Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Поисковая активность является одним из самых главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по экспериментальной деятельности | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности
«Волшебница вода»
(для детей среднего дошкольного возраста)
Программное содержание.
Цели: 1. Расширять представление о свойствах воды.
2. Развивать личный познавательный опыт детей.
3. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, умеет превращаться в лед.
- Рассказать о необычных явлениях в окружающем мире.
- Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы, решать проблемные задачи.
- Обратить внимание на значение воды в нашей жизни.
Оборудование. Иллюстрации «Вода в природе», глобус, тематическая литература (К.Чуковский «Мойдодыр», В.Берестов «Дождик», И.Бунин «Родник», И.Токмакова «Ручей», «Мальчик и вода», Е.Благинина «Снегурка», «Летний дождик»), стаканчики с водой и молоком, лёд, палочка, стеклянные баночки, акварельные краски, горячая вода, музыка «Звуки воды».
Предварительная работа. Беседы «Как умываются животные», «Болезни грязных рук», «Как я могу помочь природе», полив цветов на клумбе и овощных культур на огороде, раскрашивание «Тучка», чтение художественной литературы по теме, п/и «Салки с дождиком».
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Игровая ситуация.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес. Как же нам туда добраться?
Дети. На поезде, на автобусе, на машине, на самолёте и пр.
Воспитатель. Ребята, лес ведь сказочный, значит, и транспорт нам нужен не простой, а волшебный: мы полетим на ковре – самолёте (имитация полёта и посадки).
Вот мы и на месте. Давайте вдохнём свежий чистый воздух, оглянёмся по сторонам и прислушаемся к звукам леса (звуки воды).
Ребята, слышите, что это плещется и звенит?
Дети. Вода.
Воспитатель. А какие водоёмы встречаются в лесах? (показ иллюстраций «Водоёмы»)
Дети. Озеро, река, ручей, болото, пруд, родник.
- Художественное слово.
Воспитатель. Мы пришли к прохладному ручейку. Ребята, давайте вспомним, откуда берёт своё начало ручеёк (выразительное чтение стихотворения И.Токмаковой «Мальчик и вода»).
С какой горы ты бежишь сюда,
Водичка моя прохладная?
Дети. С той высокой горы, - отвечала вода,-
Где снежная шапка громадная.
Воспитатель. Ответь мне скорей: побежишь ты куда,
Водичка моя прохладная?
Дети. На луг побегу, - отвечала вода, -
Туда, где цветы нарядные.
Воспитатель. Ты лучше осталась бы здесь навсегда,
Водичка моя прохладная!
Дети. Я в садик спешу, - отвечала вода, -
Где гроздья висят виноградные.
Воспитатель. А солнышко сядет, что будет тогда,
Водичка моя прохладная?
Дети. В канавку стеку, - отвечала вода, -
Пусть козлик попьет, я не жадная.
- Наводящие вопросы.
Воспитатель. Вот как много работы у воды, ребята. Откуда ручей бежит?
Дети. С горы.
Воспитатель. (Рассматривание физической карты России) Вода берёт своё начало высоко в горах, спускается водопадами в горные реки или прячется под землю (родники). Реки образуют озёра, впадают в моря, а моря – в океаны.
Для чего нужна вода, давайте вспомним стихотворение.
Дети. Напоить цветы, деревья, кусты, животных, птиц и людей.
Воспитатель. Как ещё мы используем воду?
Дети. Купаться, стирать, мыть, готовить.
Воспитатель. Вот какая полезная и важная вода, без неё ничто и никто на планете не может обойтись. И сегодня ребята, мы с вами поговорим о том, почему вода называется волшебницей: познакомимся с её свойствами и особенностями.
- Основная часть.
- Экспериментальная деятельность.
(Дети располагаются на стульчиках вокруг экспериментальной площадки, вызываются по – одному для помощи в проведении опыта)
«Свойства воды»
Задача. Сформировать представление об основных свойствах воды.
Материалы и оборудование. Прозрачные стаканчики, молоко, 2 палочки, вода.
Ход опыта. Ребёнок опускает в стакан с молоком и в стакан с водой палочку. Дети нюхают и пробуют воду на вкус.
Результат. В стакане с водой палочка заметна.
Вывод. Вода не имеет цвета (прозрачна), запаха и вкуса.
- Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель. Ребята, а из чего же состоит вода?
Дети. Из капелек.
Воспитатель. Давайте представим, что наши пальчики – дождевые капельки, которые падают на наши ладошки.
(Дети ритмично, каждым пальцем отбивают по ладошке такт согласно тексту)
Где ты, дождик, побывал?
Что ты, дождик, поливал?
Побывал в саду. Полил ягоду.
А какую ягоду ты полил в саду?
И клубнику, и малину, и смородину.
А крыжовник ты полил?
Не полил. Забыл…
Ой, вернись назад да полей весь сад! Н.Пикулева. Дождик
- Экспериментальная деятельность.
(Дети располагаются на стульчиках вокруг экспериментальной площадки, вызываются по – одному для помощи в проведении опыта)
«Волшебница вода»
Задача. Сформировать представление о свойствах воды при изменении температуры окружающей среды.
Материалы и оборудование. Ёмкость со льдом, горячая вода в сосуде с металлической крышкой.
Ход опыта. Наблюдение за таянием льда. Сосуд с горячей водой закрывают крышкой. Выясняют, откуда появилась вода на крышке.
Результат. Лёд тает, превращается в воду. Горячая вода превращается в пар и оседает на крышке.
Вывод. В холодное время года вода превращается в лёд, в тёплое – обратно в воду. При высокой температуре вода превращается в пар (испаряется), при охлаждении пара образуется вода.
- Психогимнастика «Путешествие капельки».
Воспитатель. Давайте теперь превратимся в капельки и совершим круговорот воды в природе.
В тучке, мягкой, как подушка, Дети превратились в тучки, руками придают Жили капельки-подружки. объём своему телу
Прогремел весенний гром – Дети превратились в дождь – присели и обняли Тучка пролилась дождём. руками ноги
Тучка дальше убежала, Дети встали друг за другом
Капля в ручеек упала.
Голубые ручейки Дети движутся друг за другом «змейкой»
Пополняли глубь реки.
В голубом речном просторе Дети образуют круг, держатся за руки
Устремились капли к морю.
По волнам они плывут, Дети изображают руками волны, садятся на пол
К бережочку пристают.
В это время солнца лучик Дети встают на ноги
Каплю подхватил – и в тучу.
Смотрит капелька вокруг – Дети опять превратились в тучки
Видит всех своих подруг!
Н. Агошкова. Путешествие капельки. Голубая сказка
- Экспериментальная деятельность.
(Дети располагаются на стульчиках вокруг экспериментальной площадки, вызываются по – одному для помощи в проведении опыта)
«Окрашивание воды»
Задача. Сформировать представление о свойствах воды менять цвет.
Материалы и оборудование. Баночки с водой, крышки, окрашенные изнутри акварелью, краски, палочки для размешивания
Ход опыта. Дети по - одному закрывают крышками банки с водой, встряхивают их.
Дети добавляют в чистую воду акварельные краски, размешивают.
Результат. Вода окрашивается в цвет краски.
Вывод. Некоторые красящие вещества растворяются в воде. Вода принимает цвет краски.
- Итог.
- Выводы. Обобщение.
Воспитатель. Давайте теперь вспомним основные свойства воды.
Дети. Вода бесцветна, не имеет вкуса и запаха.
Воспитатель. Как вода меняет свои свойства при разных температурах?
Дети. Зимой замерзает, при нагревании – испаряется.
Воспитатель. Что такое «круговорот воды в природе»?
Дети. Вода из тучки во время дождя попадает в ручей, затем в реку, затем - в море. На солнышке испаряется и попадает опять в тучку.
- Поощрение работы каждого ребёнка. Уборка экспериментальной площадки.
- Завершение игровой ситуации.
Воспитатель. Ну а наше путешествие к ручейку в волшебном лесу подошло к концу. Пора возвращаться домой (имитация полёта на ковре – самолёте и посадка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности во 2младшей группе "Волшебница-вода"
Задачи. 1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся.2. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы — «Волшебница-Вода»
Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы — «Волшебница-Вода»
Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Вода не имеет формы. Вода прозрачная" для старшей группы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для старшей группы....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Водичка-водичка» в первой младшей группе
Программное содержание:1. Образовательные:- познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, прозрачная, холодная, горячая);- учи...
Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности раннего возраста " Берегите воду" или "Всем нужна вода".
Предлагаю вашему вниманию конспект для исследования вместе с детьми свойства снега и льда....