«Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми по преодолению ТНР у детей дошкольного возраста»
статья на тему
Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми по преодолению ТНР у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilyushina_e.v._madou_no46.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №46 «Кот в сапогах»
Тема: «Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми по преодолению ТНР у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Илюшина Е.В.
2016
Слайд 1, Слайд 2
Актуальность
Ситуация, сложившаяся в сфере дошкольного образования, свидетельствует о возросшем количестве детей с отклонениями в развитии. Сегодня речь пойдет о детях 5-6 летнего возраста, имеющих речевую патологию и не овладевших, в этой связи, правильным звукопроизношением. Данный контингент составляет основную группу риска по неуспеваемости в дальнейшем, несмотря на то, что у них сохранены полноценный слух и интеллект. Именно поэтому эффективное коррекционно-педагогическое воздействие, организационные формы и методы работы с такими детьми будут способствовать преодолению имеющихся речевых недостатков.
Слайд 3
Проблема
Я работаю в МАДОУ города Нижневартовска №46 « Кот в сапогах », ранее компенсирующего вида. В нашей дошкольной организации 6 групп компенсирующей направленности для детей с ТНР. Специфика работы предполагает привлечение профильных специалистов:
- 5 учителей-логопедов;
- 2 музыкальных руководителей;
- 1 педагога-психолога;
- 1 инструктора по физвоспитанию.
Коррекционная работа с дошкольниками с ТНР - это сложный процесс для специалистов, так как все дети имеют неоднородные по своей природе дефекты.
Слайд 4
Необходимо отметить, что тяжелое нарушение речи характеризуется: фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активности. Кроме того в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитие сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности). Именно поэтому так важно обучение детей правильной речи. Правильная речь – один из показателей ребенка к обучению ребенка в школе, залог успешного овладения грамоте и в дальнейшем чтения, и совершенно очевидно, что своевременное устранение звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов будут способствовать устранению трудностей общения с окружающими и дает возможность ребенку в полной раскрывать свои природные и интеллектуальные способности.
Слайд 5
Формы взаимодействия специалистов.
Наиболее приоритетными из них являются: муниципальная (территориальная) психолого – медико – педагогическая комиссия, психолого – медико – педагогический консилиум, интегрированные занятия, проектная деятельность, совместные мероприятия с родителей, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование родителей, педагогов, Дни открытых дверей. Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики, как показывает практика, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективного решения проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.
Специалистами нашего детского сада разработан план по сопровождению детей коррекционных групп. Содержание работы согласно данному плану распределяется условно на три периода, учитывая формы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Слайд 6
Можно выделить следующие формы работы, отображающие взаимодействие специалистов:
– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы;
- коррекционно-развивающая деятельность (на логопедических занятиях используются приёмы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту), так же психолог активизирует речевые высказывания детей в непосредственно образовательной деятельности.
Слайд 7
Родители вовлекаются через родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовую информацию, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Слайд 8, Слайд 9
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР многоаспектна, предполагает тесное сотрудничество всех специалистов, родителей, воспитанников и носит комплексный характер.
Механизм взаимодействия по реализации коррекционных мероприятий специалистов.
Слайд 10
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе специалистов уделяется особое внимание. Так, для детей с ТНР основополагающим является взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя.
Слайд 11
Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями развития детей с ТНР. В группах компенсирующей направленности при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов планируется на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Так, в системе планирования нашего ДОУ выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого и придерживаются все специалисты. Это позволяет глубже раскрыть предлагаемый материал.
Слайд 12
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи каждого ребёнка.
Учитель-логопед и воспитатели предъявляют единые требования к ребенку, при этом:
- учитывается структура нарушения;
- осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закрепляются знания и умения, приобретенные во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Слайд 13
Коррекционно-педагогическая деятельность заключается в следующем:
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- преодоление нарушений слоговой структуры слова;
- обогащение словарного запаса;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- формирование грамматического строя речи, связной речи;
- обучение грамоте.
Совершенно очевидно, что реализовать поставленные задачи можно только эффективно скоординировав работу учителя-логопеда, воспитателей, и профильных специалистов, а положительные результаты могут быть достигнуты при их тесном сотрудничестве. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР начинается с начала учебного года.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает:
- Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.
- Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.
- Коррекцию звукопроизношения.
- Развитие фонематического слуха.
- Усвоение норм лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.
- Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.
- Коррекцию нарушений слоговой структуры.
- Развитие просодической стороны речи.
- Профилактику нарушений письма и чтения.
- Формирование навыков послогового чтения.
- Совершенствование общей и мелкой моторики.
Участие воспитателя в процессе обусловлено:
- Постоянным совершенствованием артикуляционной, мелкой и общей моторики.
- Закреплением произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащением, уточнением и активизацией отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.
- Развитием внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формированием связной речи.
- Закреплением формирующих навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей различать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, логопедические пятиминутки по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.
Тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекционном процессе.
Воспитатели формируют и автоматизируют умение и навыки, закрепляют приобретенные навыки, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание других видов деятельности, а так же в режимные моменты.
Слайд 14
Как уже говорилось выше в коррекционно-педагогический процесс включены: педагог-психолог, осуществляющий коррекционно-развивающую работу с детьми
по развитию высших психических функций, имеющих отклонения в поведении (агрессивности), профилактическую работу по развитию эмоций,
Слайд 15
так же музыкальный руководитель, стремящийся подобрать и внедрить в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтические произведения, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.
Слайд 16
На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи.
Слайд 17
Медицинский работник со своей стороны изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ТНР в соответствии со средневозрастными критериями,
Слайд 18
а инструктор по физической культуре решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве.
Слайд 19
Вывод: таким образом, только при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Список литературы.
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань», 2003.
2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002.
3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. – Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002
4. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн. : «Аверсэв», 2005
5.Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с нарушениями зрения
модель взаимодействия...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»
Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...
Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии зд...
Особенности взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Статья раскрывает теоретические основы взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...
Особенности коррекционной работы по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...
Мастер-класс на тему: "Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с ОВЗ"
В данном мастер-классе раскрыты принципы, методы и приёмы работы специалистов с детьми с ОВЗ....