Мастер-класс на тему: "Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В данном мастер-классе раскрыты принципы, методы и приёмы работы специалистов с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_spetsialistov.docx | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Радуга» городского округа город Агидель
Республики Башкортостан
«Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с ОВЗ»
(выступление на семинаре-практикуме)
Учитель-логопед:
Муллахметова Г.А.
Агидель, 2021 год
При воспитании в общеобразовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в обязательном порядке разрабатывается раздел программы «Содержание коррекционной работы».
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы ОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
Предусматривается построение коррекционно-образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом, реализация которого невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции образовательных областей. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей.
Существенные изменения претерпевает и календарно-тематическое планирование специалистов, осуществляющих коррекционное образование детей с ОВЗ. Это в полной мере относится к подходам в планировании учителя-логопеда, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает качественную совместную работу специалистов.
Хочется обратить ваше внимание на то, что в ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Новый документ ставит во главу угла личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, и игру как форму образовательной деятельности, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства.
Решение коррекционно-развивающих задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и в образовательном взаимодействии с семьёй.
Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и психическом развитии.
В содержании коррекционно-развивающей работы отражено взаимодействие всех педагогов и специалистов ДОУ, которые участвуют в разработке и реализации коррекционных мероприятий, в том числе учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре и музыкальных руководителей. Аспекты этого взаимодействия рассмотрим более подробно.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения такой интегрированной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре осуществляется по трем направлениям, (вы их видите на экране):
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Осуществляя взаимодействие следует:
- Учитывать структуру речевого нарушения;
- Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- Учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
И логопед, и музыкальный руководитель, и инструктор по физической культуре предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:
Принципы построения совместной коррекционно-развивающей деятельности следующие:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом ,музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | Коррекционно-развивающие |
Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. | Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. | Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. |
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- Участие учителя-логопеда в режимных моментах.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодики;
- фонематического слуха.
Инструктор по физической культуре :
Развитие и формирование:
1. слухового, зрительного, пространственного восприятия;
2. координации движений;
3. общей и мелкой моторики;
4. закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
5. речевого и физиологического дыхания;
6. формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
7. работа над мимикой лица.
Эффективность коррекционной работы с детьми ОВЗ (ТНР) определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда музыкального руководителя и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя
и инструктора по физической культуре.
- Планирование взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем и инструктора по физической культуре на учебный год.
- Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
- Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
- Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
- Выступление музыкального руководителя и инструктора по физической культуре на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения, выполнения координирующих упражнений и т.д. для профилактики нарушений речи.
- Использование на музыкальных и физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа и др..
На интегрированных занятиях широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства».
Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.
Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.
Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.
Рассмотрим на конкретных примерах, как решаются педагогические задачи в процессе проведения интегрированных занятий:
Коррекционные задачи | Логопед | Инструктор ФИЗО | Музыкальный руководитель |
Развитие мелкой моторики | - Упражнения с различным дидактическим материалом. - Пальчиковые игры | - Пальчиковые игры. - Упражнения на развитие координации движений. | - Игра на детских музыкальных инструментах. - Танцевальные движения. - Театр с использованием кукол бибабо. |
Развитие мимики | - Массаж лица. - Гимнастика мимических мышц. - Произвольное формирование определенных мимических поз. - Связь мимики с интонацией | Развитие выразительности в логоритмических упражнениях. | Развитие выразительности в пении и танце |
Развитие речевого дыхания | - Скороговорки. Упражнения на поддувание. - Дифференциация ротового и носового дыхания. - Выработка нижнее-диафрагмального дыхания. | Упражнения на дыхание в процессе занятия (бег, прыжки, эстафеты и т.п.). | - Использование музыкальных духовых инструментов. - Распевки. - Упражнения на дыхание в танце. |
Развитие голоса | - Звуковая гимнастика. - Упражнения на развитие гибкости мягкого неба | Движения с речью | - Хоровое пение. - Движения с речью - Развитие артикуляции под музыку. - Использование характерных ролей. |
Развитие фонематического слуха | - Чтение стихотворений с выделением фонем. - Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. - Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. - Формирование контроля за речью, через акустический контроль. | Музыкально-ритмические движения. | - Использование попевок. - Хоровое и индивидуальное пение. - Музыкально-ритмические движения. |
Развитие артикуляции | - Упражнения с зеркалом. - Артикуляционная гимнастика. - Чистоговорки. - Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) | Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определённых мышечных групп /рук, ног, головы, корпуса/ во время артикулирования. | - Разучивание и пение песен. - Пение песен со звукоподражанием |
Развитие грамматичес-кого строя речи | - Формирование навыков словообразования и словоизменения. - Преодоление аграмматизма | Проведение спортивный развлечений с использованием инсценировок, головоломок и т.п. | - Разучивание текстов песен. - Драматизация. - Музыкальные спектакли, инсценировки. - Кукольный театр. |
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. | Пополнение словаря спортивной терминологией. | - Пополнение словаря музыкальной терминологией. - Обогащение словаря в процессе занятий. |
Развитие монологической и диалогической речи | - Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря - Формирование навыков составления диалога. - Развитие у ребенка желания говорить. - Воспитание навыков овладения монологической речью. | Развитие у ребенка желания говорить: являясь ведущим подвижной игры, капитаном команды в эстафетах и т.п. | - Драматизация.
- Кукольный театр и куклы бибабо. - Музыкальные спектакли Разучивание текстов песен. |
Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры | Подвижные и спортивные игры. Развлечения. | Участие детей в музыкальных представлениях |
Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.
Таким образом, введение стандарта дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно-образовательной процесса в ДОУ, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...
Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"...
Мастер класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования для работы с детьми».
Старшая группа...
Мастер - класс "Арт- терапия как здоровьесберегающий элемент в образовательной работе с детьми дошкольного возраста"
Арт- терапия лечение искусством. Арт- педагогика относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт- терапию и обучение. Арт- педагогика имеет мощный потенциал...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»
Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....
Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»
Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса....
Мастер-класс для родителей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников"
Практический материал для родителей дошкольников с нарушениями речи...