Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федеральных государственных требований в ДОУ, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, с другими субъектами социализации — социальными партнерами: районный дом культуры, Центр дополнительного образования детей, Районная библиотека с. Бондари, детская библиотека с. Бондари. Программа содержит: 1. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени. 3. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 5. Совместная деятельность сада, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию. 6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания . Актуальность проблемы В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций поможет сформировать ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник. Цели программы 1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. 2. Стремление возродить традиции семейного воспитания. Задачи программы 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка. 2. Создать условия для восприятия целостной картины мира. 3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас. 4. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости. 5. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности. 6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада). Основные принципы программы I. Принципы духовно-нравственного воспитания. Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»), Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним). Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту). Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов). Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ). II. Принципы отбора содержания образования. Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью). Учет требований типовых программ. Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей). III. Принципы организации занятий. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Основные характеристики деятельности 1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание. 2. Изложение материала рассчитано на год. 1. Программа рассчитана на возрастную группу от 5 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод используется во время - чтения педагогом рассказов;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе - чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- разбора житейских ситуаций;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо - организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми. - Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы. 1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения). 2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные,). 3. Культурно-познавательное (встречи) 4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков ). Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.
Формы работы с родителями: - родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Учебно-тематический план № занятия |
Тема занятия | Кол-во часов | 1. | Семья – это остров любви, послушания, доверия. | 1 | 2. | Милосердие в семье | 1 | 3. | Семья-это защита, крепость и сила. | 1 | 4. | Что созидает семью? | 1 | 5. | Что разрушает семью? | 1 | 6. | Как погасить вспыхнувшую ссору? | 1 | 7. | Семья-это остров братской любви. | 1 | 8. | Поговорим о дружбе. | 1 | 9. | Сострадание к сиротам. | 1 | 10. | Детский сад-моя семья. | 1 | 11. | Как погасить вспыхнувшую ссору. | 1 | 12. | Православные традиции празднования Рождества. | 1 | 13. | Православные традиции проведения Святок. | 1 | 14. | Знакомство с библейскими текстами о Крещении. | 1 | 15. | Милосердие к больным. | 1 | 16. | Милосердие к пожилым людям. | 1 | 17. | Милосердие к сиротам. | 1 | 18. | Милосердное отношение к насекомым. | 1 | 19. | Милосердное отношение к животным. | 1 | 20. | Милосердное отношение к птицам. | 1 | 21. | Милосердное отношение к растениям. | 1 | 22. | В чем проявляется милосердное отношение к природе. | 1 | 23. | Народные промыслы. | 1 | 24 | Золотая хохлома. | 1 | 25. | Городецкие узоры. | 1 | 26. | Гжельская роспись. | 1 | 27. | Библейские тексты о жизни Иисуса Христа. | 1 | 28. | Духовное значение праздника Святая Пасха. | 1 | 29. | Поговорим о милосердии. | 1 |
|
|
|
|
|
|
Предполагаемый результат Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов. - Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной и русской культуры, их традициям.
- Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
|