Консультация для воспитателей " Развитие воображения в дошкольном возрасте"
консультация на тему

Морозова Светлана Владимировна

Консультация содержит игры на развитие воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Развитие воображения»

 Слайд 2: «Все мы родом из детства»…  Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни, к понимаю того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб.

Ведь если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Как бы ни складывалась жизнь родителей, перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и, уж конечно, помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.

Кажется, что все сказанное не вызывает никаких сомнений. Конечно, новизна, творческий поиск, выдумка —это прекрасно. Но теперь давайте подробнее остановимся на отношении к творчеству, когда речь заходит о наших детях, которые без конца что-то выдумывают, фантазируют, задают самые неожиданные вопросы, экспериментирует, с самыми неподходящими вещами. Отсюда вопрос, хотим ли мы, чтобы у нас росли «неудобные творческие дети, и какими бы хотели видеть педагоги и родители своих воспитанников?

Частично ответ на этот вопрос мы находим в одном  из психологических исследований, проведенных зарубежными психологами. Сначала они предложили родителям и учителям определить детей, которых они считают одаренными. И учителя, и родители дали довольно близкие определения. Наиболее важными чертами одарённого ребенка они считали высокий интеллект, хорошие отметки, творчество, целеустремленность, хорошие контакт с окружающими, высокий моральный облик. Затем которого они хотели бы видеть в своем классе, казалось, что их описание во многом совпадает с тем, которое они дали одаренным детям. Родителей же просили описать детей, которых они хотели бы видеть членами своей семьи. И вот эти описания уже довольно резко разошлись с описаниями одаренных детей. Для родителей наиболее важными в данной ситуации выступили такие качества, как эмоциональная стабильность, послушание, хорошие контакты с окружающими, высокий моральный облик. О творчестве уже не было сказано слова!

Многие учителя, которые вдумчиво и всерьез относятся к развитию личности детей, с тревогой спрашивают «Куда исчезают «почемучки»?», «Почему все меньше и меньше дети задают на уроках вопросы?», где фантазеры и выдумщики, которые пусть не всегда послушны, но зато щедры на неожиданные и самостоятельные находки?»

Конечно, и многие родители стремятся к развитию качества у своих детей: отдают их в студии, кружки, специальные школы, где с ними занимаются опытные педагоги. Но, во-первых, это уже школы, а очень многое закладывается в ребенке гораздо раньше; а во-вторых все оценивается положительно, пока ребенок развивает свою фантазию в кружке, а дома он мил и послушен, как только он выходит за рамки, которые ему отвели, то начинаются упреки, что все это выдумки и фантазии. Конечно, при таком отношении гаснут искры детей непосредственности и стремления к новому. А потом сами избегаем людей с куцыми, ровненькими мыслями,        смертельно боящихся высказать что-то новое.

Но возможно и иное отношение к детской фантазии.

Слайд 3.    Итак, воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего образа. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.

Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ.

 Слайд 4.     Игра  «Незаконченные рисунки»

Она направлена на развитие: творческих способностей ребенка, а также мелкой моторики, логики, внимательности, аккуратности, знакомству с окружающим миром.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Вам будет представлено сразу несколько картинок. Нужно будет попытаться разместить на них недостающие элементы.  Как продолжение работы использовать

Слайд 5.     Игру «Дорисовывание фигур»

Инструкция: ребенку даются  фигуры и предлагается подумать и дорисовать эти фигуры так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Слайд 6.     Игра «Неоконченный рисунок»

Ребенку предлагается целый ряд кружков. Его задача – из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше всех нарисовал, тот и выиграл. Кружки можно заменить квадратами, полукругами, крестиками и т.д.

Слайд 7.       Игра «Точки»

Покажите ребенку на примере как можно, соединяя точки, сделать. Рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно.

Слайд 8.       Упражнение «Волшебники»

        Используется для развития чувств на базе воображения. Хорошо воспринимается детьми, начиная с 5 лет.

Вначале ребёнку предлагают две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников»  на  «волшебниц».

         Теперь вторая часть задания.

Ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Если в работе участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.

         Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка «работает» воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

Слайд 9         «Составление изображений объектов»

Материал: различные геометрические фигуры из белого или цветного картона.

Инструкция: «Составь как можно больше разных изображений из этих фигур».

Слайд 10.      Игра «Тропинка»

Предлагаем такую игру. Все дети (можно работать и индивидуально с ребенком) выстраиваются в затылок и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. Начали. «Спокойно идем по тропинке . . . Вокруг кусты, деревья, зеленая травка . . . Птицы поют … Шелестят листья… Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи . . . Одна . . . вторая . . . третья . . . Снова спокойно идем по тропинке . . . Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила . . . Спокойно идем по тропинке . . . Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз . . . Два . . . Три . . . Четыре. . .  Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну . . . Осторожно, идем!

Ух! Наконец-то перешли . . . Идем спокойно!

Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней . . . Еле-еле отдираем ноги от земли . . . Идем с трудом . . .. Вновь стала хорошая дорога. Спокойно идем. . .  А теперь через тропинку упало дерево.  Да какое огромное! Ветки во все стороны! . . Перелезаем через упавшее дерево . . . Идем спокойно по тропинке . . . Хорошо вокруг! . . . Вот пришли! Молодцы!»

Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями

Можно отходить от предлагаемого образца, импровизировать препятствия и условия продвижения по тропинке («тропинку засыпало песком», «посредине лежит огромный камень», «заросла крапивой» и т. п.).  Вариантом этой игры, еще более пробуждающим фантазия детей, является «Путешествие по другой планете». Попросите детей самих придумать, какие препятствия возникают у них на пути, преодолеть их, описать.

Слайд 11.        Упражнение «Неоконченные рассказы»

Ребенку говорят: «Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы». Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить – вернуть собаку или оставить ее себе.

Как поступит мальчик? Почему?

2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: «Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко».

Как поступит мальчик? Почему?

3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: «Простить мне Васю или нет?».

Как поступит Андрей? Почему?

Слайд 12.       Игра «Выведение следствий»

Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет….?». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

  • Что произойдет , если пойдет дождь?
  • Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
  • Что произойдет, если все горы вдруг станут сахарными?
  • Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?
  • Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?
  • Что произойдет, если оживут все сказочные герои?
  • Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?

Слайд 13.      Упражнение «Понимание переносного смысла  пословиц и метафор»

Детям предлагается несколько известных пословиц и «расшифровывающих» их картинок. Их задача является соотнесение пословицы и наиболее отвечающей ей по смыслу картинки.

  1. Яблоко от яблони недалеко падает.
  2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  4. Друг познается в беде.

Слайд 14.        Игра «Королевство сказок»

Игра проводится в группе детей. Каждый ребенок пишет на бумажке любимого героя. Теперь листочки открываем и начинаем сочинять свою историю. Все выбранные герои живут в одном королевстве. Кто-то работает поваром, кто-то полицейским, кто-то поваром, и т.п. Дети должны начать взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. Однако в своих действиях они должны придерживаться сказочного характера героя. Т.е. Буратино должен быть шалуном, Красная шапочка – доверчивой, Золушка – заботливой и доброй. Можно предложить детям конкретный эпизод из жизни сказочного королевства и разыграть его. Например: урок в сказочной школе; жители королевства на базаре (кто-то продает, кто-то покупает); один из героев именинник и ему устраивают день рождения и т.д.

В силу своего развивающего характера, игра не имеет строгих оценок. Она сильны как раз своим бесценным характером, обеспечивая общий положительный эмоциональный фон участников.

Неоценима роль воображения в творчестве: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве.

Слайд 15.         Игра – Упражение «Музыка» (для детей подготовительной группы)

 Детям предлагается конкретная музыка (пьеса П.И. Чайковского «Песня Жаворонка» или любая другая из «Времен года»). После прослушивания музыки ребенку дается 4 краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить. По окончании работы проведите конкурс полученных результатов и заглавий к ним.

Слайд 16.          Игра «Три краски»

Предложите ребенку взять три краски, по его мнению наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

 Слайд 17.         Упражнение «Танец»

Детям предлагается потанцевать. Причем каждый танцует «что хочет». Ребенок должен в танце выразить какой-либо образ. Лучше если образ он придумает сам. При затруднении вы можете помочь ему подсказкой.

Темы для подсказки: станцуй «бабочку, «зайчика», «кошку», «лошадку», «дерево», «цветок», «чайник,, «утюг», «конфетку», «виноград», «тесто», «молоток».

Главное правило – идти от простого образа к сложному, от одушевленного к неодушевленному.

Когда ребенок справился с первой частью задания, т.е. изображения с помощью танца образа, переходя к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.

Темы для второй части задания: станцуй «радость», «горе», «страх», веселье», «удивление», «каприз», «счастье», «жалость».


Одним из проявлений воображения является мечта. Важно чтобы мечта вызывала у ребенка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию его волевой сферы. Поэтому совершенно недопустимо наказывать и высмеивать ребенка.  В каждом конкретном случае попытайтесь разобраться, что лежит в основе фантазирования, и объясните ребенку, как можно осуществить свою мечту. Если этого не делать, то пассивное мечтание станет привычным для ребенка, и он будет предпочитать  жить в выдуманном мире, в мире грез. Это приведет к дефекту в развитии личности ребенка – слабоволию, слабой контактности с другими людьми.

В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения: Нужно представить себе ситуацию, с которой он никогда не сталкивался, создать образы,  не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой. Это происходит на уроках практически по всем дисциплинам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Слайд 2

«Мы все родом из детства »…. А. Сент-Экзюпери

Слайд 3

Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего образа . Задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Слайд 4

Незаконченные рисунки

Слайд 5

Дорисовывание фигур

Слайд 6

Неоконченный рисунок

Слайд 7

Точки

Слайд 8

Волшебники

Слайд 9

Составление изображений объектов

Слайд 10

«Тропинка»

Слайд 11

Упражнение «Неоконченные рассказы» Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо. «Давай Повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем» – говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот и думает, ….

Слайд 12

Выведение следствий

Слайд 13

Понимание переносного смысла пословиц и метафор

Слайд 14

Королевство сказок

Слайд 15

Музыка П.И.Чайковский «Песня жаворонка » Или любая другая из «Времен года»

Слайд 16

Три краски

Слайд 17

Танец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие воображения в дошкольном возрасте"

Представлена консультация для педагогов и методика развития воображения, этапы и содержание....

консультация для воспитателей " Развитие мышления в дошкольном возрасте"

       Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущие к получению новых знаний....

Консультация для воспитателей "Развитие восприятия детей дошкольного возраста через дидактическую игру".

Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе  учебной деят...

Консультация для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма»

Консультация для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма»....

Консультация для воспитателей: "Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром"

quot;Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром"...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Дошкольный возраст – это период  активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ ситу...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...