Содержание физкультурно- оздоровительной работы в МДОУ "Детский сад комбинированного вида №35 Алёнушка-1"
материал на тему
Модель деятельности инструктора по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_deyatelnosti_instruktora_po_fizo_moya.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Содержание физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ детский сад комбинированного вида №35 Алёнушка-1.
Модель деятельности инструктора по физкультуре в МДОУ»
Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения является физическое развитие детей.
С целью реализации установленного приоритета деятельности в МДОУ проводится углубленная работа по физическому развитию и оздоровлению дошкольников.
Цели физкультурно-оздоровительной работы:
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре. Укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Задачи физкультурно-оздоровительной работы:
- Создать в ДОУ условия для обеспечения психического и физического благополучия каждого ребенка.
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкость, выносливость, координацию).
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, привитие организаторских способностей.
- Укрепление здоровья, всесторонне физического развития (гармоничность телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности), закаливание организма.
Содержание образовательного процесса МДОУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе комплексной и парциальных программ дошкольного образования.
Комплексная программа:
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.
Парциальные программы:
-Основы здорового образа жизни. /Орлова М.М, Аккузина О.П, Лысогорская М В.
- Фитбол – аэробика для детей «Танцы на мячах» / Е.Г.Сайкиной, С.В.Кузьминой
Задачи по физическому развитию и оздоровлению детей решаются в рамках реализации каждой из указанных программ.
Базой для реализации программы «Детство» является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Содержание, обеспечивающее расширение представлений ребенка о себе представлено в разделе программы «Отношение ребенка к самому себе».
Программа также ориентирована на создание ребенку эмоционально-комфортного состояния, что может быть задано оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических нагрузок, осуществлением индивидуально-дифференцированного подхода к детям, учетом индивидуальных темпов развития, построением педагогического процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики.
Парциальная программа «Основы здорового образа жизни» имеет цель и задачи
-Формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально и эффективно и безопасно.
- Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми.
-Формирование в потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний.
-Формирование навыков рационного питания, закаливания физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.
Парциальная программа «Фитбол – аэробика для детей «Танцы на мячах» имеет цель
Развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол- гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста.
В Учреждении ежегодно утверждается Система физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающая в себя следующие разделы:
I. Оздоровительная и профилактическая работа:
- организация рационального питания
- психолого-педагогические профилактические мероприятия
- медико-педагогический контроль
II. Содействие совершенствованию физического воспитания:
- разнообразные виды организации режима двигательной активности (регламентированная, частично регламентированная и нерегламентированная деятельность)
- работа с родителями, педагогами и социальными партнерами
- создание предметно-развивающей среды
III. Комплексное закаливание:
- общеукрепляющие мероприятия (воздушные, солнечные, водные процедуры, физическая активность)
Систему ФОМ реализует ряд сотрудников МДОУ:
- заведующий
- медицинская сестра
- заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
- педагог-психолог
- инструктор по физкультуре
- музыкальный руководитель
- педагог дополнительного образования (хореограф)
- воспитатели
- младшие воспитатели
- заместитель заведующего по АХР
- повар
Также активно привлекаются родители воспитанников МДОУ и социальные партнеры.
Деятельность инструктора по физкультуре осуществляется в основном в рамках реализации II и III разделов Системы ФОМ.
Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности инструктора по физкультуре Учреждения реализуется через несколько направлений:
I. Работа с детьми
II. Взаимодействие с педагогами ДОУ
III. Взаимодействие с родителями
IV. Взаимодействие с социумом
V. Создание предметно-развивающей среды
В рамках каждого из направлений используются разнообразные формы работы.
I. Работа с детьми.
Традиционно выделяют следующие формы работы с детьми:
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
- Непосредственно образовательная деятельность (занятия физической культурой: общеразвивающие, в рамках кружковой работы).
- Повседневная работа по физическому воспитанию детей.
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.
Рассмотрим содержание каждой формы работы подробно:
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в ходе режимных моментов (утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж и бодрящая гимнастика после сна, ходьба по координационным и массажным дорожкам и другие закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями).
- Непосредственно образовательная деятельность /НОД/ (занятия физической культурой)
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ являются основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств.
В процессе работы используются разнообразные по форме организации и содержанию занятия физической культурой в зависимости от поставленных задач:
- традиционные, игровые, сюжетные, занятия-путешестви, интегрированные, в форме круговой тренировки и т.д.
!!! Согласно действующим СанПиН в МДОУ организуется 3 общеразвивающих занятия физической культурой в неделю: в помещении, на воздухе.
В теплое время года НОД преимущественно проводится на улице (в том числе и в соответствии с требованиями программы Детство).
НОД на улице чаще проводится в форме спортивных тренировок, подвижных игр, зимой – ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам.
Планирование и организация занятий физической культурой строится на основе следующих принципов:
1. Учет принципа интеграции образовательных областей (реализуется через включение в комплекс ОРУ, в подвижные игры задания на закрепление знаний и умений, полученных детьми ранее из других образовательных областей; организуются совместные музыкально-физкультурные праздники и досуги);
2. Принцип комплексно-тематического планирования.
3. Принцип личностно-ориентированного подход (реализуется через учет состояния здоровья детей, типов их физического развития, варьирование нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка).
4. Активное использование музыкального сопровождения.
5. Успешно вошел в практику принцип реализации гендерного подхода (реализуется через дифференциацию силовой нагрузки, количества повторов упражнения, подбор спортивного инвентаря, формулирование игровых задач и оборудования (например: в процессе проведения подвижных игр – девочки пчелы, мальчики – медведи, девочки – елочки, мальчики – лесники) и, самое главное, используем разнообразную мотивацию (девочки после выполнения упражнений станут – гибкие, стройные; мальчики – сильные, отважные).
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
Кружковая работа по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должна представлять собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Для этого разработан перспективный план для детей старшего дошкольного возраста, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста. В составлении системы работы кружка по фитбол-гимнастике, перспективного плана инструктор по физической культуре опиралась на программу Е.Г.Сайкиной, С.В.Кузьминой - Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах», работу С.В.Кузьминой «Комплексное воздействие упражнений фитбол – аэробики на развитие физических способностей детей», пособие А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой «Двигательный игротреннинг для дошкольников»
Программа занятий на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений – укрепление опорно- двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.
Кружковая работа на фитболах в нашем МДОУ проводится с детьми подготовительной группы, проводится 1 раз в неделю по 30мин. Два раза в год проводится диагностика (сентябрь, май).
- Повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, динамический час на прогулке, проведение индивидуальной работы с детьми по физическому совершенствованию на прогулке, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, целевая прогулка, досуги и праздники).
В основном повседневная работа по физическому воспитанию детей осуществляется воспитателями групп; инструктор по физкультуре оказывает консультативную помощь.
В летний оздоровительный период одно из трех занятий физической культурой в обязательном порядке организуется на основе подвижных игр во всех возрастных группах.
Ведущая роль инструктору по физкультуре принадлежит и при организации и проведении физкультурно-массовых мероприятий, многие из которых в Учреждении стали традиционными.
ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья)
Проведению физкультурных досугов и праздников в Учреждении уделяется большое внимание.
Во-первых, их значение очень велико в развитии двигательной активности и приобщению детей к здоровому образу жизни.
Во-вторых, проведение физкультурно-массовых мероприятий является одной из составных частей методики физического воспитания детей дошкольного возраста.
.
Тематика физкультурных досугов и праздников определяется в соответствии с комплексно-тематическим планированием
Также активно включается в музыкальные утренники элементы двигательной деятельности (подвижные игры, эстафеты, разные виды ходьбы и бега, построения и перестроения).
Также проведение походов – на сегодняшний день является традицией нашего МДОУ. Эта форма работы интересна и детям и взрослым.
II. Взаимодействие с педагогами МДОУ
Взаимодействие с педагогами происходит через разные формы работы:
- оформление Листов взаимодействия (с целью оптимизации планирования работы воспитателя группы по физическому развитию детей)
- Обучение педагогов через открытые занятия НОД.
- Совместное проведение утренней гимнастики, праздников, развлечений, НОД.
-Выступления на Педагогических советах учреждения
- Проведение семинаров, мастер-классов.
III. Взаимодействие с родителями
В МДОУ ведется активная работа с семьями воспитанников, используются различные формы работы:
- оформляются информационные папки в раздевалках групп , на которых представлены рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в домашних условиях
- оформляются фотоотчеты о проведенных физкультурных мероприятиях также в информационной папке в раздевалках групп, а также на официальном сайте Учреждения.
- проводятся тематические родительские собрания (в том числе и с участием инструктора по физкультуре)
- члены семей воспитанников ДОУ принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах, зачастую становятся самыми главными их участниками.
IV. Взаимодействие с социумом
Данная работа инструктором по физической культуре ведётся по перспективному планированию. Различные праздники, развлечения и походы с детьми 1-го, 2-го класса школы №3
Экскурсии в спортивный комплекс «Дельфин»
V. Создание предметно-развивающей среды
Данное направление реализуется командой специалистов МДОУ.
Инструктор по физкультуре участвует не только в оборудовании физкультурного зала, но и территории МДОУ, консультирует воспитателей по оснащению физкультурно-оздоровительных центров в группах.
Следует отметить, что целый ряд пособий изготовлен специалистами Учреждения; педагоги делятся опытом изготовления и использования инвентаря, проводят выставки новинок.
Среди объектов предметно-развивающей среды МДОУ, созданной с целью реализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми можно выделить:
- физкультурный -музыкальный зал
- кабинет педагога-психолога
- участки для прогулок групп
- физкультурная площадка на территории Учреждения
- физкультурно-оздоровительные центры в группах.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Для успешного решения задач физического развития, в дошкольных учреждениях, необходимо физкультурное оборудование и место для занятий физическими упражнениями.
В МДОУ «Алёнушка -1» занятия физическими упражнениями проходят в зале совместно с музыкальными занятиями. Подбор оборудования определен программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Размеры и массы инвентаря соответствуют возрастным особенностям дошкольников, его количество определено из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Так как зал совмещен с музыкальными занятиями, то весь физкультурный инвентарь выносной и хранится в специальной комнате. Где он защищен от воздействия солнечных лучей и сырости, также удобно размещён.
В зале имеется гимнастическая стенка два пролёта - Высотой 2,5м. Ширина пролёта70см.
Гимнастические скамейки- Высотой 30-40-25см. Шириной -20см. Длиной- 2-2,5м.
УЧАСТКИ ДЛЯ ПРОГУЛОК специализированные для каждой группы и оборудованные малыми игровыми формами ( лесенки мишени, песочные дворики).
Помимо закупленного оборудования педагогами изготовлены образные объекты, которые используются при организации физкультурно-оздоровительных мероприятий (например, для развития навыков перешагивания, равновесия, проведения массажа стоп). Данное оборудование вызывает непосредственный интерес у детей, позволяет в игровой форме организовывать выполнение физических упражнений, закреплять двигательные навыки детей.
Также используются стены веранд для нанесения разметки, позволяющей отрабатывать навыки игры в футбол, волейбол и баскетбол (ворота, мишени); крепятся баскетбольные щиты.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПЛОЩАДКА оборудована самодельным спортивным комплексом (баскетбольно-волейбольная площадка; оборудование для развития навыков перешагивания, спрыгивания, равновесия, метания; прыжковая яма, беговая дорожка, лабиринты);
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В ГРУППАХ созданы во всех возрастных группах и оснащены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей группы. А также в соответствии с реализуемой Программой.
Предметно-развивающая среда групп постоянно обновляется, дидактическими играми и наглядно-дидактическими пособиями по теме спортивных игр, схемами построения городошных фигур и моделями для разучивания правил спортивных игр, игровыми наборами: футбол, хоккей; малый теннисный стол. Для развития мотивационной сферы внесены в группы грамоты, медали. Приобретен спортивный инвентарь: набор для игры в мини-гольф, теннисные мячи, ракетки. Размещены мишени, корзины для мини-баскетбола и многое другое.
Во всех группах изготовлены координационные дорожки (для развития равновесия, развития навыков прокатывания мячей и проч.); образные ростомеры.
В отдельных группах имеется оборудование для релаксации: сухой дождь.
Также повышенное внимание уделяется профилактике возникновения плоскостопия и нарушений осанки: в группах собраны и активно используются в работе с детьми различные массажеры, коврики и проч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра по содержанию физкультурно-оздоровительной работы в детском саду "Цветик-семицветик"
Деловая игра с воспитателями «Цветик-семицветик»Цели деловой игры:Осознание важности и необходимости четкой организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУСистематизация целей и планирован...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Содержание физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Разработка содержания физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста (в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами в области физического развития)»«Спортивное разв...
Рекомендация для педагогов. «Планирование содержания физкультурно-оздоровительной работу в режиме дня ДОУ, подвижные игры и упражнения для детей среднего дошкольного возраста».
В дошкольных учреждениях создаются все условия для сохранения и укрепления здоровья ребенка. Большое значения в данном процессе имеет организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Подв...
Рекомендация для педагогов. «Планирование содержания физкультурно-оздоровительной работу в режиме дня ДОУ, подвижные игры и упражнения для детей среднего дошкольного возраста».
В дошкольных учреждениях создаются все условия для сохранения и укрепления здоровья ребенка. Большое значения в данном процессе имеет организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Подв...
«Содержание физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Итоговая работа по курсам...