Самообразование Тема: «Нетрадиционный методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений детей дошкольного возраста».
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Самообразование
Тема: «Нетрадиционный методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений детей дошкольного возраста».
Средняя группа 1.
Воспитатель: Прокопьева Н.В.
Актуальность.
Важную роль в профилактике речевых нарушений у дошкольников играет совместная деятельность логопеда, воспитателя и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи ребёнка. Так как речь формирует личность ребёнка и формируется по подражанию, т.е. в процессе общения окружающими его взрослыми и не правильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения речевого дефекта. Своевременная профилактика речевых нарушений у дошкольников тесно связана с предупреждением нервно - психических отклонений в состоянии здоровья.
В связи увеличением числа детей, страдающих речевыми нарушениями на сегодняшний день, актуален поиск новых форм, методов и приёмов коррекционной работы. В данном случае актуальность проявляется в выборе системного и комплексного подхода при коррекции речевого, психического и соматического развития ребёнка. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить работы таких авторов как Е.А. Пожиленко, В.В. Коноваленко, М.И. Чистякова, М.А. Поваляева, и др.
Специфика нетрадиционных методов направлена на: развитие ребенка и процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает в себя коррекционную работу, которая направлена на исправление либо ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, которая направлена на раскрытие возможностей ребенка и достижение им оптимального уровня развития.
Для вырабатывания чётких и согласованных движений органов артикуляции помогают не только проведение артикуляционных упражнений в традиционном виде, но и разнообразные упражнения с применением ложек, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети помогают ложками поднимать свой язык к верхнему небу, делая при этом массаж языка и губ, при помощи поколачивания, похлопывания и поглаживания ложкой.
Следующий метод, применяемый в логопедической практике - упражнения с водой, которые способствуют усилению кинестезий, т.к. вода активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя при этом иннервацию.
Активно используемый нетрадиционный метод в коррекционной работе - логопедический массаж и обучение самомассажу, который способствует быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Возможно применение различных видов логомассажа, комбинирования и дополнения отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, силиконовых напалечников, чупа-чупсов, зубных щёток, леденцов, прорезывателей для зубов, и т.д. Так же для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяют криотерапию - поочерёдное прикладываниегорячего и холодного на короткое время к мышцам губ, щёк, языка.
К относительно новым нетрадиционным методам в логопедической практике относятся песочная терапия, т.к. игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для ребенка, где он может выразить свои переживания, страхи; Су – Джок терапия; камешки Марблс; парадоксальная гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха; «куклотерапия» - применяется при нарушении поведения ребенка, страхах, с любимым образом героя из сказки, мультфильма или любимой игрушкой разыгрываются с детьми истории, связанные с травмирующей ситуацией, где сюжет заканчивается бурными эмоциональными реакциями, снятием напряжения.
Сказкотерапия, еще один из нетрадиционных методов, которая позволяет расширять кругозор и формировать представления об окружающем мире. Через сказку у дошкольника развиваются навыки ролевого поведения. Она оказывает влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. На логопедических занятиях так же можно использовать приёмы музыкотерапии, вокалотерапии,например, прослушивание музыкальных произведений во время штриховки или рисования; выполнение ритмических движений под музыку; пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение и т.д.
Таким образом, используя нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников в коррекционной деятельности, мы сможем достичь высоких результатов, так как важную роль играет эмоциональный настрой ребёнка, его желание активно взаимодействовать и способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха.
Цель: осуществление работы по профилактике и преодолению речевых нарушений детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных методов.
Задачи:
- Изучить литературу по теме самообразования.
- Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.
Планируемая работа на 2023-24 учебный год
1. | Изучение методической литературы. | Сентябрь 2023 г . |
2. | Изготовление дидактического материала по теме самообразования. | Октябрь 2023 г. |
3. | Разработать памятку для родителей «Использование нетрадиционных методов по профилактике и преодолению речевых нарушений в домашних условиях». | Ноябрь 2023 г. |
4. | Систематизировать практический материал по данной проблеме. | Декабрь 2023 г. |
5. | Распространение опыта работы: добавление разработок на личную страницу сайта. | Январь 2023 г. |
6. | Подготовить конспект индивидуального коррекционного занятия с воспитанниками с использованием нетрадиционных методов. | Февраль 2023 г. |
7. | Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно - логопедической работе. | Март 2023 г. |
8. | Оформление пособий. | Апрель 2023 г. |
9. | Подготовить отчёт. | Май 2023 г. |
Литература
Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.
Чернецкая Л. В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» – Ростов-на-Дону 2006.
Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В статье описана работа по нетрадиционным техникам работы с бумагой в детском саду. С помощью разнообразия техник происходит развитие творческих способностей детей, оказывающее влияние на непрер...
План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...
Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников
В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....
Выступление на семинаре-практикуме «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия, который используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как рин...
Создание коррекционно-развивающей среды в домашних условиях для преодоления речевых нарушений детей дошкольного возраста
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с ТНР...
«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и под...
Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений дошкольного возраста с ОНР
В логопедической работе с детьми на современном этапе поиск новых форм и методов в обучении детей – один из актуальных вопросов.Особенности развития детей с нарушением речи включают: недостаточн...