МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал на тему

Садыкова Резиля Решитовна

Методы диагностики психического состояния у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.doc294 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Лейсан" Комсомольского района Чувашской Республики

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                               

Выполнила: Воспитатель

Садыкова Резиля Решитовна

Урмаево 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…...3

1. Понятие «психическое состояние», его категория, структура и детерминанты развития…………………………………...……………………...…4

2. Виды психического состояния …………… ………………………..…....6

3. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..…..8

4. Основные параметры оценки умственной деятельности ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………9

5. Методики для диагностики детей дошкольного возраста……………..11

6. Практическая часть……………………………………………………....13

Заключение………………………………………………………………………....16

Список литературы………………………………………………………………...17

Приложение………………………………………………………………………...19

  1. Введение

В настоящее время особую социальную значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности.

Своевременная психологическая и педагогическая помощь детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте.

Наиболее эффективными для изучения психического развития детей дошкольного возраста являются методики, разработанные отечественными учеными под руководством Е.А. Стребелевой, которые позволяют более полно определить уровень развития ребенка и разработать эффективные коррекционно-развивающие мероприятия.

Психологическая помощь ребенку в условиях образовательного учреждения предполагает также и овладение психологами практическими навыками и умениями в области методов и техник игротерапии, арттерапии, конгруэнтной коммуникации и других способов психологического воздействия с целью эффективного преодоления трудностей развития ребенка, оптимизации его развития, формирования зрелой гармоничной личности.

  1. Понятие «психическое состояние», его категория, структура и детерминанты развития

Термин «состояние» относится к числу метапонятий, а не собственно психологических категорий, наряду с терминами «функция», «система», «процесс», «свойство» и пр. В психологии «состоянием» называют некую внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную во времени составляющую психического процесса (как это ни парадоксально звучит). Состояние проходит вместе с породившим его процессом (например, эмоциональным), а психическое свойство - внешняя, константная характеристика системы, рассматривается без учета времени. Возможны, разумеется, и другие трактовки отношений между этими понятиями. В любом случае «психическое состояние» не формально-теоретическая, а содержательная измеримая характеристика психики человека.

Категория состояния включает в себя понятия разного уровня обобщенности, разной степени широты распространения и охвата всего многообразия психической активности. Психика организована по иерархическому принципу - состояния отдельных частей психики являются частью всего состояния человека. Их выделение возможно лишь в той степени, в какой мы можем обоснованно разделять психику на отдельные сферы, структуры или блоки» [5].

Таким образом, состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности - как единства его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития/

Основными детерминантами состояния являются:

а) потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания);

б) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы);

в) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).

Соотношение этих факторов и определяет характеристики состояния. Говорить о балансе между ними, что нередко можно встретить, неверно, поскольку все эти составляющие не являются какими-либо противодействующими друг другу силами. Сила желания, не подкрепленная необходимыми способностями данного индивида, далеко не всегда противодействует раскрытию способностей, напротив, часто оказывает решающее влияние на их развитие.

Состояния имеют свою внутреннюю структуруОна описана в работах В. А. Ганзена и В. Н. Юрченко, Ю. Е. Сосновиковой и других ученых [2, 11]. Ганзен и Юрченко выделили четыре структурных уровня:

  1. социально-психологический,
  2. психологический,
  3. психофизиологический
  4. физиологический.

Экспериментальные исследования подтверждают важную роль в структуре состояния социально-психологического и психологического уровней [Махнач]. На каждом из этих уровней можно рассмотреть субъективные и объективные характеристикиСубъективные характеристики отражены в самосознании индивида, в них проявляется самоотношение, результаты самопознания и саморегуляции. Объективные характеристики могут быть получены с помощью объективных измерений параметров организма и психики, анализа внешнего облика индивида, особенностей поведения и деятельности, продуктов труда.

2. Виды психического состояния

Состояния имеют характеристики различной степени обобщенности: общие, видовые, индивидуальные. Общим для всех состояний является то, что они имеют временные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные параметры, включают в себя ситуативную и трансситуативную составляющие. У разных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Это дает возможность разделять состояния на долговременные и кратковременные (по временному параметру), а также на эмоциональные, активационные, тонические или тензионные - в соответствии с тем какой именно параметр является ведущим, определяющим остальные параметры. Таким параметром или такой характеристикой может быть эмоциональная - доминирование той или иной эмоции. Может выступать на передний план активационная характеристика - уровень мотивации, полное включение в ситуацию, поглощенность происходящим или, наоборот, отчужденность, отгораживание от жизненных событий [10].

Тот или иной тонус организма, энергетические ресурсы также могут обусловливать многие другие параметры психических состояний, являясь определяющим. Тонус, в свою очередь, зависит от здоровья субъекта, биологических ритмов, характера деятельности, ее продолжительности, от некоторых условий среды.

Наконец, в любой момент времени человеку свойственно то или иное напряжение. Оно может быть обусловлено внутренними факторами: повышенными требованиями к своему поведению или деятельности, неуверенностью в своих успешных действиях в ответственной ситуации и т. п. Но может быть вызвано и многими внешними факторами: неблагоприятные условия деятельности, соперничество, трудные условия существования.

Поскольку состояние - многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает, что отдельные характеристики состояния используются особенно часто. Такие характеристики могут быть оценены как основные.

К таковым можно отнести следующие:

  1. эмоциональные (эти характеристики иногда называют модальностными, понимая под модальностью качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание);
  2. активационные (отражающие интенсивность психических процессов);
  3. тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);
  4. тензионные (отражающие степень напряжения);
  5. временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний);
  6. полярность состояний, другими словами, знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

3. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой         регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение

любого   звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный характер. С одной стороны, некоторые нежелательные проявления оказываются преходящими, временными и постепенно, по мере взросления ребенок теряет их а с другой стороны, именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей [1, 4, 6].

Под готовностью организма ребенка к школьному обучению рассматривается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет ребенку выдержать требования школьной жизни и учебной нагрузки. Критерием готовности служит работоспособность детей в течение учебного дня, учебной недели и т.д. Готовность психических процессов. Определяется уровень сформированности восприятия, мышления, памяти, речи, внимания. Критерием готовности выступает произвольность познавательной деятельности, способность к обобщению и развитая речь, т.е. возможность грамматически правильно, последовательно и связно строить свои высказывания [8, 9].

4. Основные параметры оценки умственной деятельности ребенка дошкольного возраста

Диагностика познавательного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Но как указывает Е.А. Стребелева, следует иметь в виду, что в случаях серьезных недостатков в умственном развитии необходимо применять не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка, наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое изучение ребенка. Е.А. Стребелевой определены основные параметры оценки умственной деятельности ребенка: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности, которые определяют качественную характеристику деятельности ребенка. Рассмотрим их подробнее [3, 8, 9, с. 15–17]

1. Принятие задачи: согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполнения. Ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к познавательным задачам.

2. Способы выполнения задания: хаотические действия; метод практической ориентировки – метод «проб и ошибок», метод практического примеривания; метод зрительной ориентировки. Адекватность действий определяют как соответствие действий ребенка условиям данного задания, характеру материала и требованиям инструкции. Наиболее примитивным способом является действие «силой» или хаотичное действие без учета свойств и качеств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.

 3. Диагностическое обучение: обучаемость осуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования детям надо предлагать следующие виды помощи: – выполнение действия по подражанию; – выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; – выполнение задания с речевой инструкцией.

 4. Отношение ребенка к результату своей деятельности. Подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляет активный интерес к предложенным заданиям и к конечному результату. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и к полученному результату [8, 9, с. 15–17]. Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

1 балл – ребенок не принимает задания и не понимает условий задачи даже после обучения, ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании, не выделяет его цели;

2 балла – ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла – ребенок принял и понял условия задания, но при его выполнении опирается на низкий уровень ориентировки, после обучения переходит на более высокий тип ориентировочной деятельности, заинтересован в конечном результате;

4 балла – ребенок сразу принимает и понимает условия задания, самостоятельно пользуется адекватными способами ориентировки при его выполнении, стремится к положительному результату. Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с количеством баллов, характерным для нормально развивающихся детей данного возраста (34–40 баллов). «Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. «зону ближайшего развития». Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка» [8, 9, с. 15–17].

5. Методики для диагностики детей дошкольного возраста

Психический

процесс/

личностная

сфера

№п/п

Название

Возрастная группа

3-4

4-5

5-6

6-7

Мышление

1

Пирамидка

+

2

Конструирование по образцу

+

3

Времена года

+

4

Невербальная классификация

+

+

5

Классификация по заданному образцу (по Е.Л.Агаевой)

+

+

6

Нелепицы

+

+

7

Четвертый лишний

+

+

+

8

Последовательность событий (южетные картинки)

+

+

+

9

Самый непохожий (восприятие)

+

+

10

Схематизация по Р. И. Бардиной)

+

Внимание

1

Найди и вычеркни (крректурные пробы)

+

+

+

+

2

Тест переплетенных линий

+

+

+

3

Запомни и расставь точки

+

+

4

Запрещенное слово (да и нет)

+

+

5

Сравни картинки

+

+

+

Восприятие

1

Коробка форм (также наглядно-действенное мышление)

+

2

Коврики (цвет)

+

3

Разрезные картинки

+

+

+

4

«Мисочки» (включение в ряд)

+

5

Чего не хватает на рисунке

+

6

Какие предметы спрятаны в рисунках

+

+

7

Узнай кто это (с изобр. собаки)

+

+

8

Эталоны (по О.М.Дьяченко)

+

Память

1

Запоминание слов

+

+

+

2

Запоминание картинок

+

+

+

3

Пиктограммы

+

+

4

Запомни цифры

+

5

Заучивание слов (по А. Р. Лурия)

+

+

6

Запомни слова (по А.Н.Леонтьеву)

+

+

Отношения в семье

Готовность к школе

1

Рисунок семьи

2

Почта (тест семейных отношений)

3

Тест детско-родительских отношений Варга, Столина

4

Методика Рене Жиля

5

Сказки Дюсса (Десперт)

1

Тест Вицлака

2

МЭДИС

3

Тест Гильбуха

  1. Практическая часть

Исследование проходило в МАДОУ «Детский сад «Балачак» Комсомольский район с. Токаево в нем принимали участие 21 ребенок в возрасте 5-6 лет.

Использовала следующую методику «Запомни и расставь точки» [7].

Целью методики «Запомни и расставь точки» стало оценивание объема произвольного внимания ребенка.

Детям предлагался лист с точками, лист с пустыми карточками.
Лист с точками предварительно разрезался на 8 малых квадратов, которые затем складывались в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ребенку предлагалась следующая инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд.

Оценка результатов осуществлялась следующим образом:

Объемом внимания ребенка – считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек)

Результаты эксперимента оценивались в баллах следующим образом:

10 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов – средний.

4-5 баллов – низкий.        

0-3 балла - очень низкий.

Приступим к анализу результатов полученных данных по данной методике. Стимульный материал представлен в Приложении А. Индивидуальные результаты диагностики представлены в Приложении Б, сводные данные нашли свое отражение на рисунке 1 и на таблице 1.

Таблица 1 – Распределение испытуемых по уровням развития произвольного внимания

Уровни

Испытуемые

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

8

38

12

57

1

5

-

-

-

-

Рисунок 1. Распределение испытуемых по уровням развития внимания по результатам методики «Запомни и расставь точки»

Итак, по результатам выполнения диагностического задания испытуемые распределились по трем уровням из пяти: на очень высоком уровне оказалось 38% воспитанников, а на высоком уровне 57%  детей, средний уровень 5%.Детей с низким и очень низким уровнями развития внимания в данной группе не оказалось.

Дети с очень высоким уровнем развития произвольного внимания, были довольно активными и легко шли на контакт. Марьям П. всегда говорила вслух, сколько точек на квадратах. Камил К. всегда говорил «Меня не перехитрить». Дети обладающие с высоким уровнем развития произвольного внимания проявляли самостоятельность, инициативность, устойчивость. Они сразу же приступили к выполнению задани, когда я объсняла задание не отвлекались. Дошкольники, обладающие средним уровнем, были меньше заинтересованы работой и проявляли небольшую активность в заданиях. Данис Е. при рассматривании квадратов почти всегда молчал.

Заключение

Проблема психических состояний, впервые выделенная Н.Д. Левитовым, до настоящего времени остается недостаточно разработанной. В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление, достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия являются критериями оценки психического состояния человека.

Таким образом, гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с жизненной средой (другими людьми, миром природы и т.д.), при которых сохраняются здоровье человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития. Всё это справедливо и для детей. Тем более важным становится наблюдение за психическим состоянием ребёнка, как родителями, так и воспитателями детских садов, учителями в школе.

Больше всего у детей 5-6 лет преобладает высокий уровень развития произвольного внимания.

Дети очень высоким и высоким уровнем развития произвольного внимания проявляли интерес к выполнению задания. Были самостоятельными, не отвлекались, проявляли инициативность, сосредоточенность. Детям со средним уровнем развития произвольного внимания присуща отвлекаемость не увлеченность, не до конца слушают задание. С  очень низким уровнем развития произвольного внимания в этой группе не оказалось.

Список литературы

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – Москва : Академия, 2002. – 416 с. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва : Международный образовательный психологический колледж, 1995. – 144 с.
  2. Ганзен, В. А. Систематизация психических состояний/ В. А. Ганзен // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – Москва : ПЕР СЭ; Санкт Петербург : Речь, 2004. – С. 60–64.
  3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Бук-Мастер, 1998. – 336 с.
  4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – Москва : РОУ, 1996. – 186 с.
  5. Куликов, Л. В. Проблема описания психических состояний \\ хрестоматия «Психические состояния» под. ред. Л.В. Куликова. – Санкт Петербург, 2001. – 350 с.
  6. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – Москва : Издательский центр «Академия», 1998. – 456 с.
  7. Немов, Р. С. Психология : Учеб. Для студентов высш. пед. Учеб. Заведений : В 3 кн. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 350 с.
  8. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. – Москва : Бук-Мастер, 1998. – 225 с.
  9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошко- льного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. – Москва : Просвещение, 2004. – 164 с
  10. Сидоренко, Е. Методы математической обработки психологии / Е. Сидоренко. – Санкт Петербург : Речь, 2006. – 350 с.
  11. Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова. – Горький : Горьковский государственный педагогический институт им А. М. Горького, 1975. –118 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Стимульный материал диагностической методики «Запосни и расставь точки»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Имя

№ карточки

1

2

3

4

5

6

7

8

Уровень

1.

Дина М.

+

2

-

1

3

1

2

5

Высокий

2.

Диляра И.

+

+

3

3

3

4

-

3

Высокий

3.

Рустем К.

1

2

4

4

3

5

2

7

Очень высокий

4.

Камил К.

2

1

1

4

3

3

5

9

Очень высокий

5.

Айгуль И.

2

3

3

4

3

4

4

4

Высокий

6.

Карина Ю.

2

3

4

2

3

6

4

6

Очень высокий

7.

Магомед Г.

-

2

2

1

3

4

4

7

Очень высокий

8.

Марьям П.

1

1

3

3

3

4

3

3

Высокий

9.

Сирине П.

1

-

-

2

3

4

4

4

Высокий

10.

Марсель И.

1

2

1

2

2

3

2

4

Высокий

11.

Залина М.

2

1

1

2

2

5

3

5

Высокий

12.

Алина П.

2

2

3

2

2

5

3

5

Высокий

13.

Булат И.

1

2

3

3

3

4

5

5

Высокий

14.

Данис Е.

-

-

3

1

2

3

2

2

Средний

15.

Даниил К.

1

1

2

2

4

2

5

3

Высокий

16.

Камиль В.

1

-

3

5

3

6

5

4

Очень высокий

17.

ЮнусМ.

1

3

4

4

4

4

7

3

Очень высокий

18.

Алмаз М.

-

2

3

3

3

3

1

4

Высокий

19.

Рашит М.

1

1

3

-

2

1

1

5

Высокий

20.

Ранил Е.

2

2

2

3

4

3

6

8

Очень высокий

21.

Ринас Д.

2

3

2

4

5

4

5

6

Очень высокий

Таблица 1 – Распределение испытуемых по уровням развития произвольного внимания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.

В статье говорится о проблемах диагностики и коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний у детей в условиях ДОУ....

Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста

Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е....

Игры на саморегуляцию эмоционального состояния для детей дошкольного возраста

Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей...

Проективные методики диагностики эмоционального состояния у детей дошкольного возраста.

Представлены основные проективные методики, используемые для оценки эмоционального состояния детей дошкольного возраста....

Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов aрт — терапии

Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов aрт — терапииПодготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна В связи с изменениями в жизни общест...

Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов aрт — терапии

В связи с изменениями в жизни общества, которые рождают нестабильность, неопределённость будущего, проблема тревожности детей выходит на первый план.Что такое тревожность?В психологическом словаре &la...

Сказкотерапия как один из методов коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка....