Сказкотерапия как один из методов коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Никитина Лариса Валерьевна

На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка. Данный метод психокоррекционной работы можно использовать, начиная с раннего детства. Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка. Однако в работе с детьми с ЗПР сказкотерапия должна претерпевать некоторые изменения, помогающие ребенку более эффективно использовать ресурсы сказки.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

     Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в его психическом развитии. Основной сложностью в работе с детьми с задержкой психического развития является формирование высших чувств и позитивных эмоциональных потребностей.  

      Поведение дошкольников с ЗПР характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость функционирования от внешнего контроля, эмоциональная незрелость, «размытость» моральных норм, недостаточный интерес к окружающим людям, пассивность и импульсивность, нарушения речи по типу ОНР.

          Дети с ЗПР старшего дошкольного возраста часто вступают в конфликтные ситуации, где являются инициаторами словесных нападений. Достаточно с высокой частотой в поведении детей с ЗПР доминирует речевая агрессия, которая проявляется в виде оскорблений, враждебных замечаний, насмешек, грубых требований, отказа, агрессивного протеста, угроз, упреков, жалоб. У детей чаще проявляется явная речевая агрессия, направленная непосредственно на собеседника, реже - смещенная, опосредованная, направленная на предметы. Чаще речевая агрессия направлена на сверстников, реже на взрослых.

     В среднем и старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет) агрессивное поведение уже может расцениваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Источники агрессивного поведения детей дошкольного возраста обусловливаются, с одной стороны, биологическими, характерологическими особенностями, темпераментом, эмоциональной возбудимостью, а с другой стороны социальными причинами: положением в коллективе или семье, степенью удовлетворенности этим положением, умением общаться со сверстниками, развитием игровых навыков и степенью обладания другими видами деятельности, ценящимися в коллективе.

     На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка. Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка.

     Ценность и эффективность сказкотерапии состоит в следующем:

- в сказочных ситуациях отсутствует дидактика, то есть, как поступить в какой-либо жизненной ситуации сказка лишь намекает, также ребенок усваивает причинно-следственные связи, потому как сюжет сказки логично построен;

- в сказках отсутствуют чёткие персонификации, и это позволяет ребёнку идентифицировать себя с главным героем, наблюдая за судьбой персонажа, ребёнок видит последствия того или иного выбора;

- образность языка позволяет сказке иметь множество граней и, благодаря этому, ребёнку в разные периоды жизни может помочь одна и та же сказка;

- счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищенности. Ребенок под руководством взрослого делает вывод о том, что все трудности делают людей мудрее и сильнее. Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими. Также в сказках всегда есть наличие тайны и волшебства, ведь в сказке любой предмет оживает, и ребёнок может идентифицировать себя с одушевлённым персонажем. Эта особенность играет большую роль для развития психики ребёнка, так как развивается способность децентрироваться, ставить себя на место другого.

     Проигрывая ситуации в сказке и реализуя разрешения в воображении, ребенок учится использовать новые для себя способы поведения, реагирования.

     Чтобы рассказ оставил отпечаток на реальной жизни ребенка, как считает Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, должен образоваться мостик понимания между ребенком и событиями повествования. Удачная терапевтическая метафора достигает этого предельно точным изложением проблемы ребенка, чтобы он перестал ощущать свое одиночество, но и не слишком прямым, чтобы не вызвать у ребенка чувства смущения, стыда или сопротивления

     Использование сказкотерапии в работе с детьми, имеющими задержку психического развития, по мнению Н.Погосовой, имеет и свои особенности. Это связано с рядом причин.

1. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание и т.д. Поэтому в работе со сказкой необходимо учить выражать свои эмоции сначала невербальными, а потом вербальными способами.

2. Для детей с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Для этого необходимо делить сказку на смысловые части.

3. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга. 

4. Интеллектуальная недостаточность детей с ЗПР обуславливает трудности восприятия сложных сказок с несколькими смыслами.  Поэтому необходимо в каждой сказке вести работу над пониманием ее содержания, обогащать опыт детей и развивать элементы воображения, активный словарь.

5. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Поэтому важно предупреждать утомление сменой видов деятельности в контексте одного занятия.

      Эти особенности указывают на то, что в работе с детьми с ЗПР сказкотерапия также должна претерпевать некоторые изменения, помогающие ребенку более эффективно использовать ресурсы сказки.  Если не учитывать возможные трудности детей при восприятии и понимании сказки, то эффективность работы может быть снижена.

      Многочисленные исследования сказкотерапии как метода психокоррекционной работы позволяют сделать вывод о том, что в процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребёнок начинает понимать, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Во-вторых, ребёнок усваивает правило: чтобы преодолеть трудности, нужно искать силы в самом себе. Большое значение при осуществлении психолого-педагогической коррекции с детьми дошкольного возраста по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере имеет сказкотерапия, которая предполагает проигрывание детьми эпизодов сказок.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности(ВИР на курсы ХРИПк и ПРО)

АктуальностьОтечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средства...

Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

  Первая продуктивная деятельность ребенка - это изобразительная деятельность. В нашем детском саду этому виду деятельности уделяется большое внимание. Однако,  для правильного планир...

Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Термин сказкотерапия означает «лечение» сказкой.  Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Сказкотерапия позволяет ...

Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...

Музыкальный фольклор как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР -  Как средство развития эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ,интересный позновательный матерьял для музыкальных руков...