Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Кисель Н.В.

Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь тогда, когда родители становятся активными помощниками и единомышленниками.

Поэтому мы заинтересовали родителей перспективами нового направления развития детей, вовлекая их в жизнь детского сада, сделали союзниками в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chast_7.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщая родителям о достижениях и проблемах детей, консультируясь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, информируя родителей по приемам и методам нравственного воспитания в семье, используя следующие формы:

  • групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • просвещение;
  • совместную продуктивную деятельность:
  • досуг.

Подводя итоги работы по формированию нравственных представлений у старших дошкольников, можно сделать вывод о разнообразии методов, приемов, форм, которые способствовали решению сложных задач социально-нравственного воспитания.

2.3. Анализ результатов проведенного исследования

На завершающем этапе исследования с целью оценки результативности проведенной работы и подтверждения гипотезы был проведен контрольный эксперимент. В качестве основных методов были определены: наблюдение и эксперимент.

С детьми была повторена методика незаконченного рассказа-ситуации, описывающей нравственную проблему (Г.А.Урунтаева ). Детям поочередно были предложены ситуации, с которыми их знакомили на этапе констатирующего эксперимента:

Ситуация 1

Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом. Подошла Оля и попросила: "Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась". Тогда Маша ответила...

Что ответила Маша и почему?

Ситуация 2

Мама стирала. Витя играл: он строил мост из кубиков. "Витя, помоги мне развесить белье. Я очень устала", - сказала мама.  Тогда Витя ответил ...

Что ответил Витя и почему?

Ситуация 3

Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню. Кубики рассыпались. И тут Вова ...

Что сделал Вова и почему?

Результаты контрольного эксперимента были занесены в таблицу №4

Таблица №4

Уровни осознания детьми нравственных норм

(Результаты контрольного эксперимента)

п/п

Ф.И.О.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Даниил К

+

2

Денис С.

+

3

Вика Л.

+

4

Денис И.

+

5

Артём Т.

+

6

Ваня К.

+

7

Полина Б..

+

8

Маша Ю.

+

9

Артём Р.

+

10

Вадик И.

+

11

Алёна К.

+

12

Эмилия М.

+

13

Настя С.

+

14

Женя И.

+

15

Маша Ш.

+

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что количество детей с высоким уровнем сформированности осознанного отношения к нормам поведения составил 33 %, со средним - 60%. Низкий уровень нравственных представлений составил 7% - один ребенок.

Результаты сравнительной оценки уровней сформированности отношения к нравственным нормам поведения на разных этапах эксперимента отражены в таблице № 3

Таблица 3.

Сравнительная оценка уровней сформированности отношения к нравственным нормам поведения на разных этапах эксперимента

№ п/п

Уровни

сформированности

Констатирующий

эксперимент

Контрольный эксперимент

%

%

1.

Высокий

13

33

2.

Средний

54

60

3.

Низкий

33

7

Итак, дети, показавшие средние результаты: на этапе констатирующего эксперимента, по окончании целенаправленного воспитательного воздействия показали высокие результаты. Так же позитивная динамика наблюдалась и у детей с низкими результатами сформированности осознанного отношения к нравственным нормам. После повторной диагностики только один ребенок остался на прежнем уровне. Во многом это объясняется его индивидуальными особенностями и условиями воспитания в семье: изнеженность, вседозволенность, нервозность.

Итак, показатели сформированности нравственных представлений до проведения формирующего эксперимента:

  • 13 % детей – с высоким уровнем сформированности осознанного отношения к нормам поведения;
  • 54 % детей – со средним уровнем сформированности осознанного отношения к нормам поведения
  • 33% детей с низким уровнем сформированности осознанного отношения к нормам.

Сопоставляя результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что количество детей с высоким уровнем нравственных представлений увеличилось на 20%, а со средним на 6 %. Показатели низкого уровня снизились на 26% .

Наряду с количественными позитивными изменениями, произошли и качественные. Так, наблюдая за поведением детей в процессе их общения в повседневной деятельности, мы установили, что дети стали внимательнее друг к другу, старались следовать усвоенным правилам взаимодействия в играх, стали откликаться на просьбы своих сверстников уступить роль в игре, помочь и т.п. Играя самостоятельно в дидактические настольные игры, ребята стали договариваться "играть честно", по правилам.

С целью выявления динамики представлений о нравственном фиксировались:

• характер суждения;

• соотношение суждений с категориями нравственности;

• обоснование суждений, правил, фактов, установок с позиций общественно значимых ценностей;

• оперирование различными словами для характеристики одного и того же понятия;

• степень убежденности при оперировании понятием.

Так, например, в индивидуальной беседе, проведенной с детьми, отнесенных на этапе констатирующего эксперимента к низкому уровню сформированности представлений, нами были зафиксированы качественные изменения суждений детей. На вопрос: Что значит быть добрым? - прозвучали следующие ответы:

  • Ласково обращаться к людям
  • Давать игрушки другим детям
  • Делать добрые дела
  • Никого не обижать, делиться всем
  • Слушаться, помогать взрослым
  • Если настроение у кого-то плохое, пожалеть.

Закреплению социально-нравственных представлений в поведении детей содействовало введение в группе таких ритуалов «приветствия», как: волшебный клубочек, дружба начинается с улыбки, комплименты, а также ритуалов «прощания»: круг друзей, эстафета дружбы, солнечные лучики,  речевка.

 Когда ребенок овладевает правилами поведения, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них. Для этого вместе с детьми мы ввели правила поведения на занятиях, такие как: не кричать, поднять руку, если хочешь сказать, не перебивать – это постоянные и не обзываться, не щипаться – например, это изменяющиеся правила, актуальные на данный момент для ребёнка.

В повседневной жизни дети чаще стали обсуждать такие вопросы, как: что хорошо, а что  плохо? Нами зафиксированы из практики следующие суждения детей. «Плохо, когда …»:

  • Балуются дети
  • Не помогают маме
  • Злятся, дерутся
  • Ломают игрушки
  • У человека что-то болит, плохое настроение

Большую помощь в решении задачи расширения представлений детей о нравственных представлениях и их закреплении в поведении детей оказывали родители. Родители были осведомлены о той работе, которая проводилась с детьми и старались и в условиях домашнего воспитания продолжить работу по закреплению нравственных представлений.

Полученные данные свидетельствуют о том, что методика формирования социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством этических бесед, чтения художественных произведений, убеждения, дидактических игр, анализа проблемных ситуаций, тренинговых упражнений является эффективной.

Таким образом, входе проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что педагогически правильная подача знаний о нравственном может   быть   осуществлена   путем комплексного подхода к отбору методов воздействия на сознание и поведение ребенка. Создание условий для свободного выбора модели поведения способствовало формированию дифференциации противоположных понятий и соединению их  в единое целое и формирования на этой основе системы представлений о нравственном поведении.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научно-методической литературы позволил сделать следующие выводы по проблеме формирования нравственных представлений в контексте целостного педагогического процесса.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Процесс формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной, кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. Формальное научение ребенка правилам добродетели дает обычно только временный результат.

В дошкольном возрасте ребенок постигает сложный мир человеческих взаимоотношений, открывает законы, по которым  строится взаимодействие, то есть нормы поведения.

Путь формирования знаний детей о нравственных представлениях до правильного поведения очень сложен и требует кропотливой работы взрослых над развитием нравственного сознания детей. Постоянное изучение личности ребенка, своевременное разрешение противоречий, корректирование педагогического процесса, самоанализ и другие действия воспитателя и воспитанника приводят к качественно новым результатам социально-нравственного воспитания.

Источником моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их воспитанием и обучением. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения, подражания, через систему обоснованных методов и приемов.

Успех социально-нравственного воспитания зависит от сформированности связи нравственных представлений, оценочного отношения (хорошо-плохо) и поступка. Особенностью нравственных понятий является наличие момента оценки, причем обычно альтернативной: добрый - хорошо, злой - плохо. Необходимо детей учить анализировать поступки людей с позиции норм поведения и использовать соответствующие методы. Эффективными методами в этой работе являются этические беседы, чтение и анализ художественного произведения, дидактическая игра, тренинговые упражнения.

Учеными уточнено содержание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям и природе, определена методика формирования таких взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста. В основе методики лежит механизм нравственного воспитания, но последовательность компонентов механизма меняется в зависимости от возраста детей (С.Г.Якобсон, Л.П.Стрелкова, В.И.Логинова).

Учеными обосновано несоответствие моральных суждений ребенка и его реального поведения (Е.О. Смирнова и В.М. Холмогорова). Уровень морального развития определяется не усвоением моральных суждений, а характером отношения к сверстнику. «Истинная нравственность», - считают авторы, - развивается не через самосознание и  самооценку и не через усвоение моральных норм, а через воспитание особого выделения другого и отношения к нему». Отношение детей к нравственным нормам в силу возраста нестойкое. 

Важной задачей в формировании нравственных представлений детей является обращение к их личному опыту. Выявлению и формированию нравственных представлений способствует наблюдение за детьми в повседневной жизни за общением детей в процессе их деятельности. 

 Оптимальный способ «подачи» информации о нравственных категориях органически включает практический опыт гуманного поведения с одновременным усвоением системы представлений о нравственном, активизируя тем самым внутренние личностные механизмы (С.В.Петерина, С.Г. Якобсон).

В старшем дошкольном возрасте дети способны усвоить законы гуманизма, справедливости, что подтверждают суждения детей о добром и злом человеке.

Суть нашей опытно-экспериментальной работы заключалась в формировании у детей старшей группы социально-нравственных представлений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. С этой целью нами был разработан план исследования, включавший констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

В констатирующем эксперименте был определен наличный уровень сформированности нравственных представлений. Высокий уровень был выявлен у двух детей (13%), средний уровень - у восьми (55%) и низкий уровень был выявлен у пяти детей (33%). Результаты констатирующего эксперимента дали основание для организации формирующего этапа исследования, в ходе которого  была составлена программа, включающая: цикл занятий с детьми «Уроки этикета», создание общей  доброжелательной атмосферы в ДОУ, содействующей закреплению нравственных представлений в повседневном общении со сверстниками и со взрослыми.

Формирование нравственных представлений осуществлялось посредством соединения нравственных бесед с разнообразными играми, психогимнастическими упражнениями, чтения художественных произведений с последующим обыгрыванием сюжета. Данная работа осуществлялась как через специально организованные «Уроки этикета», так и через повседневную работу, осуществляемую в различные отрезки режима.

Эмоциональное обыгрывание игровых образов, совершаемых разнообразные поступки и реальное поведение детей в повседневной жизни выступали как две сообщающие, взаимосвязанные системы, что и обусловило результативность целенаправленного ознакомления старших дошкольников с нравственными категориями.

Сопоставляя результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что количество детей с высоким уровнем нравственных представлений увеличилось на 20%, а со средним на 6 %. Показатели низкого уровня снизились на 26%.

Наблюдались качественные изменения и в динамике представлений о нравственном: характер суждений; соотношение суждений с категориями нравственности; обоснование суждений, правил, фактов, установок с позиций общественно значимых ценностей; появилось умение оперировать различными словами для характеристики  одного и того же понятия.

Таким образом, в ходе проведенного исследования была достигнута основная цель и решены поставленные задачи.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А.Каирова и О.С.Богдановой.- М.: Просвещение, 1979.
  2. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 40 с.
  3. Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. – СПб., 2006.
  4. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет.- Екатеринбург: «АРГО», 1997.
  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности : Избранные психологические труды / Л.И. Брожович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  6. Буре Р. С.. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие.- М.:Мозаика-синтез, 2011.
  7. Буре Р.С., Година Г.Н., Виноградова А.М.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.-М.: Издательство: Просвещение 1989.
  8. Воронич Е.А. Психолого-педагогический подход в развитии социально-нравственных представлений дошкольников. Комплексная психологическая помощь в образовании: материалы межвузовской конференции, СПб.: Издательство РГПУ им. Герцена, 2011.- С. 68-72.
  9. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: КН. Для воспитателя дет.сада / Р.С.Буре, Г.Н. Година, А.Д.Шатова и др.-М.: Просвещение, 1989.
  11. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей/ Российский государственный педагогический ун-т им. А.И.Герцена. Кафедра дошкольной педагогики.- СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2000.
  12. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст]: собр. соч.: в 6 т.Т. 4.  – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.  
  13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: издательство «Детство-пресс», 2014.
  14. Диагностика эмоционально-нравственного развития/ Ред и сост. И.Б. Дерманова.- СПБ.: Издательство «Речь», 2002.
  15. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева:под общей ред. Н.В.Микляевой.-М.: Изд-во Юрайт, 2013.-510с.
  16. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Самоукиной.- М.: Просвещение, 1983.
  17. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
  18. Запорожец Я.З., Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. А.Д.Кошелевой. – М.: Просвещение, 1978.
  19. Иванова Г. П. Театр настроений. - М., 2006.
  20. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения,- СПБ.: Издательство «Речь», 2001.
  21. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов. – М.: «Академия», 2006.
  22. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. / С.А. Козлова – М.: Академия, 1998. – 156 с.
  23. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности.-М.: Рос. Акад.образования. Психол инс-т, 1995.
  24. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки. - М., «Перспектива, 2011.
  25. Краснощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006.
  26. Кулькова В. и др. Спеши делать добро!//Дошкольное образование.- №8.- 2011.-С.22.
  27. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981.
  28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл : Academia, 2004. – 346 с.
  29. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2001. - 607 с.
  30. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей». - М., 2007.
  31. Микляева Н. В, Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2013.
  32. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян.-М.: Айрис-пресс, 2011.- 208 с
  33. Моральное воспитание (материалы для работы с детьми 4-7 лет) [Текст]; составители: С.Г.Якобсон и др. – Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1996. – 56 с.
  34. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова, Р.И.Жуковская и др.; под ред.  В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
  35. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1987.
  36. Пахомова, О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей [Текст] /  О.Н. Пахомова. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 88 с.
  37. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М. : Просвещение, 1986
  38. Петерина С.В. Теория и методика совершенствования педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.- Ростов н/ Д: Изд-во РГПУ, 2002.
  39. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.
  40. Рочев С.Г. Об относительной значимости моральных норм.- М., 2006.
  41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2009. – 713 с.
  42. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.– М.: АРКТИ, 2005. (Развитие и воспитание дошкольника).
  43. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков / Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004. – 512 с.
  44. Смирнова, Е.О. Детская психология / О.Е. Смирнова. – СПб. : Питер, 2009. – 304 с.
  45. Стрелкова Л.П.    Учебно-методическое пособие для детских дошкольных учреждений и начальной школы. Кн.1. Начало пути (для детей младшего и среднего дошкольного возраста). – М.: 1995.
  46. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.: Просвещение, 1991.
  47. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
  48. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. - (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» - 1).
  49. Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье.- К.: Рад. Шк., 1985.
  50. Ткаченко Т.А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей: Методическое руководство для проведения бесед, игр, упражнений. М.: Книголюб, 2005. – 56 с. (Педагогические беседы).
  51. Урунтаева Г. А Практикум по детской психологии.- М.:Просвещение, 1995.
  52. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М.: Просвещение, 1996.
  53. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
  54. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996.
  55. Я в этом удивительном мире:Интегрированный курс воспитания и развития дошкольников / Авт. Е. С.Туренская, О.С. Кирилкина.- Ставрополь: СКРИПКРО, М.: Илекса, 2001.
  56. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников.// Вопросы психологии.- № 6, 1989.
  57. Юдина О.,Христенко Н. Формируем нормы поведения (средняя группа)// Дошкольное образование.- № 4.- 2012.-С.38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Приложение. Конспекты занятий "Уроки этикета". Игровые ситуации. Беседы. Тренинги. Сочинение детьми историй....