Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:
- развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
- исправление звукопроизношения;
- формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.
Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
- выполнять все рекомендации логопеда;
- обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
- выполнять с ребенком домашние задания;
- осуществлять контроль за речью ребенка.
А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
- ошибки на письме и при чтении;
- снижение самооценки;
- конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.
Памятка для организации занятий по заданию логопеда
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Как работать со звуком
Проговорите звук совместно с ребенком.
Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
Придумайте игры со звуком, над которым работали.
Проговорите речевой материал на этот звук.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.
Дыхательная гимнастика
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.
Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи
Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.
Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvazhaemye_roditeli.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Данная тетрадь предназначена для работы в домашних условиях над звукопроизношением, над слоговой структурой слов, над фонетико-фонематическим восприятием. Задания по коррекции звукопроизношения выполняйте каждый день по 5-10 минут, к ним относятся артикуляционные упражнения и задания на автоматизации звуков.
Важно понимать, что результаты коррекционной работы, проведённой в детском саду логопедом необходимо закреплять дома. Взаимосвязь педагогов и родителей является гарантией получения положительных результатов (динамики) в процессе преодоления речевых нарушений у детей!
Убедительная просьба: направляйте, помогайте, но при этом не выполняйте задания за детей! Пусть иногда получается грязно, криво, некрасиво, но это работа детей! В любом случае не ругайте, обязательно похвалите, чтобы не отбить желание ребёнка заниматься.
Все графические задания должны выполняться карандашом. Тетрадь приносить в понедельник!
Ваш логопед: Свергунова Светлана Теймуразовна (тел. 8-915-686-98-00).
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Данная тетрадь предназначена для работы в домашних условиях над звукопроизношением, над слоговой структурой слов, над фонетико-фонематическим восприятием. Задания по коррекции звукопроизношения выполняйте каждый день по 5-10 минут, к ним относятся артикуляционные упражнения и задания на автоматизации звуков.
Важно понимать, что результаты коррекционной работы, проведённой в детском саду логопедом необходимо закреплять дома. Взаимосвязь педагогов и родителей является гарантией получения положительных результатов (динамики) в процессе преодоления речевых нарушений у детей!
Убедительная просьба: направляйте, помогайте, но при этом не выполняйте задания за детей! Пусть иногда получается грязно, криво, некрасиво, но это работа детей! В любом случае не ругайте, обязательно похвалите, чтобы не отбить желание ребёнка заниматься.
Все графические задания должны выполняться карандашом. Тетрадь приносить в понедельник!
Ваш логопед: Свергунова Светлана Теймуразовна (тел. 8-915-686-98-00).
Речевые нарушения и причины их возникновения.
Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это становится привычкой. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, которые довольно сложно правильно формировать, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, а затем научиться контролировать свою речь и речь окружающих.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.
Другим важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является недоразвитие фонематического слуха у ребенка. При этом ребенку трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, свистящие и шипящие. Например, вместо слова гусь, ребенок говорит кусь, вместо слова шапка – сапка ит. д. Развитие правильного звукопроизношение идет очень медленно и иногда может привести к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднения при письме и чтении.
Как уже было выше сказано, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.
Причины и виды речевых нарушений
Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:
- внутриутробная патология;
- наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
- неблагоприятные роды и их последствия;
- заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
- ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
- малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
- ребенок перенес стресс или испуг.
На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФН;
- нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФН.
- НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).
- Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом
У детей, имеющих ФФН:
- один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
- сложные звуки заменяются простыми;
- наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.
При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:
- Формирование произносительных навыков;
- Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
- Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
- Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
- Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
- Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования
- Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.
Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка:
- Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
- Выполнять назначения невролога;
- Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
- Способствовать развитию мелкой моторики рук;
- Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.
- Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
- Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей — дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).
Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:
- развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
- исправление звукопроизношения;
- формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.
Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
- выполнять все рекомендации логопеда;
- обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
- выполнять с ребенком домашние задания;
- осуществлять контроль за речью ребенка.
А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
- ошибки на письме и при чтении;
- снижение самооценки;
- конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.
Памятка для организации занятий по заданию логопеда
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Как работать со звуком
Проговорите звук совместно с ребенком.
Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
Придумайте игры со звуком, над которым работали.
Проговорите речевой материал на этот звук.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.
Дыхательная гимнастика
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.
Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи
Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.
Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".
Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
В основе создания этой программы использованы «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической р...
Совместный проект музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю - Времена года»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих проблемы с речью.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей ...
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОО в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя....