Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Ледовская Наталия Валерьевна

Поисковая активность является одним из самых главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности

«Волшебница вода»

(для детей среднего дошкольного возраста)

Программное содержание.

Цели:  1. Расширять представление о свойствах воды.  

2. Развивать личный познавательный опыт детей.

3. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, умеет превращаться в лед.
  • Рассказать о необычных явлениях в окружающем мире.
  • Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы, решать проблемные задачи.
  • Обратить внимание на значение воды в нашей жизни.

Оборудование.  Иллюстрации «Вода в природе», глобус,  тематическая литература (К.Чуковский «Мойдодыр», В.Берестов «Дождик», И.Бунин «Родник», И.Токмакова  «Ручей», «Мальчик и вода», Е.Благинина «Снегурка», «Летний дождик»),  стаканчики с водой и молоком, лёд, палочка, стеклянные баночки, акварельные краски, горячая вода, музыка «Звуки воды».

Предварительная работа. Беседы «Как умываются животные», «Болезни грязных рук», «Как я могу помочь природе», полив цветов на клумбе и овощных культур на огороде, раскрашивание «Тучка», чтение художественной литературы по теме, п/и «Салки с дождиком».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  1. Игровая ситуация.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес. Как же нам туда добраться?

 Дети.  На поезде, на автобусе, на машине, на самолёте и пр.

Воспитатель. Ребята, лес ведь сказочный, значит, и транспорт нам нужен не простой, а волшебный: мы полетим на ковре – самолёте (имитация полёта и посадки).

Вот мы и на месте. Давайте вдохнём свежий чистый воздух, оглянёмся по сторонам и прислушаемся к звукам леса (звуки воды).

Ребята, слышите, что это плещется и звенит?

Дети.  Вода.

Воспитатель. А какие водоёмы встречаются в лесах? (показ иллюстраций «Водоёмы»)

Дети. Озеро, река, ручей, болото, пруд, родник.

  1. Художественное слово.

Воспитатель. Мы пришли к прохладному ручейку. Ребята, давайте вспомним, откуда берёт своё начало ручеёк (выразительное чтение стихотворения И.Токмаковой «Мальчик и вода»).

С какой горы ты бежишь сюда,

Водичка моя прохладная?

Дети. С той высокой горы, - отвечала вода,-

Где снежная шапка громадная.

Воспитатель.  Ответь мне скорей: побежишь ты куда,

Водичка моя прохладная?

Дети. На луг побегу, - отвечала вода, -

Туда, где цветы нарядные.

Воспитатель. Ты лучше осталась бы здесь навсегда,

Водичка моя прохладная!

Дети. Я в садик спешу, - отвечала вода, -

Где гроздья висят виноградные.

Воспитатель. А солнышко сядет, что будет тогда,

Водичка моя прохладная?

Дети. В канавку стеку, -  отвечала вода, -

Пусть козлик попьет, я не жадная.

  1. Наводящие вопросы.

Воспитатель. Вот как много работы у воды, ребята. Откуда ручей бежит?

Дети. С горы.

Воспитатель. (Рассматривание физической карты России) Вода берёт своё начало высоко в горах, спускается водопадами в горные реки или прячется под землю (родники). Реки образуют озёра, впадают в моря, а моря – в океаны.

Для чего нужна вода, давайте вспомним стихотворение.

Дети. Напоить цветы, деревья, кусты, животных, птиц и  людей.

Воспитатель. Как ещё мы используем воду?

Дети. Купаться, стирать, мыть, готовить.

Воспитатель. Вот какая полезная и важная вода, без неё ничто и никто на планете не может обойтись. И сегодня ребята, мы с вами поговорим о том, почему вода называется волшебницей: познакомимся с её свойствами и особенностями.

  1. Основная часть.
  1. Экспериментальная деятельность.

(Дети располагаются на стульчиках вокруг экспериментальной площадки, вызываются  по – одному для помощи в проведении опыта)

«Свойства воды»

Задача. Сформировать представление об основных свойствах воды.

Материалы и оборудование. Прозрачные стаканчики, молоко, 2 палочки, вода.

Ход опыта. Ребёнок опускает в стакан с молоком и в стакан с водой палочку. Дети нюхают и пробуют воду на вкус.

Результат.  В стакане с водой палочка заметна.

Вывод.  Вода не имеет цвета (прозрачна), запаха и вкуса.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель. Ребята, а из чего же состоит вода?

Дети. Из капелек.

Воспитатель. Давайте представим, что наши пальчики – дождевые капельки,  которые падают на наши ладошки.

 (Дети ритмично,  каждым пальцем отбивают по ладошке такт согласно тексту)

Где ты, дождик,  побывал?

Что ты, дождик, поливал?

Побывал в саду. Полил ягоду.

А какую ягоду ты полил  в саду?

И клубнику,  и малину, и смородину.

А крыжовник ты полил?

Не полил.  Забыл…

Ой,  вернись назад да полей весь сад!  Н.Пикулева.  Дождик

  1. Экспериментальная деятельность.

(Дети располагаются на стульчиках вокруг экспериментальной площадки, вызываются  по – одному для помощи в проведении опыта)

«Волшебница вода»

Задача. Сформировать представление о свойствах воды при изменении температуры окружающей среды.

Материалы и оборудование. Ёмкость со льдом, горячая вода в сосуде с металлической крышкой.

Ход опыта. Наблюдение за таянием льда. Сосуд с горячей водой закрывают крышкой. Выясняют, откуда появилась вода на крышке.

Результат. Лёд тает, превращается в воду. Горячая вода превращается в пар и оседает на крышке.

Вывод.  В холодное время года вода превращается в лёд, в тёплое – обратно в воду. При высокой температуре вода превращается в пар (испаряется), при охлаждении пара образуется вода.

  1. Психогимнастика «Путешествие капельки».

Воспитатель. Давайте теперь превратимся в капельки и совершим круговорот воды в природе.

В тучке, мягкой, как подушка,       Дети превратились в тучки, руками придают  Жили капельки-подружки.             объём своему телу
Прогремел весенний гром –        
Дети превратились в дождь – присели и обняли  Тучка пролилась дождём.             руками ноги
Тучка дальше убежала,                  Дети встали друг за другом
Капля в ручеек упала.
Голубые ручейки                              
Дети движутся друг за другом «змейкой»
Пополняли глубь реки.

В голубом речном просторе         Дети образуют круг, держатся за руки 
Устремились капли к морю.

По волнам они плывут,                   Дети изображают руками волны, садятся на пол

К бережочку пристают.

В это время солнца лучик              Дети  встают на ноги
Каплю подхватил – и в тучу.
Смотрит капелька вокруг –          
Дети опять превратились в тучки
Видит всех своих подруг!

Н. Агошкова. Путешествие капельки. Голубая сказка

  1. Экспериментальная деятельность.

(Дети располагаются на стульчиках вокруг экспериментальной площадки, вызываются  по – одному для помощи в проведении опыта)

«Окрашивание воды»

Задача. Сформировать представление о свойствах воды менять цвет.

Материалы и оборудование. Баночки с водой, крышки, окрашенные изнутри акварелью, краски, палочки для размешивания

Ход опыта. Дети по -  одному закрывают крышками банки с водой, встряхивают их.

Дети добавляют в чистую воду акварельные краски, размешивают.

Результат. Вода окрашивается в цвет краски.

Вывод.  Некоторые красящие вещества растворяются в воде. Вода принимает цвет краски.

  1. Итог.
  1. Выводы. Обобщение.

Воспитатель. Давайте теперь вспомним основные свойства воды.

Дети. Вода бесцветна, не имеет вкуса и запаха.

Воспитатель. Как вода меняет свои свойства при разных температурах?

Дети. Зимой замерзает, при нагревании – испаряется.

Воспитатель. Что такое «круговорот воды в природе»?

Дети. Вода из тучки во время дождя попадает в ручей, затем в реку, затем  - в море. На солнышке испаряется и попадает опять в тучку.

  1. Поощрение работы каждого ребёнка. Уборка экспериментальной площадки.
  2. Завершение игровой ситуации.

Воспитатель. Ну а наше путешествие к ручейку в волшебном лесу  подошло к концу. Пора возвращаться домой (имитация полёта на ковре – самолёте и посадка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности во 2младшей группе "Волшебница-вода"

Задачи. 1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся.2. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы — «Волшебница-Вода»

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы — «Волшебница-Вода»

Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Вода не имеет формы. Вода прозрачная" для старшей группы

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для старшей группы....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Водичка-водичка» в первой младшей группе

Программное содержание:1.    Образовательные:-     познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, прозрачная, холодная, горячая);-     учи...

Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности раннего возраста " Берегите воду" или "Всем нужна вода".

Предлагаю вашему  вниманию  конспект  для  исследования вместе  с детьми свойства снега и льда....