Консультация для педагогов
консультация на тему

Зимина Марина Сергеевна

Художественно-эстетическое развитие как условие психологического здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

        БДОУ города Омска «Детский сад №336»        

Консультация для педагогов

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья»

                

Выполнил: воспитатель первой

квалификационной категории

Зимина Марина Сергеевна

Омск-2017 г.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Каким образом искусство и творчество могут быть условием создания психологического здоровья?

Искусство является просто незаменимым, когда ребенку очень сложно выразить свои переживания словами, раскрыть определенные стороны внутреннего мира бессознательного, требующие выражения или гармонизации (исцеления).

Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Одним из условий создания психологического здоровья художественно-эстетического направления является изучение характеристики цвета.

Каждый цвет – это энергия, которая распространяется как волны определенной длины, восприятие которых идет от зрения на органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет воздействует на нас сразу на нескольких уровнях и в нескольких направлениях: на физическом уровне, на психологическом, гармонизирует и связует воедино, витаминизирует (дает силы, исцеляет, пробуждает интуицию, способствует развитию духовности.

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.

Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.

Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

Зная характеристику цветов, можно провести диагностику, рисуя фрактальный рисунок, в образовательном учреждении для детей старшего дошкольного возраста. Что поможет выявить характер личности, проблемы которые его беспокоят и совместно с родителями находить пути их решения.

Фрактальный рисунок исполняется с закрытыми глазами, при этом активизируется только мелкая моторика. Дети испытывают удивление, переживают эмоциональный подъем, открыв глаза и увидев свой шедевр.

С помощью фрактального рисунка:

-Гармонизируется общее психическое состояние ребенка.

-Активизируются тонкие области внимания и интуиции. Происходит развитие внимания.

-Активизируются творческие способности.        

-Повышается фоновая активность коры полушарий головного мозга - это проявляется в потоке вопросов и фантазии ребенка.

-Активизируются межполушарные связи в головном мозге.

-Устанавливается гармоническое соотношение между левым и правым полушариями мозга.

-Растет чувство ритма.        

-Развивается мелкая моторика.

-Развивается ассоциативное и образное мышление.

-Активизируется процесс развития способностей оперирования визуальными образами, что приводит к развитию памяти.

Лепка. Специалисты в мире психологии считают, что главное достоинство такого времяпровождения является развитие мелкой моторики у деток. Также способствует раскрыть и развить творческие способности у ребенка. В ходе лепки из пластилина у него включается воображение и он понимает, что из этого материала, возможно, сделать что угодно, придавая все новые очертания фигуре. Делая поделку, ребенок чувствует в себе уверенность, способность к экспериментам и не сдаваться после первой неудачи. Особенно этот вид игры будет полезен неусидчивым и детям с неустойчивой психикой, так как лепка успокаивает нервную систему. Данным занятием надо заниматься вдвоем с ребенком, в процессе работы можно придумать какую-нибудь волшебную историю, сделав ее главных героев из пластилина. 

Конструирование - означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием понимают создание разных конструкций, моделей из строительного материала, изготовления поделок (из бумаги, картона, деталей конструкторов, из различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материала.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа:

- создание замысла;                

- исполнение замысла.

Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Развивает эстетическое мировосприятие, воспитывает художественный вкус.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Особое внимание при рассмотрении темы художественно-эстетического воспитания хочется уделить воздействию музыки на человека. Музыкотерапия (в переводе с греко-латинского «лечение музыкой») – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя; пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию, но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

Следует отметить, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста и музыкальных способностей.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных доминантных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа.

Положительное влияние на ребенка оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения выбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости.

Благотворными, успокаивающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского. Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок, клубная музыка вызывает стрессовые реакции.

Разный терапевтический эффект также имеют музыкальные инструменты:

фортепиано - снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;

скрипка, флейта – расслабляют;

кларнет - улучшает кровообращение, нормализует сердечно - сосудистую систему;

ударные (барабаны, литавры и т. д.) - бодрят, придают силы.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:

-преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать;

- установить контакт между взрослым и ребенком;

- развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка;

- занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

-При пассивной музыкотерапии детям предлагается прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие их настроению, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка.

-При активной музыкотерапии ребенок вовлечен в работу с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Основной целью в этом случае является, устранение повышенной застенчивости, развитие коммуникативных навыков, формирование выдержки и самоконтроля.

С помощью вокала также можно воздействовать на внутренние органы - во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. Голос- это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребёнка.

Определенные ноты влияют на определенные органы:

звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;

ре — на желчный пузырь и печень;

ми — на органы зрения и слуха;

фа — на мочеполовую систему;

соль — на функции сердца;

ля — легкие и почки;

си — на функцию энергообмена, согревая тело. Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие — с верхней (головой).

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович. Опираясь на народные методы воспитания, педагоги создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Детская художественная литература, фольклор, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать процесс воспитания детей в дошкольном учреждении как наиболее интересный творческий процесс, эффективно воздействующий на развитие образной речи, воспитание нравственных качеств, формирование привычки к здоровому образу жизни. В результате общения с художественным произведением, фольклором у дошкольников воспитывается чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости. 
Внутренний мир ребенка поистине богат, по-своему неповторим и уникален. Задача педагога – в полной мере раскрыть у ребенка заложенный природой потенциал и развить его творческие способности. Художественно-эстетическое воспитание включает эмоциональное, эстетическое, духовное и нравственное развитие личности и, как результат, умение жить в гармонии с самим собой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...