Программа родительского клуба "Будущий первоклассник"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Пульянова Елена Ивановна
Программа родительского клуба
МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка» 
"Будущий первоклассник"
 на 2015-2016 уч. год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan_rodelskogo_kluba.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №20 «Росинка»

____________Ковалева И.В.

«_____»_____________ 2015г.

Программа родительского клуба

МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического

развития детей»

"Будущий первоклассник"

 на 2015-2016 уч. год.

Автор-составитель

воспитатель

Пульянова Е.И.

2015г.

Актуальность

Поступление ребенка в школу – серьезная стрессовая ситуация как для самого ребенка, так и для всей семьи – к этому необходимо готовиться заранее. Подготовка детей к школе является одной из главных проблем. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
Не секрет, что здоровье нации сейчас в катастрофическом состоянии. По свидетельствам медиков, не более 10% детей рождаются здоровыми. Это же подтверждается в нормативном документе о недопустимости перегрузок детей, где сказано, что в 1-й класс приходят 80-90 % детей, имеющих те или иные отклонения физического характера, а 18-20 % — имеют нарушения психического здоровья. К перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию.
Возраст, в котором наши дети идут в школу (6 – 7 лет) сложен для ребенка, так как является переходным. В этом возрасте у ребенка происходит активное анатомо-физическое созревание организма. Возрастает физическая, а также эмоциональная выносливость. Поэтому именно в этом возрасте ребенок становится готов к активной учебной деятельности.
Но разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов.
Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.
Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе.
Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией). Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу.
Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, проведение тестов разного характера и многое другое. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.


Содержание

1. Актуальность

2. Цели и задачи

3. Предполагаемый результат

4. Тематический план

5. Литература


Цель: повышение компетентности родителей в вопросах формирования готовности детей к школе, а именно:

  • в развитии когнитивных функций (свойств и видов внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления, мыслительных операций, классификации и обобщения, умение выделять существенные признаки, зрительного , пространственного и слухового восприятия, воображения, связной речи);
  • в формировании пространственных и пространственно-временных представлений;
  • в обогащении и уточнении словарного запаса детей, расширении кругозора и осведомленности;
  • в совершенствовании фонематического восприятия и формирования основ звукового анализа и синтеза;
  • в развитии мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации;
  • в формировании компонентов произвольной регуляции (умения действовать по словесной инструкции взрослого, по заданному образцу), произвольности психических процессов;
  • в формировании учебной мотивации, развитии любознательности.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с проблемами первоклассников и их причинами.
  2. Обучить практическим навыкам по формированию у ребенка готовности к обучению в школе.

Предполагаемый результат:

  1. Ознакомление родителей с проблемами первоклассников и их причинами в полном объеме.
  2. Сто процентное обучение родителей практическим навыкам по формированию у ребенка готовности к обучению в школе.

Принципы работы клуба:

1. Добровольность.

2. Компетентность.

3. Соблюдение педагогической этики.

Сроки проведения: 1 раз в месяц.

Категория участников: педагоги, родители детей группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет.

                                        Тематический план.

№ блока, тема

Тематика занятий, мероприятие

Сроки

Категория участников

Примерное содержание

1. Психофизиологическая готовность

Занятие 1. Особенности психофизической готовности детей к школе.

  • Развитие мелкой моторики руки;
  • Нужно ли учить писать до школы;
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики руки и графических навыков.

Октябрь

Родители детей групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет.

Анкетирование, беседа о психофизиологической готовности детей 6-7 лет, критерии физиологической готовности детей к обучению, тесты для определения уровня развития мелкой моторики руки, рекомендации по подготовке руки ребенка к письму, упражнения для развития графических навыков.

2. Психолого-педагогическая готовность

Занятие 2. Что такое произвольность?

  • Произвольная регуляция;
  • Зачем нужно развивать внимание;
  • Формирование предпосылок учебной деятельности;
  • Развитие произвольности поведения и внимания.

Ноябрь

Родители детей групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет.

Беседа (раскрытие понятия «произвольность поведения», влияние на обучение детей, формирование компонентов произвольности поведения, развитие внимания), тесты для определения уровня развития произвольности поведения и внимания; игры и упражнения для развития.

3. Психолого-педагогическая готовность

Занятие 3. Развитие психических процессов в старшем дошкольном возрасте.

  • Развитие мышления и памяти детей;
  • Развитие математических представлений у дошкольников.

Декабрь

Воспитатели, родители детей групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет.

Беседа о психических процессах и элементарных математических представлениях дошкольника, необходимости и возможности их развития; тесты для определения уровня сформированности математических представлений и психических функций.

4. Психолого-педагогическая готовность

Занятие 4. С чего начинать обучение грамоте в семье?

  • Нужно ли учить читать до школы;
  • Первые правила для успешного обучения чтению дошкольника.

Январь

Воспитатели, родители детей групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет.

Беседа о необходимости и возможностях обучения грамоте до школы, развитие фонематического восприятия, слухоречевой памяти, основ звукового анализа и синтеза.

5. Социально-личностная готовность

Занятие 5. Социально-личносная готовность к школе.

  • Что такое социально-личностная готовность ребенка к школе;
  • Внутренняя позиция школьника;
  • Как прожить хотя бы один день без нервотрепки.

Февраль

Воспитатели, родители детей групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет.

Беседа о внутренней позиции школьника как новообразовании дошкольного детства, тест для оценки уровня тревожности родителей и детей, рекомендации родителям, элементы тренинга мышечного расслабления.

6. Социально-личностная готовность

Занятие 6. Развитие коммуникативных навыков.

  • Роль семьи в развитии коммуникативных навыков ребенка.

Март

Воспитатели, родители детей групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет.

Беседа о социальном и личностном развитии будущих первоклассников, тесты, рекомендации по развитию навыков общения и стратегии позитивного оценивания.

7. Школьная адаптация

Занятие 7. Что такое адаптация к школе?

  • Как помочь ребенку в период школьной адаптации;
  • Школьные неврозы и их диагностика;
  • 10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника.

Апрель

Воспитатели, родители детей групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет.

Беседа (раскрывается понятие адаптации, стадии школьной адаптации, пути поддержки в период адаптации, пути предупреждения и коррекции школьных неврозов).

Литература

1.Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987


2. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1


3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. :НПО «Образование», 1996


4. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004


5. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб: Речь, 2007


6. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010

7.Бережнова О. В. Работа с семьей при подготовке детей к школе. Лекторий для родителей, будущих первоклассников – СПб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Я - будущий первоклассник"

 Данная программа является логическим дополнением к любой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Программа может использоваться как самостоятельная для подготовки к школе неоргани...

Программа "Я - будущий первоклассник"

 Данная программа является логическим дополнением к любой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Программа может использоваться как самостоятельная для подготовки к школе неоргани...

Программа кружка "Будущий первоклассник"

Данная программа способствует подготовки детей к школе, развивает у дошкольников умение делать звуковой анализ слов, активизирует речь....

Программа родительского клуба «Будущий первоклассник» на 2017-2018 учебный год

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников; привлечение родителей  к сотрудничеству с коллективом дошкольного учреждения в п...

Дополнительная общеобразовательная программа - Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника».

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплекс основных характеристик дополнитель...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...

Программа родительского клуба "Будущие первоклассники"

Программа родительского клуба "Будущие первоклпссники"...