Педагогические ситуации.Нетрадиционное решение педагогических проблем.
статья на тему

Нетрадиционное решение педагогических проблем

СТРОЕВА Н.С.,

 

Педагогической ситуацией, по Ю.П. Азарову, считается конкретное положение, сложившееся в сфере взаимоотношений воспитателя и воспитанника и требующее решения.

Педагогическая ситуация создается, например, при следующих обстоятельствах:

♦ Ребенок просит отца купить Фотоаппарат: «Я буду снимать... Очень хочется... и у друзей моих есть фотоаппараты!» А отец знает, что сын часто увлекается чем-нибудь, то одно, то другое дело захватывает его, но ни одним он не занимается долго. Поэтому отец ищет гладкие пути решения этой ситуации, которые, с определенной точки зрения, будут способствовать воспитанию ребенка.

♦ Девочка обиделась на брата за то, что он не взял ее с собой на прогулку. У брата не было для этого времени. Мать не смогла помирить детей. В этом случае должен вмешаться отец, который должен подойти к детям таким образом, чтобы и мальчик, и девочка ощутили чувство стыда за свое поведение.

♦ Дети во дворе поссорились. Один из них расплакался и обратился за помощью к матери. «Он побил меня», — указал мальчик на своего товарища. Мать обязана найти такие пути разрядки сложившейся обстановки, которые положительно воздействуют на воспитание ее собственного сына, в то же время, это будет способствовать воспитанию других детей.

Эти образцы ситуаций, безусловно, не исчерпывают их многообразия.

Почему эти ситуации являются педагогическими, и какие признаки характеризуют их?

Отметим, что ситуация будет педагогической только в том случае, когда воспитатель найдет из нее выход, будет корректировать поведение ребенка, оказывая на него положительное влияние.

Таким образом, конкретная обстановка, требующая завершения и преодоления, может быть названа педагогической ситуацией только в том случае, когда воспитатель подходит к ее решению, поставив перед собой определенные воспитательные задачи. Ситуация, которой не сопутствует подобный замысел, не считается педагогической, а дальнейшее развитие явления иногда может приобретать антипедагогический характер.

В арсенале педагогики как науки есть много воспитательных методов, средств, возможностей, но педагогическую ценность они приобретают лишь тогда, когда используются по назначению, в соответствии со сложившейся обстановкой. Метод убеждения, например, — действенный педагогический инструмент, однако если он будет использован в не подходящей для этого обстановке, то его педагогическое значение утратится. Мы подчеркиваем это, ибо многие воспитатели, анализируя иногда причины безрезультатности воспитательной работы, проводимой с тем или иным ребенком, удивленно заявляют: «К какому бы педагогическому средству, мере воздействия я ни прибегал, ничего не получилось». Эти слова не что иное, как свидетельство неправильного применения педагогического инструмента.

Причина безрезультатности воспитательных воздействий заключается еще и в противоречии методов родителей и педагогов в разрешении педагогических ситуаций.

Примером таких противоречий может служить следующая ситуация:

♦ Вечер. За Владом Г. и Настей К. пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!» «Мама, но ведь надо убирать за собой», — говорит Настя. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу». Здесь требования воспитателя отменяются самой же мамой, поэтому работа должна вестись не с ребенком, а с его родителями. Тогда эффект от подобного воспитательного воздействия будет заметен.

 

♦ Ситуация, обратная предыдущей, когда воспитатель смягчает воспитательные меры родителей. Мама привела ребенка в детский сад. Раздела и, отправляя в группу, сказала назидательным тоном: «Сережа, если тебя будут ругать или наказывать, ты нам вечером все расскажешь». (Предполагалось, что ребенок должен будет признаться маме в совершенных проступках, настраивая тем самым ребенка на ожидание предстоящего наказания.) Воспитатель остановила ребенка, когда он заходил в группу, и сказала: «Вот видишь, Сережа маме очень не хочется, чтобы тебя ругали и наказывали, поэтому давай ты будешь послушным и добрым. Это очень порадует маму». Воспитатель настроил ребенка на положительный результат, и его поведение действительно изменилось в лучшую сторону.

И та и другая ситуация были разрешены благодаря профессионализму педагогов.

Воспитание — нелегкое дело, и утверждать, что педагогический процесс можно организовать таким образом, при котором он будет бесконфликтным и построенным на полном согласии и сотрудничестве воспитателя и воспитанника, — неверно, процесс воспитания не должен походить на борьбу, в которой побеждает сильнейший.

При выборе воспитательных воздействий в разрешении конфликтных педагогических ситуаций нужно руководствоваться принципом уважения к личности ребенка, несмотря на то, что ребенок трудновоспитуем и может проявлять такие негативные черты, как лживость, агрессивность и т.д.

Что следует понимать под уважением личности? Это, в первую очередь, доверие, вырабатывающее у ребенка чувство ответственности и долга.

В «Педагогической поэме» Л.С. Макаренко описывает классический случай использования доверия в целях воспитания: он доверил бывшему вору пистолет, коня и поручил забрать из банка деньги и доставить их в колонию. В душе бывшего вора пробудилось чувство ответственности перед коллективом, он увидел и свое личное достоинство: ему доверяют, ему поручили важное дело. Подобное доверие вызывает качественное перерождение личности ребенка.

Существенным признаком уважения к личности ребенка является обязательное удовлетворение потребности в самостоятельности. У многих детей сильно стремление к свободе. Но речь, конечно, не о том, чтобы взрослые позволили ребенку все. В силу ограниченности его жизненного опыта он не может правильно понимать, что такое «свобода». Свобода для него — это когда никто не вмешивается в его «дела», никто не наставляет.

Если случайно лишить малыша возможности самостоятельно сделать то, что он умеет, он немедленно запротестует.

 

Дима, с которого мама по забывчивости сняла верхнюю одежду после прогулки, на глазах воспитателя, ни слова не говоря, рухнул на пол и лежал до тех пор, пока мама не догадалась, что лишила его «законного» права раздеться самому. Заново одетый Дима разделся сам и с чувством глубокого удовлетворения отправился к игрушкам.

Порой педагогическая ситуация осложняется, но она не возникает внезапно, вдруг. Первоначально, на этапе зарождения, облик ее неясен и в силу этого может остаться незамеченной недостаточно опытным и внимательным педагогом, однако сигналы, свидетельствующие о возможности возникновения конфликтных и проблемных ситуаций, не ускользнут от хорошего воспитателя. Такими сигналами могут служить постепенное ухудшение поведения ребенка, необоснованная агрессия, чрезмерная мечтательность, внезапные отклонения, растерянность, невнимательность и др. Главное — вовремя заметить эти сигналы и предотвратить развитие проблемы.

Таким образом, верное преодоление сложной педагогической ситуации зависит не только от выявления причин ее возникновения и полноты анализа, но и от правильности выбора мер педагогического воздействия. Сложная педагогическая ситуация, с многообразием ее оттенков, требует от воспитателя не только знаний, но и творческого подхода.

 

Источник: Журнал "ДОУ", 2007, №5

 

Категория: Воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_situatsii.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционное решение педагогических проблем

СТРОЕВА Н.С.,

Педагогической ситуацией, по Ю.П. Азарову, считается конкретное положение, сложившееся в сфере взаимоотношений воспитателя и воспитанника и требующее решения.

Педагогическая ситуация создается, например, при следующих обстоятельствах:

♦ Ребенок просит отца купить Фотоаппарат: «Я буду снимать... Очень хочется... и у друзей моих есть фотоаппараты!» А отец знает, что сын часто увлекается чем-нибудь, то одно, то другое дело захватывает его, но ни одним он не занимается долго. Поэтому отец ищет гладкие пути решения этой ситуации, которые, с определенной точки зрения, будут способствовать воспитанию ребенка.

♦ Девочка обиделась на брата за то, что он не взял ее с собой на прогулку. У брата не было для этого времени. Мать не смогла помирить детей. В этом случае должен вмешаться отец, который должен подойти к детям таким образом, чтобы и мальчик, и девочка ощутили чувство стыда за свое поведение.

♦ Дети во дворе поссорились. Один из них расплакался и обратился за помощью к матери. «Он побил меня», — указал мальчик на своего товарища. Мать обязана найти такие пути разрядки сложившейся обстановки, которые положительно воздействуют на воспитание ее собственного сына, в то же время, это будет способствовать воспитанию других детей.

Эти образцы ситуаций, безусловно, не исчерпывают их многообразия.

Почему эти ситуации являются педагогическими, и какие признаки характеризуют их?

Отметим, что ситуация будет педагогической только в том случае, когда воспитатель найдет из нее выход, будет корректировать поведение ребенка, оказывая на него положительное влияние.

Таким образом, конкретная обстановка, требующая завершения и преодоления, может быть названа педагогической ситуацией только в том случае, когда воспитатель подходит к ее решению, поставив перед собой определенные воспитательные задачи. Ситуация, которой не сопутствует подобный замысел, не считается педагогической, а дальнейшее развитие явления иногда может приобретать антипедагогический характер.

В арсенале педагогики как науки есть много воспитательных методов, средств, возможностей, но педагогическую ценность они приобретают лишь тогда, когда используются по назначению, в соответствии со сложившейся обстановкой. Метод убеждения, например, — действенный педагогический инструмент, однако если он будет использован в не подходящей для этого обстановке, то его педагогическое значение утратится. Мы подчеркиваем это, ибо многие воспитатели, анализируя иногда причины безрезультатности воспитательной работы, проводимой с тем или иным ребенком, удивленно заявляют: «К какому бы педагогическому средству, мере воздействия я ни прибегал, ничего не получилось». Эти слова не что иное, как свидетельство неправильного применения педагогического инструмента.

Причина безрезультатности воспитательных воздействий заключается еще и в противоречии методов родителей и педагогов в разрешении педагогических ситуаций.

Примером таких противоречий может служить следующая ситуация:

♦ Вечер. За Владом Г. и Настей К. пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!» «Мама, но ведь надо убирать за собой», — говорит Настя. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу». Здесь требования воспитателя отменяются самой же мамой, поэтому работа должна вестись не с ребенком, а с его родителями. Тогда эффект от подобного воспитательного воздействия будет заметен.

♦ Ситуация, обратная предыдущей, когда воспитатель смягчает воспитательные меры родителей. Мама привела ребенка в детский сад. Раздела и, отправляя в группу, сказала назидательным тоном: «Сережа, если тебя будут ругать или наказывать, ты нам вечером все расскажешь». (Предполагалось, что ребенок должен будет признаться маме в совершенных проступках, настраивая тем самым ребенка на ожидание предстоящего наказания.) Воспитатель остановила ребенка, когда он заходил в группу, и сказала: «Вот видишь, Сережа маме очень не хочется, чтобы тебя ругали и наказывали, поэтому давай ты будешь послушным и добрым. Это очень порадует маму». Воспитатель настроил ребенка на положительный результат, и его поведение действительно изменилось в лучшую сторону.

И та и другая ситуация были разрешены благодаря профессионализму педагогов.

Воспитание — нелегкое дело, и утверждать, что педагогический процесс можно организовать таким образом, при котором он будет бесконфликтным и построенным на полном согласии и сотрудничестве воспитателя и воспитанника, — неверно, процесс воспитания не должен походить на борьбу, в которой побеждает сильнейший.

При выборе воспитательных воздействий в разрешении конфликтных педагогических ситуаций нужно руководствоваться принципом уважения к личности ребенка, несмотря на то, что ребенок трудновоспитуем и может проявлять такие негативные черты, как лживость, агрессивность и т.д.

Что следует понимать под уважением личности? Это, в первую очередь, доверие, вырабатывающее у ребенка чувство ответственности и долга.

В «Педагогической поэме» Л.С. Макаренко описывает классический случай использования доверия в целях воспитания: он доверил бывшему вору пистолет, коня и поручил забрать из банка деньги и доставить их в колонию. В душе бывшего вора пробудилось чувство ответственности перед коллективом, он увидел и свое личное достоинство: ему доверяют, ему поручили важное дело. Подобное доверие вызывает качественное перерождение личности ребенка.

Существенным признаком уважения к личности ребенка является обязательное удовлетворение потребности в самостоятельности. У многих детей сильно стремление к свободе. Но речь, конечно, не о том, чтобы взрослые позволили ребенку все. В силу ограниченности его жизненного опыта он не может правильно понимать, что такое «свобода». Свобода для него — это когда никто не вмешивается в его «дела», никто не наставляет.

Если случайно лишить малыша возможности самостоятельно сделать то, что он умеет, он немедленно запротестует.

Дима, с которого мама по забывчивости сняла верхнюю одежду после прогулки, на глазах воспитателя, ни слова не говоря, рухнул на пол и лежал до тех пор, пока мама не догадалась, что лишила его «законного» права раздеться самому. Заново одетый Дима разделся сам и с чувством глубокого удовлетворения отправился к игрушкам.

Порой педагогическая ситуация осложняется, но она не возникает внезапно, вдруг. Первоначально, на этапе зарождения, облик ее неясен и в силу этого может остаться незамеченной недостаточно опытным и внимательным педагогом, однако сигналы, свидетельствующие о возможности возникновения конфликтных и проблемных ситуаций, не ускользнут от хорошего воспитателя. Такими сигналами могут служить постепенное ухудшение поведения ребенка, необоснованная агрессия, чрезмерная мечтательность, внезапные отклонения, растерянность, невнимательность и др. Главное — вовремя заметить эти сигналы и предотвратить развитие проблемы.

Таким образом, верное преодоление сложной педагогической ситуации зависит не только от выявления причин ее возникновения и полноты анализа, но и от правильности выбора мер педагогического воздействия. Сложная педагогическая ситуация, с многообразием ее оттенков, требует от воспитателя не только знаний, но и творческого подхода.

Источник: Журнал "ДОУ", 2007, №5

Категория: Воспитателям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогической диагностики в решении проблем развития детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена проблемам, значению, роли педагогической диагностики, в жизни дошкольников, в развитии личности, познании и понимании индивидуальности. Познание ребенка часто не успевает за его измен...

Методические рекомендации "Использование новейших технологий в решении педагогических проблем в совместной деятельности учреждения и родителей"

Использование новейших технологий в решении педагогических проблем в совместной деятельности учреждения и родителей...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....