Особенности организации правового воспитания детей дошкольного возраста
консультация на тему
Цель работы - создание условий для формирования у дошкольников положительного самоощущения; развитию положительного отношения к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_pravovogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации правового воспитания детей дошкольного возраста
Прутова С.Ю., воспитатель
МДОУ «Красная шапочка»
г. Нерюнгри
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых и детей» [1, стр. 45]. Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.
Целью нашей работы являлось создание условий для формирования у дошкольников положительного самоощущения; развитию положительного отношения к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.
Процесс правового воспитания осуществлялся нами через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены следующие критерии правового развития: знания детей о своих правах и обязанностях; оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права; оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности; умение адекватно оценивать свои и чужие поступки с точки зрения норм права; умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения; сформированность качеств самоконтроля и самооценки результатов деятельности; умение соблюдать запреты и исполнять обязанности [1, 2, 3].
При формировании правовой культуры дошкольников мы основывались на принципы: гуманитарно-пропедевтический, содержательно-доминирующий, деятельностный, интеграционный, включенности субъекта, регионально-обусловленного содержания, открытости [2, стр. 64].
Ожидаемый результат: усвоение ключевых понятий «закон», «право», «обязанности», «правонарушения», «национальные отношения», «государство»; ознакомление и закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка»; осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди; укрепление и развитие чувства собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством; формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность; овладение конкретными правилами поведения в дошкольном учреждении, семье, обществе; приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.
Календарно-тематическое планирование занятий представлено в таблице.
Таблица
Тематическое планирование занятий по правовому воспитанию дошкольников
Тема | Цель работы | Формы работы | Методы и приемы |
1. «Что такое права человека». | Знакомство детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формирование понимания того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы. | Групповая. | Дидактическая игра «Для чего этот предмет». Беседа. |
Самостоятельная деятельность. | Продуктивная деятельность: эмблема к макету книги «Конвенция о правах ребенка». | ||
2. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию». | Доведение до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию. | Коллективная. | Дидактическая игра «Назови ласково». Музыкально–дидактическая игра. |
Совместная деятельность с родителями. | Продуктивная деятельность: «Визитка». | ||
3. «Право ребенка жить и воспитываться в семье». | Формирование представления о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка. | Театрализация. | Метод наблюдения. |
Самостоятельная деятельность. | Продуктивная деятельность: (рисование «Моя семья»). | ||
4. «Право ребенка на жизнь и охрану здоровья». | Формирование у детей понимания необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. | Коллективная. | Игра-импровизация. Метод драматизации. |
Самостоятельная деятельность. | Сюжетно-ролевая игра «Больница». | ||
5. «Права ребенка на образование». | Доведение до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. | Коллективная. | Беседа. Дидактическая игра: «Вставьте слово». |
Самостоятельная деятельность. | Сюжетно-ролевая игра «Лесная школа». | ||
6. «Права и обязанности ребенка». | Формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека . | Коллективная. Групповая. | Игра-путешествие. Дидактическая игра «Я имею права на…». |
Совместная деятельность с родителями. | Метод беседы, дискуссии. | ||
7. «Право на защиту» | Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. | Коллективная. Групповая. | Прием визуализации. Психогимнастика. |
Совместная деятельность с педагогом. | Проблемно-поисковый метод. | ||
8. «Право на жилье и неприкосновенность жилища» | Познакомить детей со статьей о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища | Совместная деятельность с педагогом. | Дидактическая игра «Найди домик». Игра-путешествие. |
Самостоятельная деятельность. | Метод драматизации (сказка «Лиса и заяц»). | ||
9. «Мы в стране сказок» | Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним закрепить знания детей о декларации прав ребенка. | Театрализованное занятие | Метод драматизации. |
На каждом занятии включались ролевые, театрализованные и дидактические игры, нравственные задачи и ситуации. Так как основным принципом работы являлся принцип дать детям возможность познавать окружающий мир на своем собственном опыте, в конкретных делах и поступках. Завершение цикла работы по правовому воспитанию дошкольников было проведено в форме театрализованного занятия «Мы в стране сказок». Цель данного занятия состояла в том, чтобы в каждом ребенке воспитывать понимание нравственных качеств и поступков героев сказок, закрепить знания детей о декларации прав ребенка.
Итогом реализации данной работы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Он должен иметь представление о государстве, в котором живет, знать его символику. Дошкольники четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у детей должно выработаться представление о главных ценностях человека.
Таким образом, правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Список литературы:
1. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.
2. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е. и др. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. – М.: Просвещение, 2006. – 143 с.
3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребенок и я… и я имею право! - М.: Скрипторий 2003, 2007. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста Я самый-самый. Право на сохранение своей индивидуальности.
Конспект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Я самый-самый. Право на сохранение своей индивидуальности". Программа расчитана на год....
Концепция правового воспитания детей дошкольного возраста
«Уважение к человеку – вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложеноВ сердцах людей, они неизбежно придут К созданию такой...
Концепция правового воспитания детей дошкольного возраста
Данная методическая разработка основана на опыте работы нашего ДОУ и предусмаривает организацию правового воспитания детей 5-7 лет, взаимодействие с их родителями (законными представителями) и педагог...
Сценарий развлечения по правовому воспитанию детей дошкольного возраста "Есть у всех детей права..."
Конспект сценария по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста «Есть у всех детей права…» Задачи: 1. Познавательное развитие: Дать детям представление об их правах и обязанностях. Развив...
Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей»
При подготовке к проекту обратила внимание на создание среды в старшей группе. Был проведен подбор методических пособий по воспитанию у детей культуры поведения, на формирование семей...
Особенности организации физического воспитания детей раннего возраста (психологические особенности)
Особенности организации физического воспитания детей раннего возраста (психологические особенности) 1. Учеными выделяются две основные стороны в развитии ребенка раннего возраста: психическ...