Программа кружка "Будущий первоклассник"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Данная программа способствует подготовки детей к школе, развивает у дошкольников умение делать звуковой анализ слов, активизирует речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_budushchiy_pervoklassnik.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №188
ПРОГРАММА
КРУЖОК «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
Автор: Кочеткова Н.Р.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Пояснительная записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.
Основная цель: Подготовка детей к школе.
Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.
Основными задачами данной программы является:
1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова.
- Обучать детей звуковому анализу слов.
- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
- Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.
- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
- Учить обследовать звуковую структуру слова.
- Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.
- Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.
2. Ознакомление со слоговым строением слова.
- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.
3. Ознакомление со словесным составом предложения.
- Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.
Продолжительность занятия 30 минут, количество занятий 2 раза в неделю.
1 квартал
Звукопроизношение.
1. Уточнить произношение гласных и наиболее лёгких согласных звуков у вновь поступивших детей.
2. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Продолжить работу над трёхсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин).
2. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост).
3. Работать над двухсложными словами с двумя стечениями согласных (планка).
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
1. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласных звуки.
2. Закрепить представления о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости.
3. Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей в выделении звука из слова.
4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: мак, осы, лес.
5. Учить производить анализ и синтез слов типа: мама, слон, мост, лиса, лист.
6. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлога.
Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы.
Развитие общих речевых навыков.
1. Продолжить работу по развитию речевого дыхания.
2. Продолжить работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
3. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.
4. Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх-драмматизациях.
5. Учить детей говорить в спокойном темпе.
6. Продолжить работу над чёткостью дикции, интонационной выразительности речи.
Грамота.
1. Упражнять детей в «печатании» и чтении слогов, слов с пройденными буквами.
2. Познакомить детей с буквами: У, А, И, Э, П, Т, К, М, О, Х, Й, Ы, С.
3. Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисовании букв в воздухе.
4. Уточнить представление детей о том, чем звук отличается от буквы.
5. Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных АУ, УА, ОИ, ИА…., в чтении закрытых слогов типа: АП, УК, ОТ; потом в чтении открытых типа: ПИ, КО, ТА….
6. Учить читать слова:
кот ток мама
кит мок папа
кок мак пума
ком как мука и т.д.
7. Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображённых с недостающим элементом.
8. Упражнять в нахождении правильно изображённых букв в ряду, состоящем их правильно и зеркально написанных букв.
Обучение связной речи.
1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
2. Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение.
3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
4. Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.
6. Совершенствовать навык составления рассказов по картине и по серии картин.
Развитие грамматического строя речи.
1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Животные», «Одежды», «Обувь», «Головные уборы»).
2. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).
3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.
4. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (подкармливать, пригибать, подвязывать…) и начать обучать их образованию и практическому употреблению.
5. Совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять с существительными.
Художественно-творческая деятельность.
1. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.
2. Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковой гимнастике, занимательных упражнениях, в работе с мозаиками, конструкторами; трафаретами, обводками по контуру.
3. Развивать художественное восприятие произведений искусства.
Физическое развитие.
1. Формировать у детей потребность в ежедневной, активной двигательной деятельности.
2. Формировать правильную осанку.
3. Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.
4. Развивать у детей глазомер.
5. Совершенствовать основные движения, путём введения новых сложно координированных видов.
2 квартал
Звукопроизношение.
1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения звуков у всех детей.
2. Формировать правильное произношение шипящих и сонорных звуков у вновь поступивших детей.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Работать над четырёхсложными словами из открытых слогов (кукуруза)
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
2. Упражнять детей в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.
3. Совершенствовать навыки выделения заданного звука из слова.
4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: папа, стол, куст, липа.
5. Учить производить анализ и синтез слов из пяти звуков.
6. Совершенствовать навык звукового анализа слов, анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
Развитие общих речевых навыков.
1. Продолжить работу по развитию речевого дыхания.
2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
3. Совершенствовать навык голосоведения, на мягкой атаке, в спокойном темпе.
4. Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Грамота.
1. Совершенствование у детей навыков «печатания» и чтения слогов, слов и предложений с пройденными буквами.
2. Познакомить детей с буквами: З, Н, Ц, Б, В, Д, Г, Ш, Е, Л, Ж, Ф, Ё, Р.
3. Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисовании букв в воздухе.
4. Обучать детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов, изографов.
5. Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «дописывать» незаконченные буквы, наложенные друг на друга.
Обучение связной речи.
1. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана; по серии картин, по картине.
2. Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.
3. Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать коммуникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей в игре.
4. Совершенствовать навык пересказа.
5. Учить правильно строить и использовать в речи сложно-подчинённые предложения.
Развитие грамматического строя речи.
1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.
2. Познакомить детей со способами словообразования.
3. Продолжить работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными.
4. Учить правильному употреблению в речи относительных притяжательных прилагательных.
5. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.
6. Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия.
Художественно-творческая деятельность.
1. Развивать умение придавать различным сооружениям в конструировании из готовых форм устойчивость; замещать детали, совмещать их.
2. Обучать способам работы различными инструментами.
3. Продолжать развивать творческую активность детей.
Физическое развитие.
1. Совершенствовать координацию движений, равновесие.
2. Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процессе подвижных игр и выполнения различных физических упражнений.
3. Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковых гимнастиках, обводках, штриховках, играх с конструкторами.
3 квартал
Звукопроизношение.
1. Закончить автоматизацию и дифференциацию всех звуков у детей.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Работать над трёх-, четырёх- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (градусник, перекрёсток).
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных, выделении звука из слова.
2. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа: миска, машина.
3. Сформировать представление о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.
4. Совершенствовать навык слогового анализа. Учить членить на слоги четырёхсложные слова.
5. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
6. Закрепить знания известных правил правописания.
Развитие общих речевых навыков.
1. Развивать длительность речевого выдоха.
2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.
3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса.
Грамота.
1. Закрепить навык «печатания» слогов, слов, предложений
2. Познакомить детей с буквами: Ю, Ч, Щ, Я, Ь, Ъ.
3. Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.
4. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы, наложенные друг на друга.
5. Выучить алфавит.
6. Обеспечить формирование первоначальных навыков овладения письменной речью.
Обучение связной речи.
1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта.
2. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описание природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
4. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.
Развитие грамматического строя речи.
1. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными.
2. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
3. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
4. Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.
Художественно-творческая деятельность.
1. Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах.
2. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.
Физическое развитие.
1. Продолжать развивать моторику в пальчиковых гимнастиках, работах с трафаретами.
2. Формировать навыки правильной осанки при статичных положениях и передвижениях в играх.
3. Поощрять проявления самостоятельности детей в организации игр.
4. Поддерживать интерес к различным видам спорта.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Цель | Кол-во часов |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Закреплять понятие детей о слове. Выделение первого звука в слове. | Закрепить знания детей о терминах «слово», «звук». Учить слышать в словах разные звуки, научить протяжно, произносить слова и выделять в них определенные звуки. Развивать внимание, умение быстро находить недостающие детали. | 1 |
2 | Звук и буква А. Гласные звуки. | Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. | 1 |
3 | Звук и буква У. | Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У,у. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. | 1 |
4 | Звуковой анализ и чтение АУ. | Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА). | 1 |
5 | Звук и буква И. Королевство гласных | Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И,и. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». Упражнять в умении читать буквенные сочетания, делить слова на слоги, учить находить ударный слог. | 1 |
6 | Звуки А,У,И. Деление слов на слоги. | Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у], и; буквах А, а; У, у; И,и. Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА). Закрепить термин «гласный». | 1 |
7 | Звук и буква М. Согласные звуки (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие) Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ И т.д. | Познакомить детей с согласными звуками [м], [м'] и буквой М, м. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Знать, что «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать развивать навык чтения слогов и слов. Учить определять место звука «М» в словах, прочитывать слоги с договариванием до целого слова. | 1 |
8 | Гласный звук и буква О. Чтение: ОМ, УМ, АМ, МО, МУ, МА. Звуко-буквенный анализ слогов. | Познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, упражнять в чтение буквенных сочетаний. Закрепить термин «гласный». | 1 |
НОЯБРЬ | |||
1 | Звуки Х,Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах типа: мох,пух… Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ. | Познакомить детей с согласными звуками [х], [х'] и буквой Х, х. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Учить детей делить слова на слоги, соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов. | 2 |
2 | Звук и буква Ы.Образование множественного числа существительных. Чтение предложений | Познакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в чтении буквенных сочетаний. Учить делить слова на слоги, находить ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв. | 1 |
3 | Звуки: Н,НЬ. Буква Н. Гласные и согласные звуки. Нахождение места звука в слове. Чтение слогов: АН,УН,ИН - НА,НУ. Согласные: твёрдые и мягкие. Звуковой анализ: НИНА. | Познакомить детей с согласными звуками [н], [н'] и буквой Н, н. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Учить детей делить слова на слоги, соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов. | 1 |
4 | Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Выделение начального согласного звука. | Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком. | 1 |
5 | Звуки: С,Сь. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение слоговых таблиц. Определение звука в слове. | Познакомить детей с согласными звуками [с], [с'] и буквой С, с. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить соотносить звук и букву, учить читать слоги слитно, сливая в слоге гласную и согласную буквы. Упражнять в умении определять место звука «С» в словах. | 3 |
ДЕКАБРЬ | |||
Звуки П,Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН. Согласные звуки (звонкие-глухие; твёрдые-мягкие). Чтение слоговых таблиц. | Познакомить детей с согласными звуками [п], [п'] и буквой П, п. Учить узнавать правильно и неправильно написанные буквы, находить букву П в печатном тексте. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, развивать навык чтения слогов и слов, упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж). Развивать память, мышление. | 2 | |
Звуки К,Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений. | Познакомить детей с согласными звуками [к], [к'] и буквой К, к. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух.. Учить детей читать слоги и слова из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у ребят интерес к изучению звуков и букв. | 2 | |
Звуки Т, ть. Буква Т. Звуко-буквенный анализ слов: КОТ, КИТ. Деление слов на слоги. Определение места звука в словах. | Познакомить детей с согласными звуками [т], [т'] и буквой Т, т. Продолжать учить уметь соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык слитного чтения слогов и слов. | 2 | |
Звуки Р,Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов. Выделение заданного звука из слов. | Познакомить детей с согласными звуками [р], [р'] и буквой Р, р. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв. | 2 | |
ЯНВАРЬ | |||
Звук и буква Ш. Развитие слухового внимания в игре: "Запомни, повтори". Чтение звуковых таблиц. Звуковой анализ слов. | Познакомить детей с согласными звуками [ш], [ш'] и буквой Ш, ш. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв. | 1 | |
Закрепление. Чтение слов со слогом -ши-. Чтение предложений. | Упражнять детей в чтении слов со слогом –ши-. Познакомить с правилом - ши - всегда пиши с буквой И! | 2 | |
Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра: "Наоборот"(замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложений с заданными словами. | Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком. | 2 | |
Звуки Л,Ль. Буква Л. Определение места звука в словах. Чтение слов, слогов, предложений. | Познакомить детей с согласными звуками [л], [л'] и буквой Л, л. Упражнять в умении определять место звука «Л» в словах; находить букву в печатном тексте. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов. | 2 | |
Дифференциация р/л. Звуко-буквенный анализ слов. | Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком. Обогатить словарный запас. | 1 | |
ФЕВРАЛЬ | |||
Гласные и согласные буквы. | Закрепить правильное произношение звуков, понимание терминов: «гласный», «согласный» звук. | 1 | |
Звуки Б,Бь. Буква Б. Определение количества и последовательность звуков в словах и слогах. Звуковой анализ слов: БИМ, БОМ, БАНТ, БИНТ. Звонкие согласные. | Познакомить детей с согласными звуками (б), (б) и буквой Б. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас. Упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж). Продолжать учить делить слова на слоги, составлять предложения по картинкам. | 1 | |
Дифференциация п/б. Звонкие и глухие согласные. | Развивать слуховую дифференциацию [П] – [Б], [ПЬ] - [БЬ], умение соотносить звуки [Б], [БЬ], [П], [ПЬ] с буквами Б и П. Развивать навык чтения слогов. Продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Упражнять в образовании множественного числа существительных. Развивать память, речь. Обогащать словарный запас. | 1 | |
Звуки З,Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина, зонт. | Познакомить детей с согласными звуками [з], [з'] и буквой З, з. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в умении конструировать и реконструировать букву: З – В – Р, В – Ы; находить букву З в печатном тексте. Продолжать учить детей работать со слоговой таблицей. Развивать навык чтения слогов и слов. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. | 1 | |
Дифференциация з/c. Звонкие и глухие согласные. Предлоги С,ЗА. | Развивать слуховую Дифференциацию [З] – [С], [ЗЬ] – [СЬ], умение соотносить звуки [З], [ЗЬ], [С], [СЬ] с буквами З и С. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения, упражнять в образовании множественного числа существительных, образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, обогащать словарный запас слов. | 1 | |
Звуки В,Вь. Буква В. | Познакомить детей с согласными звуками [в], [в'] и буквой В, в. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Развивать навык чтения слогов и слов. Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв. | 1 | |
Звуки Д,Дь. Буква Д. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | Познакомить детей с согласными звуками (д), (д) и буквой Д. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, работать со слоговой таблицей. Продолжать учить делить слова на слоги. Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж). Развивать внимание. | 1 | |
Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные. | Развивать слуховую дифференциацию звуков [Д] - [Т], [ДЬ] - ТЬ[] , умение соотносить звуки [Д], [ДЬ], [Т], [ТЬ] с буквами Д и Т. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Упражнять в умении работать со слоговой таблицей, в образовании множественного числа существительных. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать память, внимание, речь. | 1 | |
МАРТ | |||
Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов. Множественное число существительных. | Познакомить детей с согласными звуками (г), (г) и буквой Г, г. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, работать со слоговой таблицей. | 1 | |
Дифференциация г/к. Единственное число существительных. | Развивать слуховую дифференциацию звуков [Г] - [К], [ГЬ] - КЬ[] , умение соотносить звуки [Г], [ГЬ], [К], [КЬ] с буквами Г и К. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения. сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать память, внимание, речь. | 1 | |
Звук и буква Ж. Определение места звука в словах. Чтение слов и слогов. Изменение глагола по времени. | Познакомить детей с согласным звуком (ж), и буквой Ж, ж. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, работать со слоговой таблицей. | 1 | |
Дифференциация ш/ж. Чтение слов, слогов, предложений. Слова-предметы, слова-действия. | Продолжать учить детей давать полную характеристику звуку. Упражнять в различии звуков на слух. Развивать логическое мышление. | 1 | |
Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов, предложений. | Познакомить детей с гласным звуком [э] и буквой Э, э.. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, упражнять в чтение буквенных сочетаний. Закрепить термин «гласный». | 1 | |
Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление вопросов. | Познакомить детей с буквой Е. Сформировать представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йэ]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов. Упражнять в подборе слов с противоположным значением | 1 | |
Мягкий согласный Й (мой, твой). Подбор признаков. Изменение слов по образцу. Подбор слова к схеме. | Познакомить детей с мягким согласным звуком– [й] и буквой й. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей. | 1 | |
Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные мужского и женского рода. Родственные слова. | Познакомить детей с глухим согласным звуком – [ц] и буквой Ц, ц. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей, составлять из букв слова. | 1 | |
АПРЕЛЬ | |||
Дифференциация с/ц. Чтение слоговых рядов. | Упражнять в четком произношении звуков, в различии их на слух. Продолжать учить детей давать полную характеристику звуку. Развивать логическое мышление. | 1 | |
Буква Ф. Чтение слов и предложений. Составление слов из слогов. | Познакомить детей с глухим согласным звуком – [ф] и буквой Ф, ф. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей, составлять из букв слова. | 1 | |
Дифференциация в/ф. Звонкие и глухие согласные. | Упражнять в четком произношении звуков, в различии их на слух. Упражнять в придумывании слов с заданными звуками и определении позиции звука в слове. Развивать логическое мышление. | 1 | |
Гласная буква Я. Твёрдые и мягкие согласные. | Познакомить детей с буквой Я,я. Сформировать представление о том, что буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йа]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение преобразовывать слова по образцу. | 2 | |
Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств. | Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком – [ч] и буквой Ч, ч. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение преобразовывать слова путем замены букв. | 1 | |
Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Измение предложений по образцу. Изменение слов по смыслу. | Познакомить детей с буквой Ё, ё. Сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йо]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение определять звук в трех позициях: в начале слова, в середине, в конце. | 2 | |
МАЙ | |||
Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по образцу. | Познакомить детей с буквой Ю, ю. Сформировать представление о том, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йу]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение определять звук в трех позициях: в начале слова, в середине, в конце. Развивать умения изменять предложения по образцу. | 2 | |
Ь знак. Твёрдые и мягкие согласные. Единственное и множественное число существительных. | Познакомить детей с Ъ, буквой, не обозначающей звука. Дать понятие о роли Ъ знака в речи. Упражнять в преобразовании слов, используя прием наращения и вставки букв в данное слово. | 2 | |
Звук и буква Щ. | Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком – [щ] и буквой Щ, щ. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова. | 2 | |
Буква Ъ. Изменение слов по образцу. | Познакомить детей с Ь, буквой, не обозначающей звука. Дать понятие о роли Ь знака в речи. Упражнять в преобразовании слов по подобию. | 1 | |
Итоговое занятие | Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. Закрепить представление о начертании печатных букв, показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами. Создавать у детей радостное настроение. | 1 | |
ИТОГО | 64 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Программное содержание | Методические приемы |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Закреплять понятие детей о слове. Выделение первого звука в слове. | Закрепить знания детей о терминах «слово», «звук». Учить слышать в словах разные звуки, научить протяжно, произносить слова и выделять в них определенные звуки. Развивать внимание, умение быстро находить недостающие детали. | |
2 | Звук и буква А. Гласные звуки. | Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. | 1.Работа с пословицей «Ученье свет, а не ученье тьма. 2. Загадка про азбуку. 3.Знакомство с буквой А. 4.Определение звука в словах АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК. 5.Анализ буквы А. 6.Игровая ситуация «Покажи букву». |
3 | Звук и буква У. | Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У,у. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. | 1.Анализ звука У. 2.Место звука в словах УТКА, АРБУЗ, КЕНГУРУ. 3.Чтение слогов. 4. Дидактическая игра «Телеграф». |
4 | Звуковой анализ и чтение АУ. | Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА). | 1.Определение звуков в именах детей. 2.Составление и чтение слогов АУ, УА. 3.Игра «Угадай звук». |
5 | Звук и буква И. Королевство гласных | Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И,и. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». Упражнять в умении читать буквенные сочетания, делить слова на слоги, учить находить ударный слог. | 1.Анализ звука И. 2.Место звука И в трех позициях. Игра «Угадай звук». 3.Анализ буквы И. 4. Чтение слогов по магнитной азбуке. 5.Игра с заданием «Составим слово». 6.Чтение слоговой цепочки. 7.Игра «В кого или во что нас превратила волшебница». |
6 | Звуки А,У,И. Деление слов на слоги. | Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у], и; буквах А, а; У, у; И,и. Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА). Закрепить термин «гласный». | 1.Чтение стихов с определенными звуками. 2.Чтение слогов по таблице слогов. 3.Составление предложений с определенным слогом. 4.Фонетическая игра «Кто, что услышит?». |
7 | Звук и буква М. Согласные звуки (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие) Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ И т.д. | Познакомить детей с согласными звуками [м], [м'] и буквой М, м. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Знать, что «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать развивать навык чтения слогов и слов. Учить определять место звука «М» в словах, прочитывать слоги с договариванием до целого слова. | 1.Анализ звука и буквы М. 2.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 3. Составление и чтение слогов. 4. Игра «Мамина сумка». |
8 | Гласный звук и буква О. Чтение: ОМ, УМ, АМ, МО, МУ, МА. Звуко-буквенный анализ слогов. | Познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, упражнять в чтение буквенных сочетаний. Закрепить термин «гласный». | 1.Определение на слух места звука в словах ОСЫ, СОМ, ЭСКИМО. 2.Анализ буквы О. 3.Фонетическая игра «Кто внимательнее?». 4.Чтение слогов. |
НОЯБРЬ | |||
1 | Звуки Х,Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах типа: мох,пух… Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ. | Познакомить детей с согласными звуками [х], [х'] и буквой Х, х. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Учить детей делить слова на слоги, соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов. | 1.Анализ звука и буквы Х. 2.Чтение слогов. 3. Составление предложений со словами СУХО СЫРО. 4.Игра «Наоборот». 5. Фонетическая игра «Кто внимательнее?». |
2 | Звук и буква Ы.Образование множественного числа существительных. Чтение предложений | Познакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в чтении буквенных сочетаний. Учить делить слова на слоги, находить ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв. | 1.Анализ звука и буквы Ы. 2.Работа по трем единицам речи: звуку, слогу, предложению. 3. Образование множественного числа имен существительных, чтение слогов и слов. 4. Игра «Капитаны». |
3 | Звуки: Н,НЬ. Буква Н. Гласные и согласные звуки. Нахождение места звука в слове. Чтение слогов: АН,УН,ИН - НА,НУ. Согласные: твёрдые и мягкие. Звуковой анализ: НИНА. | Познакомить детей с согласными звуками [н], [н'] и буквой Н, н. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Учить детей делить слова на слоги, соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов. | 1.Характеристика звука и буквы Н. 2.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 3.Составление слов из слогов «Вместе составим слово». 4.Лексическая игра «Кому это нужно?». 5.Лексическая игра «Найди подходящее слово». |
4 | Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Выделение начального согласного звука. | Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком. | 1 |
5 | Звуки: С,Сь. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение слоговых таблиц. Определение звука в слове. | Познакомить детей с согласными звуками [с], [с'] и буквой С, с. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить соотносить звук и букву, учить читать слоги слитно, сливая в слоге гласную и согласную буквы. Упражнять в умении определять место звука «С» в словах. | 1.Повторение знакомых звуков. 2.Характеристика звука и буквы C. 3.Место звука С в трех позициях. 4. Фонетическая игра «Кто запомнит больше слов со звуком С». 5. Чтение слогов по таблице. 6. Чтение слов с буквой С. 7. Игра «Назови слова». |
ДЕКАБРЬ | |||
Звуки П,Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН. Согласные звуки (звонкие-глухие; твёрдые-мягкие). Чтение слоговых таблиц. | Познакомить детей с согласными звуками [п], [п'] и буквой П, п. Учить узнавать правильно и неправильно написанные буквы, находить букву П в печатном тексте. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, развивать навык чтения слогов и слов, упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж). Развивать память, мышление. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Определение места звука в словах. 3.Игра «Назови слова». 4. Анализ звука и буквы П. 5.Чтение слогов по магнитной азбуке. 5.Чтение слоговой таблицы. 6.Грамматическая игра «Дополни предложение». 7.Игра «Поищи слово». 8.Игра на развитие связной устной речи «Кто лучше расскажет?». | |
Звуки К,Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений. | Познакомить детей с согласными звуками [к], [к'] и буквой К, к. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух.. Учить детей читать слоги и слова из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у ребят интерес к изучению звуков и букв. | 1.Анализ звука. 2. Определение места звука по трем позициям. 3.Анализ буквы К. 4.Чтение слоговой таблицы. 5.Фонетическая игра «Перекличка». 6.Грамматическая игра «Что изменилось в слове?». 7.Работа над ударным слогом. 8.Чтение слоговой цепочки. | |
Звуки Т, ть. Буква Т. Звуко-буквенный анализ слов: КОТ, КИТ. Деление слов на слоги. Определение места звука в словах. | Познакомить детей с согласными звуками [т], [т'] и буквой Т, т. Продолжать учить уметь соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык слитного чтения слогов и слов. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Определение места звука Т в словах. 3.Характеристика звука Т. 4.Анализ буквы Т. 5.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 6.Чтение слоговой таблицы. 7. Игра на развитие связной устной речи «Когда это бывает?». 8.Игра «Поменяли твое имя». | |
Звуки Р,Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов. Выделение заданного звука из слов. | Познакомить детей с согласными звуками [р], [р'] и буквой Р, р. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Дидактическая игра «Назови слово». 3.Анализ звука и буквы Р. 4.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 5.Грамматическая игра «Что мы видим на картине?». | |
ЯНВАРЬ | |||
Звук и буква Ш. Развитие слухового внимания в игре: "Запомни, повтори". Чтение звуковых таблиц. Звуковой анализ слов. | Познакомить детей с согласными звуками [ш], [ш'] и буквой Ш, ш. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв. | 1.Игра с мишкой «Чудесный мешочек». 2.Артикуляционная гимнастика. 3.Анализ звука и буквы Ш. 4.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 5.Работа с загадками. | |
Закрепление. Чтение слов со слогом -ши-. Чтение предложений. | Упражнять детей в чтении слов со слогом –ши-. Познакомить с правилом - ши - всегда пиши с буквой И! | 1.Повторение о звуке и букве Ш. 2.Чтение слогов и слов. 3.Знакомство с правилом – ШИ-всегда пиши с И. 4. Составление и чтение предложений. | |
Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра: "Наоборот" (замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложе- ний с заданными словами. | Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком. | 1.Звуковой анализ слов в игре «Наоборот». 2. Графическая игра «Полубуковка». 3.Работа с скороговорками. 4. Чтение и составление предложений с заданными словами. 5.игра «Кто, кто в теремочке живет?». 6.Игра «Шар лопнул». | |
Звуки Л,Ль. Буква Л. Определение места звука в словах. Чтение слов, слогов, предложений. | Познакомить детей с согласными звуками [л], [л'] и буквой Л, л. Упражнять в умении определять место звука «Л» в словах; находить букву в печатном тексте. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов. | 1.Определение на слух место звука С в трех позициях. 2. Артикуляционная гимнастика. 3.Звуковой анализ слова ЛУША (сюрпризный момент). 3.Знакомство с буквой Л. 4. Чтение слоговой таблицы. 5. Составление простых предложений со словами из слоговой таблицы. 6.Игра «Большие – маленькие». | |
Дифференциация р/л. Звуко-буквенный анализ слов. | Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком. Обогатить словарный запас. | 1.Артикуляционная разминка. 2.Фонетическая игра «Назови слово». 3.Чтение слоговой таблицы и слов. 4.Игра «Кто увидит больше всех?». 5.Игра, «Какая буква в начале слова?», | |
ФЕВРАЛЬ | |||
Гласные и согласные буквы. | Закрепить правильное произношение звуков, понимание терминов: «гласный», «согласный» звук. | 1 | |
Звуки Б,Бь. Буква Б. Определение количества и последовательность звуков в словах и слогах. Звуковой анализ слов: БИМ, БОМ, БАНТ, БИНТ. Звонкие согласные. | Познакомить детей с согласными звуками (б), (б) и буквой Б. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас. Упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж). Продолжать учить делить слова на слоги, составлять предложения по картинкам. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Характеристика звука. 3.Место звука в словах в двух позициях. 4.Анализ буквы Б. 5.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 6.Чтение слоговой таблицы и слов. 7.Составление из букв слов, их анализ. 8.Игра с заданием «Составим слово». | |
Дифференциация п/б. Звонкие и глухие согласные. | Развивать слуховую дифференциацию [П] – [Б], [ПЬ] - [БЬ], умение соотносить звуки [Б], [БЬ], [П], [ПЬ] с буквами Б и П. Развивать навык чтения слогов. Продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Упражнять в образовании множественного числа существительных. Развивать память, речь. Обогащать словарный запас. | 1.Артикуляционная разминка. 2.Анализ звуков П и Б и букв, обозначающих эти звуки. 3.Работа над словом и предложением. 4.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 5.Чтение слоговой таблицы. 6.Игра «Лото». 7.Игра «Подарки». 8.Игра «Кто быстрее найдет свою команду». | |
Звуки З,Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина, зонт. | Познакомить детей с согласными звуками [з], [з'] и буквой З, з. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в умении конструировать и реконструировать букву: З – В – Р, В – Ы; находить букву З в печатном тексте. Продолжать учить детей работать со слоговой таблицей. Развивать навык чтения слогов и слов. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. | 1.Анализ звука. 2.Место звука в трех позициях. 3.Анализ буквы З. 4.Чтение слогов и слов по слоговой таблице. 5.Игра «Гости». | |
Дифференциация з/c. Звонкие и глухие согласные. Предлоги С,ЗА. | Развивать слуховую Дифференциацию [З] – [С], [ЗЬ] – [СЬ], умение соотносить звуки [З], [ЗЬ], [С], [СЬ] с буквами З и С. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения, упражнять в образовании множественного числа существительных, образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, обогащать словарный запас слов. | 1.Упражнение на внимание. 2.Чтение слоговой таблицы. 3.Игра «Назови ласково». 4.Игра «Поищи слово». 5.Игра «Кто лучше расскажет». 6.Чтение слогов с договариванием до целого слова. | |
Звуки В,Вь. Буква В. | Познакомить детей с согласными звуками [в], [в'] и буквой В, в. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Развивать навык чтения слогов и слов. Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв. | 1.Храктеристика звука Ф. 2.Место звука в словах в двух позициях. 3.Чтение стихотворения на восприятие. 4.Игра на определение звука в словах. 5.Анализ буквы В. 6.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 7.Чтение слоговой таблицы. 8.Игра «Звук заблудился». | |
Звуки Д,Дь. Буква Д. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | Познакомить детей с согласными звуками (д), (д) и буквой Д. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, работать со слоговой таблицей. Продолжать учить делить слова на слоги. Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж). Развивать внимание. | 1.Характеристика звука. 2.Упражнение «Забьем гвоздь молоточком». 3.Игра «Дятел». 4.Анализ буквы Д. 5.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 6.Чтение слоговой таблицы и слов. 7.Упражнение «Переставь слова в предложении». 8. Чтение трехбуквенных слов. | |
Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные. | Развивать слуховую дифференциацию звуков [Д] - [Т], [ДЬ] - ТЬ[] , умение соотносить звуки [Д], [ДЬ], [Т], [ТЬ] с буквами Д и Т. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Упражнять в умении работать со слоговой таблицей, в образовании множественного числа существительных. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать память, внимание, речь. | 1.Артикуляционная разминка. 2.Характеристика звуков Д и Т. 3.Чтение по подобию (метаграммы). 4.Чтение слоговой таблицы. 5.Работа с пословицей «Труд человека кормит». 6.Игра «Построй слово». | |
МАРТ | |||
Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов. Множественное число существительных. | Познакомить детей с согласными звуками (г), (г) и буквой Г, г. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, работать со слоговой таблицей. | 1.Характеристика звука. 2.Слова со звуком Г в двух позициях. 3.Анализ буквы Г. 4.Игра «Угадай слово по начальному слогу». 5.Чтение слоговой таблицы, построенной по принципу цепочки. 6.Составление из букв слов. 7.Лексическая игра «Скажи в рифму». | |
Дифференциация г/к. Единственное число существительных. | Развивать слуховую дифференциацию звуков [Г] - [К], [ГЬ] - КЬ[] , умение соотносить звуки [Г], [ГЬ], [К], [КЬ] с буквами Г и К. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения. сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать память, внимание, речь. | 1.Артикуляционная разминка. 2.Упражнение на внимание «Какие буквы спрятались в Б, Ж, П?». 3.Сравнение слов в парах. 4.Игровое упражнение «Где цифры, где буквы?». 5.Чтение слов по слоговой таблице. 6.Игра «Скажи по-другому». | |
Звук и буква Ж. Определение места звука в словах. Чтение слов и слогов. Изменение глагола по времени. | Познакомить детей с согласным звуком (ж), и буквой Ж, ж. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, работать со слоговой таблицей. | 1.Артикуляционная разминка. 2.Характеристика звука Ж. 3.Место звука Ж в словах. 4.Анализ буквы Ж. 5.Чтение слоговой таблицы и слов. 6.Составление из букв слогов и слов. 7.Игра «Жуки». | |
Дифференциация ш/ж. Чтение слов, слогов, предложений. Слова-предметы, слова-действия. | Продолжать учить детей давать полную характеристику звуку. Упражнять в различии звуков на слух. Развивать логическое мышление. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Сопоставление Ж-Ш. 3.Звуковой анализ слов с звуком Ж-Ш. 4.Коллективное чтение логовой таблицы. 5.Составление слов по подобию. 6.Игра «Какая буква в начале слова?». | |
Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов, предложений. | Познакомить детей с гласным звуком [э] и буквой Э, э.. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, упражнять в чтение буквенных сочетаний. Закрепить термин «гласный». | 1.Характеристика звука Э. 2.Место звука в трех позициях. 3.Характеристика буквы Э. Сравнение Э и С. 4.Игровое упражнение «Составь отгадку на загадку». 5.Игра «Прочитай и опиши». 6.Чтение слоговой таблицы и слов. | |
Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление вопросов. | Познакомить детей с буквой Е. Сформировать представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йэ]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов. Упражнять в подборе слов с противоположным значением | 1.Артикуляционная разминка. 2.Характеристика звука Е. 3.Занимательное упражнение «Загадки – складки». 4.Характеристика буквы Е. 5.Чтение слов с преобразованием. 6.Чтение слоговых таблиц. 7.Чтение прямых и обратных слогов с договариванием до целого слова. 8.Работа с пословицей «Делу время, а потехе час». 9.Игровое упражнение «Кто это? Что это?». | |
Мягкий согласный Й (мой, твой). Подбор признаков. Изменение слов по образцу. Подбор слова к схеме. | Познакомить детей с мягким согласным звуком– [й] и буквой й. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей. | 1.Характеристика звука Й. 2.Место звука в словах в трех позициях. 3.Буква Й, сравнение с буквой И. 4.Чтение и сравнение на слух слов. 5.Работа с пословицей «В гостях воля хозяйская». 6.Чтение предложений по таблице. 7.Чтение слоговой таблицы в ускоренном темпе. 8.Игра «Кто поедет в гости?». | |
Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные мужского и женского рода. Родственные слова. | Познакомить детей с глухим согласным звуком – [ц] и буквой Ц, ц. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей, составлять из букв слова. | 1.Артикуляция звука Ц, его характеристика. 2.Анализ буквы Ц. 3.Чтение слоговой таблицы и слов. 4.Игра «Отвечай быстро». 5.Игра «Составь слово из знакомых букв». | |
АПРЕЛЬ | |||
Дифференциация с/ц. Чтение слоговых рядов. | Упражнять в четком произношении звуков, в различии их на слух. Продолжать учить детей давать полную характеристику звуку. Развивать логическое мышление. | 1.Артикуляционная разминка. 2.Чтение слогов и слов. 3.Фонетическая игра «Добавь слог». 4.Определение звука в словах. 5.Игра «Собери слово». | |
Буква Ф. Чтение слов и предложений. Составление слов из слогов. | Познакомить детей с глухим согласным звуком – [ф] и буквой Ф, ф. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей, составлять из букв слова. | 1.Характеристика звука Ф. 2.Игровая ситуация «Кто больше запомнит слов со звуком Ф?». 3.Место звука Ф в трех позициях. 4.Анализ буквы Ф. 5.Чтени слогов с договариванием до целого слова. 6.Чтение слоговой таблицы и слов. 7.Игровое упражнение «Составь из букв название города». | |
Дифференциация в/ф. Звонкие и глухие согласные. | Упражнять в четком произношении звуков, в различии их на слух. Упражнять в придумывании слов с заданными звуками и определении позиции звука в слове. Развивать логическое мышление. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Игра на определение звука в словах. 3.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 4.Игра «Придумай слова с определенным звуком». 5.Игра «Составим из букв предложение». 6.Игра «Какие слова спрятались в буквах?». | |
Гласная буква Я. Твёрдые и мягкие согласные. | Познакомить детей с буквой Я,я. Сформировать представление о том, что буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йа]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение преобразовывать слова по образцу. | 1.Звуковой анализ слов, их преобразование, сопоставление. 2.Чтение и сопоставление слогов по звучанию согласной. 3.Работа с сказкой Л.Н.Толстого «Лягушка и мышь». 4.Анализ буквы Я. 5.Чтение слоговой таблицы. 6.Игра «Меняем имена». 7.Игра «Составим отгадку вместе». 8.Чтение коротких предложений, их анализ. 9.Работа с пословицей «Своя семья – самые верные друзья». | |
Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств. | Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком – [ч] и буквой Ч, ч. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение преобразовывать слова путем замены букв. | 1.Характеристика звука. 2.Занимательное упражнение «Почему появилась ошибка?». 3.Анализ буквы Ч. 4.Преобразование слов путем замены букв. 5.Чтение слоговой таблицы и слов. 6.Игровое упражнение «Все ли верно? Докажи». | |
Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Измение предложений по образцу. Изменение слов по смыслу. | Познакомить детей с буквой Ё, ё. Сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йо]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение определять звук в трех позициях: в начале слова, в середине, в конце. | 1.Анализ звука Ё. 2.Сопоставление группы слов. 3.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 4.Анализ буквы Ё. 5.Чтение слоговых таблиц. 6.Игровое упражнение «О ком я рассказываю?». 7.Игра «Составим слово». 8.Игровое упражнение «Продолжай». | |
МАЙ | |||
Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по образцу. | Познакомить детей с буквой Ю, ю. Сформировать представление о том, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йу]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение определять звук в трех позициях: в начале слова, в середине, в конце. Развивать умения изменять предложения по образцу. | 1.Анализ звука и буквы Ю. 2.Игра «Измени имя». 3.Чтение слоговых таблиц. 4.Игра «Полслова за вами». 5.Работа с пословицей «Юность не грех, старость не смех». 6.Чтение слоговой таблицы и слов с договариванием до целого осмысленного предложения. 7.Упражнение «О ком или о чем я рассказываю?». | |
Ъ знак. Твёрдые и мягкие согласные. Единственное и множественное число существительных. | Познакомить детей с Ъ, буквой, не обозначающей звука. Дать понятие о роли Ъ знака в речи. Упражнять в преобразовании слов, используя прием наращения и вставки букв в данное слово. | 1.Артикуляционная разминка. 2.Характеристика буквы Ъ. 3.Анализ слов с Ъ. 4.Игра «Путешественники». 5.Игровое упражнение «Попробуй сам». 6.Игра «Преобразуй слово». 7.Чтение слов и предложений. | |
Звук и буква Щ. | Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком – [щ] и буквой Щ, щ. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова. | 1.Характеристика звука. 2.Анализ буквы Щ. 3.Чтение слогов и слов по слоговой таблице. 4.Лексическая игра «Кто подберет больше слов?». 5. Игровое упражнение «Я начну, а т продолжи…». | |
Буква Ь. Изменение слов по образцу. | Познакомить детей с Ь, буквой, не обозначающей звука. Дать понятие о роли Ь знака в речи. Упражнять в преобразовании слов по подобию. | 1.Сравнение на слух слов. 2.Сопоставление слов по звучанию и начертанию. 3.Анализ буквы Ь. 4.Выделение слов, на конце которых пишется Ь. 5.Преобразование слов и чтение по подобию. 6.Чтение слов с Ь знаком по таблице. 7.Игровое упражнение «Кто что делает?». | |
Итоговое занятие | Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. Закрепить представление о начертании печатных букв, показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами. Создавать у детей радостное настроение. | 1.Артикуляционная разминка. 2.Чтение трехбуквенных слов. 3.Чтение слогов и составление слов на тему «Домашние животные». 4.Работа с пословицей «Грамоте учиться – всегда пригодиться». 5.Игровая ситуация «В гости пришел Гном». 6.Игра «Составим предложение». 7.Чтение алфавита. Сюрпризный момент. | |
ИТОГО | 64 |
Список литературы:
1. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.-64 с.
- Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
- Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1963.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
- Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
- Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961.
- Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
- Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа "Успешный первоклассник"
Пояснительная записка к авторской программе "Успешный первоклассник", в которой описаны актуальность, цели, задачи, содержание, а также формы и методы организации занятий....
Презентация к сказке Подсказка по программе Н.Ю, Куражевой по программе "Цветик -семицветик" Приключения будущих первоклассников. 6-7 лет.
Пособие способствует усвоению содержания сказки через зрительный и слуховой гнозис. Дети дошкольного возраста ,с нарушением активности внимания, с помощью днного пособия, авктивно усваиваю...
Дополнительная общеразвивающая программа "Будущий первоклассник"
Актуальность программы.Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии дошкольника. Проблемой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в...
Образовательная программа "Будущий первоклассник"
Образовательная программа «Будущий первоклассник»По подготовке детей к обучению в школе...
Дополнительная общеобразовательная программа - Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника».
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплекс основных характеристик дополнитель...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...
Сценарий театрализованной игровой программы для первоклассников «Все начинается со школьного звонка!»
Сценарий театрализованной игровой программы для первоклассников «Все начинается со школьного звонка!» Дата проведения: 1 сентября. День знаний. Участники: первоклассники и их родители Продолжительност...