« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»
статья по рисованию (подготовительная группа)
Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий,
выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности
воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются
инновационными в работе дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_i_mesto_tvorcheskih_proektov.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Николенко О.Н. , воспитатель
ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района
Санкт -Петербурга
« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов.
Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным . Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада
Поэтому в практике своей работы я стала активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 9-10 проектов в год. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоционально-нравственную сферу.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
И более подробно я хочу рассказать о тех проектах, которые будут проведены в нашей группе в течении 2020-21г..
1.Информационно – познавательный проект «Правила дорожного движения»
Краткосрочный (две недели) с 09.09 по 20.09.2020 Цель: Расширить знания и представления о правилах дорожного движения, повысить уровень ответственности за безопасность жизни;
2. Познавательно-исследовательский, творческий, игровой«Осень, осень – в гости, просим». Средней продолжительности сентябрь-ноябрь. Цель: Расширить знания об осени, ее признаках дарах и изменениями в природе;
3. Творческий проект «Театр-дети-театр» (продолжение) . Долгосрочный с 01.10. 2020 по15.04.2021 г. Цель: Сформировать навыки управления куклами различных систем (настольными, на гапите, марионетками, с «живой рукой). Все свои умения и навыки реализовать в кукольном спектакле «Путешествие в страну сказок», который объединяет небольшие сценки, разученные ранее.
Спектакль в такой форме является итоговым и подводит итог в работе с детьми за три года, даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения и навыки.
4. Информационно – творческий «Русская народная игрушка» Краткосрочный с 18.11 по 29.11. 2020 г. Цель: Познакомить с разнообразием видов русских народных игрушек, содержания игр с ними, формировать умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой.
5. Познавательно-творческий «Мой Пушкин» Краткосрочный 1 неделя с 10.02 по 14.02.2021г. Цель: Развить интерес к творчеству А. С. Пушкина, к русской литературе;
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
6. Познавательно-исследовательский « Мы - исследователи». Краткосрочный с 14.01 по 18.01. 2021г.Цель: Расширить представления детей о воде, снеге, льде , развивать интерес к исследовательской деятельности, творческие способности, познавательную активность,
умение ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.
7. Практический проект «Огородное царство». Средней продолжительности 7 недель
Цель: Научить ухаживать за растениями и познакомить с условиями их содержания, сформировать знания о росте растений в комнатных условиях.
8. Творческо-экспериментальный проект «Я художник» (продолжение). Долгосрочный 8 месяцев с 15.09.20 г. по 15. 05.21 г. Цель: Способствовать становлению национального самосознания детей, ощущения принадлежности их к культуре русского народа; Формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с произведениями русских художников портретистов организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности посредством овладения нетрадиционной техникой«сухая кисть», ватная палочка, пластеинография. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Развивать творческое мышление. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.
Воспитывать любовь к творчеству русских художников.
9. Информационно-познавательный проект «День космонавтики» .
Краткосрочный с 08.04 по 12.04.2021 Цель: Расширить знания детей о солнечной системе. Познакомить с нашей галактикой, дать представления о звездах и созвездиях. Закрепить знания о первом космонавте - Ю. Гагарине. Познакомить с детей с первой женщиной космонавтом - В. Терешковой.
10. Обучающий, познавательно – исторический проект: «9 мая -день Победы!» Краткосрочный с 27 апреля по 8 мая 2021 год. Цель: Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Общими целями у всех проектов является:
- Обогащение словарного запаса детей новыми словами;
- Развитие эмоциональной отзывчивости;
Развитие умения обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать творческое воображение;
- Создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей;
- Воспитание чувства патриотизма и стремление не останавливаться на достигнутых результатах.
На всех этапах проектной деятельности решаются почти все задачи по формированию ключевых компетентностях у детей дошкольного возраста.
Таким образом, метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
Использование метода проектов эффективно в процессе формирования умений в области технологической, информационной и социально-коммуникативной компетентности дошкольников.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Литература:
1.Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей. / И. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. С. 24–28.
2.Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. / И. В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – № 4. – С. 99–101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идт...
Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации
Сегодня метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.О...
Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя ДОО
Материал для выступления на семинаре...
«Организация совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях дошкольной образовательной организации» (из опыта работы)
laquo;Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного ...
Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...
« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»
Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?...