Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
статья на тему
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_sadu.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационных технологий, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.
Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ — одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Актуальность ее решения обусловлена насущной потребностью модернизации системы дошкольного образования, повышением его качества.
Анализ литературы показывает, что изучению этой проблемы посвящено большое количество как отечественных, так и зарубежных исследований. Результаты исследований С.Л. Новоселовой, И. Пашелите, С. Пейперт Петку, Б. Хантера об использовании информационных технологий в работе педагогов ДОУ убедительно доказывают особую роль компьютера в развитии, коррекции психического, личностного развития детей.
Ученые отмечают, что использование информационных технологий в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей является одним из эффективных способов коррекции имеющихся проблем в психическом, личностном развитии ребенка: активизируют и восстанавливают высшие психические функции, повышают мотивацию деятельности, ее регуляцию ребенком. К тому же они являются средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.
В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются мультимедиа технологии. Этот термин пришел к нам из английского языка (multimedia-от multi- много и media –среда)
Мультимедиа, как отмечается в литературе – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих вводить в компьютер, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения: видео, звук, речь.
Какие же мультимедийные средства используются в работе с детьми и родителями в современном ДОУ? Это цифровой фотоаппарат, видеокамера, диктофон, проекторы, компьютеры, принтер, CD и DVD проигрыватели. Причем некоторыми видами этой сложнейшей техники могут пользоваться не только педагоги, но и под их руководством и сами дошкольники.
В нашем саду имеется всё это необходимое оборудование и я с удовольствие применяю его и в непосредственно-образовательной деятельности, и вне занятий, и в работе с родителями, и в процессе обмена опытом с коллегами.
Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для занятия. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваем с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление полисенсорного восприятия материала;
- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
В работе с родителями мультимедиа можно использовать при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу, анкетирование. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.
Родители имеют возможность увидеть, чем заняты дети в течение дня и каких результатов они достигли, с чем проблемы у ребенка, как возникают конфликты и др. Показ видеосюжетов на родительских собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций позволяют оказать конкретную помощь родителям.
Применение информационно-компьютерных технологий открывает для воспитателя новые возможности в проведениии любых занятий. Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют детям углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Использование современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.
Можно использовать такие элементы ИКТ, как электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника.
Планируя занятие с применением новых информационных технологий, необходимо соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
1. четко определить педагогическую цель применения информационных технологий в образовательном процессе;
2. уточнить, где и когда будут использоваться информационные технологии на занятии в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
3. согласовать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
4. учитывать специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
5. анализировать и обсуждать с группой фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Мультимедийные средства возможно использовать на разных этапах занятия. Так, например:
1. Во вступительной части занятия воспитанникам поясняется цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с изображением, указывающим на тему занятия.
2. Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации, которая будет рассказана на занятии. При изучении общих понятий, явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова воспитателя, а изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
3. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: услышанного на занятии, узнанного при работе с родителями, на практическом занятии.
4. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце занятия необходимо сделать обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.
Мультимедиа технологии активно входят в образовательный процесс нашего ДОУ наравне с традиционными средствами развития, воспитания, коррекции. Однако важно понимать, что использование разных направлений ИКТ не может решить всех проблем в воспитании, обучении детей, а также никогда не сможет заменить живого общения педагога с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приоб...
Использование сказки в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов.Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста....
Программа профессионального саморазвития педагога : «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» на 2014-2015 учебный год
План-программа на 2014-2015 учебный год...
План профессионального самообразования по теме: «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
Цели: 1) повышение качества воспитательно-образовательного процесса...