспективный план работы с детьми
3. Внести дополнения в РППС
Актуальность выбранной темы.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Работа над программой личностного саморазвития поможет мне:
- Знакомить детей с окружающим миром – природой с укладом жизни и быта русского народа.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность
Сентябрь
Потешки
• Продолжить знакомить детей с потешками, рассказы для чего их используют в жизни.
• Заучить потешку наизусть (проговаривать слова потешки вместе с воспитателем).
• Слушание песенок – потешек. Игра – хоровод: «Заинька попляши».
• Дидактическая игра: «Узнай потешку».
• Применять потешки в режимных моментах (проговаривать вместе).
• Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
• Пополнение картотеки потешек для работы с детьми.
Доклад «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей».
Консультация для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки»
Октябрь
Прибаутки считалки
- «Веселые считалки» - познакомить с понятием «считалка».
- Заучить считалку наизусть: «Раз, два, три, четыре, пять». Беседа на основе последнего материала.
- Проведение русской народной игры «Кошки-мышки».
- Создание картотеки считалок.
- В подвижных играх водящего выбирать при помощи считалки.
Буклет для воспитателей: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».
Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»
Ноябрь
«Загадки» - книга с загадками и иллюстрациями.
- Продолжить знакомить детей с загадками, дать представление о загадках, развивать ритмичную речь, умение работать в коллективе.
- Изготовление картотеки загадок.
- Досуг «Вечер загадок об осени»
Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»
- Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
- Семейная выставка рисунков «Отгадай загадку- нарисуй отгадку»
Декабрь
Пословицы и поговорки
- Познакомить детей с понятиями: пословица и поговорка, почему мы так говорим, развивать ритмичную речь.
- Разучивание пословиц и поговорок с детьми.
- Изготовление картотеки поговорок для детей.
Обзор в интернете информации по теме.
Консультация для родителей: «Роль фольклора в развитии детей».
Январь
Русские народные сказки
- Чтение детям русских народных сказок: учить понимать образное содержание и идею, осмысливать характер и поступки героев, учить внимательно слушать, запоминать интонацию, воспроизводить слова и фразы из текста.
- НОД по развитию речи «Кот, петух и лиса».
- Просмотр мультфильмов, кукольного театра по мотивам русских народных сказок.
- Прослушивание аудиозаписей сказок. Учить обыгрывать знания сказки (игры – драматизации).
- Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам
- Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», -Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы).
Консультация «Использование мнемотаблиц по сказкам в речевом развитии дошкольников»
-Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками.
Беседа «Читайте детям сказки…»
Февраль
Колыбельные песни
- Рассказать о значении колыбельной песни в народе.
- Прослушивание колыбельных песен
- Использование имитационных приемов «значение младенца».
- Дидактическая игра «Кукла Маша засыпай».
Создание фонотеки с колыбельными песнями.
Показ презентации «Роль народного творчества в жизни детей»
Консультация для родителей «Пойте своим детям колыбельные».
Март
Русские народные игры и хороводы
- Познакомить детей с русскими народными хороводами.
- Рассказать детям для чего применяли хороводы в быту.
- Побеседовать с детьми: «Во что играли наши бабушки и дедушки».
- Разучивание хороводов: «Дружочек», «Солнышко-колоколнышко», «Золотые ворота».
Поем песенку: «Заинька» с использованием танцевальных движений.
- Развлечение «Широкая
Масленица».
- Изготовление атрибутов, масок.
- Пополнить уголок ряженья
Буклет «Народные игры как средство развития речи детей».
Консультация «Не забывайте народные игры».
Апрель
Театрализованные игры Учить детей обыгрывать знакомые сказки.
- Изготовление лепбука «Театр дошкольникам»
- Пополнить театральный уголок новыми персонажами
Мастер-класс по изготовлению небольшого кукольного театра для детей (из пластиковых стаканчиков).
Итоговое мероприятие « В сказку играй -речь развивай»
Май
-Игры- драматизации по знакомым сказкам.
-Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»
Родительское собрание
-Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
Рекомендации по закреплению речевых навыков у детей на летний период
Самореализация
Сентябрь
-Изучить тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка»
-Ознакомиться с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете.
-Создать картотеку потешек для работы с детьми.
-Провести консультацию для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки»
-Подготовить доклад на тему «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей».
Октябрь
-Изучить тему: «Использование фольклора в работе с детьми».
- Создать картотеку считалок
-Выполнить буклет для воспитателей: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».
-Провести анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»
Ноябрь
-Изучить тему:« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
-Создать картотеку загадок.
-Подготовить консультацию для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»
-Провести консультацию для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
-Провести семейную выставку рисунков «Отгадай загадку- нарисуй отгадку».
Декабрь
-Изготовить картотеку поговорок для детей.
-Подготовить консультацию для родителей: «Роль фольклора в развитии детей».
Январь
-Изучить тему «Роль сказки в воспитании детей».
-Создать библиотеку красочных книг с русскими народными сказками.
-Подготовить консультацию для педагогов «Использование мнемотаблиц по сказкам в речевом развитии дошкольников»
-Провести консультацию для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
-Провести беседу с родителями «Читайте детям сказки…»
Февраль
-Создать фонотеку с колыбельными песнями
-Показать презентацию для педагогов «Роль народного творчества в жизни детей»
-Подготовить консультацию для родителей «Пойте своим детям колыбельные».
Март
-Изготовить буклет «Народные игры как средство развития речи детей».
-Провести консультацию для родителей «Не забывайте народные игры».
-Изготовить атрибуты, маски.
-Пополнить уголок ряженья
Апрель
-Изучить тему: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
-Провести итоговое мероприятие « В сказку играй- речь развивай»
Май
-Подготовить отчёт о проделанной работе перед педагогами.
-Выступить на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования».
-Подготовить презентацию для родителей «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
-Разработать рекомендации родителям по закреплению речевых навыков у детей на летний период
Используемая литература:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор/сост. В. Аникин. М., 1985.
7. Журналы «Дошкольное воспитание».
8. Журналы «Ребёнок в детском саду».
9. Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству.
Проблема развития интонационной выразительности достаточно актуальна в коррекционной педагогике. Устное народное творчество воздействует на чувства ребёнка благодаря своим средствам выразительности и ...
«Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству».
В современных экономических условиях проблема развития речи становится все более актуальной в связи с тем, что предъявляются все более высокие требования к способности человека четко выражать свои мыс...
«Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»
Интонационная выразительность речи. Так ли она важна?...
«Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству».
Развитие связной речи ребенка возможно лишь при овладении им родным языком...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством
quot;Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством"....