программа "С песенкой по лесенке"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Поддубская Марина Николаевна

дополнительная образовательная программа художественно-эстетического цикла для детей старшего дошкольного возраста "С песенкой по лесенке"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «С песенкой по лесенке»

Дополнительная образовательная программа

    художественно – эстетического цикла

для детей старшего дошкольного  возраста

                             Срок обучения два года.

                                        Составитель

Поддубская Марина Николаевна

Музыкальный руководитель

  Пояснительная записка.

      Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативности –  актуальная задача современного образовательного процесса. Один из путей решения  данной задачи - приобщение детей к искусству, которое играет огромную роль как в формировании духовно развитой личности, так и в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений. Общение с  искусством (музыка, живопись, литература, театр) формирует личность, творчески её развивает, учит детей видеть и переживать красоту.   Красота же лежит в сфере чувств и никакая наука не может дать рецепты её восприятия.

 Постоянное развитие чувственных и интеллектуальных начал в человеке является одной из важнейших задач эстетического воспитания. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.

Именно поэтому целью образования становится воспитание человека, богатого духовными интересами и запросами, человека высокой культуры.

Сегодняшние дошкольники и школьники – будущее нашей страны. Их завтрашний уровень эстетического сознания закладывается сейчас. Поэтому особо актуальными представляются поиск возможных форм эстетического воспитания не только на занятиях предметами эстетического цикла, но и во взаимосвязи различных дисциплин, разработка новых технологий интегрированного подхода к эстетическому образованию, как в школе, так и в дошкольном концентре.

Результатом такого поиска стал музыкальный курс «С песенкой по лесенке» изучение которого проходит по одноимённой программе.

Все формы занятий по данной программе направлены на духовное развитие детей, познание окружающего мира, формирование художественного вкуса, воспитание нравственных качеств.

         Программа «С песенкой по лесенке» составлена с учетом методических рекомендаций общеобразовательной программы «Школа 2100» О.А. Куревиной, Г.Е.Селезневой «Путешествие в прекрасное» и интерпретирована педагогом с учётом  возрастных и индивидуальных особенностей детей, и возможностей учреждения.

  • На занятиях «С песенкой по лесенке» дети совершают путешествие по воображаемым залам  волшебного замка, где знакомятся с произведениями различных видов искусства. Каждый зал дополняет, обогащает знания ребёнка об искусстве, помогает формированию навыков восприятия произведений искусства, способствует развитию общечеловеческой культуры.
  • Преодолевая одну ступень за другой во время импровизированного путешествия по залам, ребёнок как бы продвигается по одному большому замку искусства.
  • Становясь участником путешествия, каждый ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний.
  • Все занятия строятся в форме игры, так как игра, наиболее освоенная и доступная деятельность для детей дошкольного возраста. Действие является способом познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога. На каждое занятие к воспитанникам приходят «гости»: игрушки, сказочные герои.
  • Наряду с игрой, при проведении занятий используются другие виды деятельности: песенная разминка, двигательная активность, импровизация, решение задач проблемного характера. Реализация последнего из перечисленных видов осуществляется через предоставление права выбора ребёнком путей решения проблемных ситуаций. Методическое правило: ребёнок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения, - является основополагающим.
  • Основной подход – личностно- ориентированный, то есть с учётом специфических особенностей развития детей данной возрастной группы и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
  • Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребёнка единственным и неповторимым, сохранять элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Создание благоприятной эмоциональной обстановки, вызывающей не только интерес к занятию, но и радость – важное условие, способствующее успешному решению поставленных задач. Радость успехами детей – система поощрений, которую использует педагог в практической деятельности (аплодисменты, «умница», звёздочки…)
  • На занятиях поощряется творческая активность детей, создаются ситуации. В которых каждый ребёнок становится поэтом, артистом, художником и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
  • Программа «С песенкой по лесенке» построена с учётом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения. Её структура представляет собой своеобразную лестницу, по ступеням которой происходит восхождение ребёнка к знаниям от простого к сложному, от знаний об эстетическом своеобразии окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов искусства.
  • Одним из важнейших методов организации обучающей деятельности является коллективный диалог, при котором в беседу – общение включается каждый ребёнок. Любой учебный пример осваивается не через репродуктивную, а через продуктивную деятельность, так как ребёнок сам осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.
  • Практически на каждом занятии, как педагог, так и дети включаются в импровизацию, которая даёт возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины, и этот поиск осуществляется совместно.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут. Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание программы ориентированно на перспективу развития воспитанников.

Программа «С песенкой по лесенке» (рассчитанная на два года обучения) - это первая ступень художественно-эстетического цикла.

Вторая  ступень -  дополнительная образовательная программа «По ступеням творчества» для индивидуальной работы с одарёнными воспитанниками.

Цель курса – создание условий для развития творческого потенциала ребёнка средствами музыкального искусства.

            Задачи:

1.   обучающие:

-   расширение представлений об окружающем мире;

-  знакомство с комплексом выразительных музыкальных средств;

        - формирование навыков восприятия различных видов искусства    (музыка, литература, живопись, театр)

-  выработка специальных знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов.

2.   развивающие:

- развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления,

 творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;

- развитие мелодического слуха, чувства движения, ритма, динамики, музыкальной восприимчивости и музыкальной памяти;

       -  развитие речевой моторики;

- развитие умения анализировать произведения искусства, свою работу.

3.   воспитательные:

        -  формирование художественного вкуса, умения видеть, чувствовать красоту и гармонию;

- приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской народной культуры;

- формирование коммуникативных качеств.

Учебно-тематический план.

Первый год обучения

   

   №

  Название

разделов и

       тем

  Общее

   кол-во

   часов

  теория

  практика

п

    1.

Зал хороших

      манер

       5 ч.

     1

         4

    2.

Зал загадочных

      звуков

     10 ч.

     2

       8

    3.

Зал волшебных

     вздохов

       6 ч.

      1

          5

    4.

Зал отдыха

      2 ч.

       1

         1

     5.

Зал знакомств

       6 ч.

       1

         5

     6.

Зал праздников

         7 ч.

       2

         5

Итого

       36 часов

         8

        28

Второй год обучения

Название

Разделов

И тем

   Общее

Кол-во

часов

теория

практика

     

    1.

Зал настроения

    10 ч

      3

        7

    2.

Зал контрастов

      8 ч.

      2

        6

    3.

Зал чередований

      4 ч.

       1

        3

    4.

Зал образов

      4 ч.

       1

        3

    5.    

Зал композиций

      4 ч.

       1

       3

    6.

Зал праздников

      6 ч.

        1

        5

     итого

       36 ч.

        9

      27

                 

                         

Содержание разделов и тем.

I год обучения.

Первое занятие - введение в образовательную программу: «Путешествия по залам музыкального замка».  

Цель: заинтересовать детей данным видом деятельности.

Задачи:

-   заинтересовать детей данным видом творчества;

-   создать единый коллектив; включить всех детей в сотрудничество.

-   выявить опыт детей.

Знакомство педагога с детьми происходит при помощи «волшебного клубочка». Дети обзорно знакомятся со всеми залами ( игра «Здравствуй, Солнышко», знакомство с музыкальными инструментами, разучивание песенки, «весёлый хоровод»)

I. Зал хороших манер.

Цель: воспитание культурной личности, умеющей общаться и взаимодействовать в коллективе и адаптироваться к условиям жизни.

Задачи:

- учить слушать речь;

- знакомить с речевым этикетом в определённых бытовых ситуациях;

- выделять важность и необходимость «вежливых слов» в общении;

- закреплять умение детей использовать разные вежливые слова в определённых ситуациях;

- учить различать в жизни добро и зло;

- учить быть добрыми;

- помочь свободно и без страха войти в мир общения.

Игры и творческие упражнения:

«Волшебные слова», «Поздоровайся с игрушкой», «Вежливые слова – помощники», «Идем в гости к Мышонку», «Прощание», речевой этюд «Стучалочка», «Урок дружбы».

II. Зал загадочных звуков.

Цель: знакомство с комплексом выразительных музыкальных средств.

Задачи: 

- познакомить с понятиями: звук и мелодия; шумовые и музыкальные звуки; сила звука (громко, тихо); высота звука; длительность;

тембр (окраска звука).

- слушать музыку от начала до конца;

- ритмично хлопать в ладоши в соответствии с характером музыки;

- развивать чувство ритма;

- развивать звуковысотный слух;

- развивать восприятие динамических оттенков и правильно реагировать на них;

- различать тембры музыкальных инструментов;

       -  формировать певческие навыки.

         Ключевые понятия:

«Звук и мелодия» (бусинка и бусы); «Шумовой и музыкальный звук» (работа с карточками желтый – шум, зеленый – музыка); «Сила звука» громко – тихо (слушаем тишину, игра «Щенок»,  F – P); «Высота звука» (бубенчики, лесенка, кукушка, кого музыка зовет); «Длительность звука» (дружная семья, научи матрешку танцевать, прогулка); «Тембр – у каждого свой голос» (укрась музыку, узнай инструмент, «папа и мама разговаривают»).

III. Зал волшебных вздохов.

Цель: научить детей правильному дыханию и его координации.

Задачи:

- дать понятие о различных типах дыхания;

- формировать долготу выдоха;

- дать представление о зависимости силы голоса от дыхания;

- учить правильно дышать: вдох носом, выдох ртом.

- развивать умение выполнять дыхание разного вида и типа.

Темы занятий:

- «Короткое и длинное» (дойди до стула, «музыка дождя», «ветер и ветерок»)

- «Дыхание и звук» (насосик, «грибы», «паровоз»)

- «Дыхание и жест» («надуваем мяч», прогулка по морю, в горы, лепим снежки)

- «Дыхание – движение – звук» («Кукушка», «Ослик», «Дровосек», «Гребец», «Ворона», «Воробей», «Снегирь», «орел»)

- Дыхание – звук – объем – мимика» (Большое солнце и маленькое солнышко, «Вверх – вниз – вперед», «Поющие мячики»).

IV. Зал отдыха.

Цель: закрепить в играх и развлечениях полученные знания.

Задачи:

- создать у детей радостное настроение от игры;

- учить составлять небольшие рассказы по рисункам;

- учить передавать голосом особенности речи;

- развивать творческую инициативу;

-учить выполнять движения в соответствии с заданным метроритмом;

- формировать доброе отношение друг к другу;

-учить внимательно слушать музыку от начала до конца;

Темы занятий:

«Поиграй!» - (игра в мяч, «скакалочка», сравни рисунки, пластический этюд – игра на музыкальных инструментах), («Музыкальное домино»).

 Маленькие рассказы с музыкой: «Петрик – пастушок», «Аленка», «Женин сон».

V. Зал знакомств.

Цель: знакомить детей с музыкальными инструментами.

Задачи:

- дать представление об особенностях народной музыки;

-  познакомить детей с музыкальными и шумовыми инструментами;

- дать представление о марше, вальсе, песне и их особенностях, как жанровых элементах;

- внимательно слушать музыку;

- развивать творческое воображение, выполнять пластические этюды на развитие музыкального восприятия .

Темы занятий:

«История возникновения и развития музыкальных инструментов»» (знакомство с первыми музыкальными инструментами).

 «Линия – мелодия»;

«Три кита»  - знакомство с музыкальными жанрами: песня, танец, марш.

«Загадки королевы Гармонии»

«Творчество в игре на музыкальных инструментах»

VI. Зал праздников.

Цель: вызывать радостные эмоции, знакомить детей с окружающим миром.

Задачи:

- развивать речь, воображение, фантазию, эстетический вкус,

- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

- постепенно накапливать запас любимых произведений, закладывать первоначальные основы музыкального вкуса;

- учить сопереживать героям;

- через воздействие на эстетические чувства вводить в область нравственных переживаний, побуждать к сознательному отрицанию злого, безобразного и признанию доброго, нравственного.

Примерные тематические праздники:

«Осень, осень – милости просим!»

В гости к музыке.

Готовимся к Новому году.

Путешествие в сказку.

Праздник мам.

Утренняя звездочка.

Веселый экзамен.

                                   II год обучения.

Первое занятие - введение в образовательную программу (диагностика степени освоения программы первого года обучения). Музыка в нашей жизни. Легенда о музыке. Путешествие по замку музыкальных инструментов. Разгадывание кроссворда. Импровизация мелодии.

I. Зал настроения.

Цель: дать представление о значении настроения человека, изображенного в произведениях искусства различных видов: в литературе, живописи, музыке, драме.

Задачи:

- учить зрительно, воспринимать и называть настроения, отражающиеся на лицах людей в жизни и на рисунках;

-  учить воспринимать и называть настроение музыкальных произведений;

-  дать понимание ладового своеобразия музыкальных произведений (мажор –минор);

-  подбирать музыку, соответствующую настроению картин;

-  пробудить интерес к родному фольклору;

-  учить вслушиваться в музыкальное произведение, угадывать знакомые интонации.

Темы занятий:

«Настроение человека в искусстве»;

 «Слово – лад – колорит»;

«Мелодия и лад»;

«Мелодия и гармония»;

«Музыкальная и речевая интонации» (грустные и радостные, настойчивые и решительные интонации);

«Вместе мы весну встречаем»

II. Зал контрастов.

Цель: познакомить с особенностями восприятия окружающего мира.

Задачи:

- учить различать звуки нижнего, среднего и высокого регистра;

- уточнять силу звучания разговорной речи: громко, тихо, шепотом;

-  подводить детей к определению звучания окружающей природы;

- познакомить с музыкальным обозначением силы звучания (форте, пиано);

- разрабатывать голосовой диапазон.

          Темы занятий:

«Высоко – низко»;

 «Громко – тихо»;

 «Ярко – блекло»;

«Быстро – медленно»;

«Темп»;

«Мажор – минор»

III. Зал чередований.

Цель: учить понимать разницу: «чередование», «повтор».

Задачи:

- познакомить с понятием ритм, ритмическая организация;

- учить различать виды движений в соответствии с характером музыки;

-учить зрительно воспринимать высотное соотнесение мелодии.

Темы занятий:

«Слово – звук – пятно»; «Линия – мелодия – движение»; «Ритм в жизни и в искусстве»; «Времена года в музыке».

IV. Зал образов.

Цель:  раскрыть понятие «музыка как  вид искусства».

Задачи:

 -воспринимать эмоциональную окрашенность произведения, стремиться сопоставить его с реальными жизненными явлениями,

- научить детей давать словесную характеристику музыки, описывать те картины, которые рождаются в воображении при ее прослушивании;

- развивать способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы.

Темы занятий:

«Музыкальный образ и форма»; «Сказка в музыке»; «Баба Яга»; «Весна».

V. Зал композиций.

Цель: знакомство с построением музыки.

Задачи:

- дать понимание музыкальной фразы в музыкальном произведении;

- дать представление о развитии музыкального произведения;

- дать представление о мелодии и аккомпанементе музыке, как основе музыкального произведения.

Ключевые понятия:

-«Одночастная и двухчастная форма»; «Трехчастная форма»; строение песни; «Импровизация»

VI. Зал праздников.

Цель: расширение представлений об окружающем мире.

Задачи:

- развивать у детей речь, воображение, фантазию;

- поощрять творческую активность;

-  воспитывать нормы культурного поведения;

- активизировать действия детей в музыкально-речевой, художественной деятельности, расширять словарный запас, теоретические знания музыки, закреплять умения детей отвечать на вопросы.

Примерные тематические праздники:

«Детский альбом».

Музыкально – литературная композиция «Зима – волшебница»

«Праздник будущих защитников Отечества».

«Чайковского повсюду знают».

«Так прекрасен мир поющий»

«Праздник музыки»

                     Условия реализации.

Для реализации программы необходимо:

Материально – техническое обеспечение

1. Просторный  учебный кабинет с достаточным количеством посадочных

    мест;

2. Фортепиано;

3.  Магнитофон с фонотекой для прослушивания музыки;

4. Музыкально-шумовые инструменты: бубны, ложки, погремушки,                треугольники, трещотки, свистульки, дудочки, металлофоны и др.;

5.  Разноцветные мячи, надувные шары;

6.  Муляжи овощей, фруктов, грибов;

7.  Мягкие игрушки: зайчик, медвежонок, птичка, котик, щенок и др.

8. Цветные карандаши.

Методическое и дидактическое обеспечение

1.  Подборка информационной и справочной литературы;

2.  Статьи из журнала «Дошкольное образование»;

3.  Наглядные пособия по темам;

4.  Портреты композиторов;

5.  Рисунки животных и птиц;

6.  Кроссворды.

   

                   

                        Прогнозируемые результаты.

В конце первого года обучения дети должны знать:

- «волшебные слова», употреблять их по назначению;

- чем звук отличается от мелодии;

- названия музыкальных инструментов;

- правила дыхания;

     уметь:

- воспринимать и отличать разные виды искусства – музыка,      литература, живопись, театр

- отличать музыкальный звук от шумового;  

- различать громкое и тихое звучание голоса, инструмента, музыкальной записи;

- различать на слух высокое и низкое звучание;

- определять длительность звуков (длинный и короткий);

- различать на слух звучание музыкальных и шумовых инструментов;

-  правильно дышать; выполнять дыхание разного вида и типа;

        -  различать на слух музыкальные жанры (песня – танец – марш);                                                       принимать активное участие в играх;

        - внимательно слушать музыкальные сказки и  музыкальные произведение от начала до конца

иметь:

- хороший словарный запас;

- высокий уровень развития воображения и фантазии;

- положительный эмоциональный настрой.

В конце второго года обучения дети должны знать:

- понятия: композитор, музыкант и слушатель;

-  определение мелодии;

-  о композиционном строении музыкальных произведений;

 - как строится песня;

 - что такое темп;

- основы музыкальной грамоты;

- о ладовом своеобразии музыки;

- ритм, ритмическая организация музыки;

- о музыкальной динамике

  Уметь:

- давать словесную характеристику музыке, описывать её содержание;

- воспринимать и называть настроения музыкальных произведений;

-  сравнивать произведения разных видов искусства по настроению;

- различать инструментальную, вокальную симфоническую музыку и их комбинации;

- определять характеристики:  высоко – низко, громко – тихо, быстро – медленно, ярко – блекло;

        - различать мажорное и минорное звучание;

-  повторять заданный ритмический рисунок выученных песен;

-  на слух определять быстрый, умеренный, медленный темп;

-  различать F, P, mf;

- выделять музыкальные фразы в песнях и музыкальных произведениях;

-  соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства на основе образной общности.

                     

                 

        Результативность программы «С песенкой по лесенке» определяется диагностическими исследованиями, целью которых является определение:

- уровня воспитанности;

- артистических способностей;

- состояние двигательных и телесно-ориентированных техник;

-  умения слушать и понимать содержание музыкальных произведений;

-  музыкальных способностей.

     Начальная диагностика проводится в начале первого года обучения. Её результаты позволяют определить уровень развития творческих способностей детей.

      Промежуточная диагностика проводится в начале второго года обучения и позволяет проследить степень освоения программы первого года обучения.

       Итоговая диагностика проводится в конце второго года обучения. По её результатам определяется уровень творческих способностей, которого достигли воспитанники за время обучения. По итогам  диагностики воспитанники переходят в вокальную группу и занимаются по дополнительной образовательной программе  «Домисолька».

  Для диагностических исследований подобранны специальные игры и упражнения.

                                Список литературы:

1. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. «Музыкально-игровой материал», Москва., «Владос», 1999г.

2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. «Просвещение» 1968г.

3. Ветлугина Н.А.»Музыкальный букварь», М., «Музыка», 1987г.

4. Галлонов А.С. «Игры, которые лечат», Москва, «Сфера» 2001г.

5. Давыдова М., Агапова И. «Музыкальные вечера в школе», М., «Айрис-пресс» 2001г.

6. Зимина «Народные игры с пением» Москва 2000г.

7. Изместьева Ю.Д. «Музыка» 1 класс «Учитель-АТС «Волгоград 2002г.

8. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. «Путешествие в прекрасное», методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. Москва «Баланс» - 1999г.

9.   Куревина О.А. «Синтез искусств» . «Линка – Пресс» Москва, 2003г.                                    

10. Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.Д. «Музыкальные сказки и игры», М., «Владос». 2000г.

11. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. «Музыкальные праздники», М., «Просвещение» 2002г.

12. Михайлова М.А., Воронина Н.В., «Танцы игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия развития» 2001г.

13. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»,

14. Надолинская Т.В., Лушкина А.В., Любомищенко Н.А., «Музыка» 2 класс «Айкэн 1998г.

15. Улашенко «Музыка» занятия с детьми старшей и подготовительной групп «Корифей» Волгоград 2006г.

16. Хорохорина Ю.Н., Акимова Т.В. «Некоторые вопросы технологии раннего выявления и развития музыкальных способностей ребенка», г. Тамбов 2000г.

Рекомендуемая литература для детей и их родителей:

1.   Картушина М.Ю. «Логоритмтческие задания в детском саду». Москва «Сфера»2005год;

2.   Короткова «Сказкотерапия для дошкольников». Москва «ЦГЛ», 2005год;

3.   Образцова Т.Н. «Музыкальные игры для детей». Москва «Этрол ЛАДА»2005год;

4.   Шорыгина Т.А. «Красивые сказки» - эстетика для малышей. Москва «Прометей»2003год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога дополнительного образования "С песенкой по лесенке"

Представляю вам разработку своей рабочей программы педагога дополнительного образования по вокалу "С песенкой по лесенке" 4-7 лет.Участвовала в общероссийском  конкурсе "Лучшая работа педагога" и...

Развлечение для детей младшего возраста "Песенки на лесенке"

Материал развлечения прост в подготовке. Он будет интересен педагогам, работающим с младшими дошкольниками....

Занятие ФГОС Тема: С песенкой по лесенке.

Занятие ФГОСТема:   С песенкой по лесенке.Цель: Создание условий для развития музыкальных способностей посредством ритма.Задачи:o   Развивать слуховое внимание, логическое мышление...

Песенка на лесенке

Конспект организованно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыка) по развитию вокально-певческих навыков детей в средней группе (4-5 лет)...

"ПЕСЕНКИ НА ЛЕСЕНКЕ" НОД "МУЗЫКА" СРЕДНЯЯ ГРУППА

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...

С ПЕСЕНКОЙ ПО ЛЕСЕНКЕ

Детство—страна изумительная. В этой стране каждый может сделать мир вокруг красочным и интересным. Именно в детстве человек обладает восприимчивостью, которая и определяет его возможности. Для р...