Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции речи (из опыта работы)
материал на тему
Выступление на педагогическом совете "Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции речи ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Наши дети выросли и им скоро идти в школу. Каждый специалист, работающий с детьми знает, что неполная коррекция нарушений речи в дошкольном возрасте, неизбежно повлечет за собой стойкое нарушение письма и чтения. Поэтому очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью.
На начало учебного года в нашей группе логопедом была поведена диагностика, которая показала, что не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития:
- 3 детей со сложными нарушениями речи;
- 9 с нарушениями звукопроизношения;
- 6 с нечёткой речью;
- 4 чистоговоряших ребёнка .
В результате обследования Людмила Ивановна создала «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает проблемы звукопроизношения.
Для успешной работы в этом направлении в группе создан речевой уголок. Дидактическое оснащение нашего уголка соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей.
Тематические альбомы и игры для обогащения словарного запаса, игры и пособия для формирования грамматического строя, а также связной речи, дидактический материал для развития фонематического слуха и восприятия.
Предметные картинки с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, кустарники, домашние животные и птицы, зимующие и перелётные птицы, дикие животные и т.д.
Различные виды театров.
Картотека чистоговорок, считалок, поговорок, пословиц, пальчиковых игр, мнемотаблицы.
Любимыми пособиями наших детей являются игры для развития мелкой моторики: «Разноцветные камушки», «Шнуровки», «Умные прищепки».
Отработанные Людмилой Ивановной на индивидуальных и фронтальных занятиях навыки, мы закрепляем не только во время занятий, но и в процессе всех режимных моментов.
В утренний отрезок времени проводим:
- -игры на закрепление поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки - символы и звукоподражания.
- -игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.(«Найди первый и последний звук», «Прохлопай или прошагай слово»)
- -развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей) («Отгадай и назови», «Назови другим словом», «Я знаю пять…»)
- -развитие и совершенствование звуковой культуры речи ( «Посели в домик», «Поймай слово»)
- -развитие, умение образовывать разные формы одного и того же слова, («Назови ласково», «Маленький – большой») согласовывать различные части речи вроде, числе и падеже,
- -развитие связной речи.
- для автоматизации звука в речи заучиваем чистоговорки, стихи.
На прогулке подвижные игры упражнения, пальчиковая гимнастика развивают общую и тонкую моторику, координацию речи с движением.
Во второй половине дня для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
Много играем в сюжетно ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей /«Назови игру»- магазин, парикмахерская, кафе; «Назови инструменты» - стетоскоп, бинт, рецепт, шприц; «Какой официант?» - добрый, внимательный, вежливый; Что делает парикмахер – стрижет, смывает, расчесывает.
Детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики необходимо направлять собирать мозаику, пазлы, работать с конструктором и т. п.
Необходимо отметить еще одно важное направление в совместной работе логопеда и воспитателя - это работа с родителями. Работу с родителями мы проводим в различных формах. Это оформление стендов для родителей, где содержится полезная для них информация, проведение собраний, консультаций. У всех детей заведена тетрадь для индивидуальной работы.
Мы работаем с детьми в течении всего дня, имея возможность многократно повторять наработанный логопедом материал, повторять и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Благодаря взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя можно исправить дефекты, речи и подготовить ребенка к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда при дислалии".
Достижение эфективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия воспитателя, логопеда. психолога. В работе обращается внимание на то, как меняются методы и приемы работы восп...
Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...
ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР. Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...
методическая разработка "Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда"
методическая разработка "Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя"...
« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»
Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий,выдающ...
Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения
Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствованию грамматического строя речи и обучению связной речи ведет логопед, а воспитатель, являясь его п...
« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»
Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?...