«Древняя столица народа русского - Москва»
материал по теме
«Древняя столица народа русского - Москва»
Конспект занятия из цикла «Ознакомление с окружающим миром»
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
- Воспитывать гражданско- патриотические чувства через изучение государственной символики России;
- Бережное отношение к историческому наследию нашей страны.
Формировать нравственно - патриотические качества: воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
Развитие речи:
Древняя столица народа русского Москва.
Воспитатель: Дети, я знаю, что вы любите играть. Сегодня я предложу вам интересную игру: «Машина времени». Вы знаете, что с её помощью мы сможем перенестись и в будущее, и в прошлое, и вернуться в настоящее время. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, приготовьтесь, займите свои места. Внимание. Отправляемся. (Дети кружатся на карусели под русскую народную музыку с ускорением.)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим вокруг. Что это за место? Вот река широкая, полноводная. На берегу люди дома строят. У реки женщины бельё стирают, мужчины рыбу ловят сетями, а из леса охотники идут, добычу несут. Давайте у них спросим: «Где мы?» Ой, да это строится новый город на реке Москве! Как вы думаете, что это за город?
Дети: Москва.
Воспитатель: Правильно, ребята, Москва. Такой она была много, много, много лет назад. Давайте зайдём в избу, в гости. Что мы здесь видим? Какие вещи окружали наших предков?
Дети: Рубаха, лапти…….
Воспитатель: Для чего это было нужно? Как одним словом назвать все эти предметы и вещи?
Дети: одежда, посуда, обувь, орудия труда и т.д.
Воспитатель: Из чего сделана изба?
Дети: Из сосновых брёвен. Так, как от дерева тепло и уют. (Обрабатывать легко.)
Воспитатель: Из чего сделана мебель, посуда?
Дети: Тоже из дерева и глины.
Воспитатель: Правильно, многое делалось из дерева, из бересты, т.к. дерево было удобно обрабатывать. Послушайте стихотворение:
Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало!
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод.
И первый Кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ,
Под первою стеной сосновой.
(Н. Жмуров. Г. Петров.)
Воспитатель: Ну, что же, пора нам отправляться дальше.
Займите свои места. Мы отправляемся дальше в путешествие по времени.
Дети вместе с воспитателем «переносятся» в белокаменную. Москву. Дети рассматривают иллюстрацию на интерактивном экране.
Воспитатель: Прошло время. Москва изменилась. И теперь её можно назвать….
Дети: «Матушка - Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, словоохотливая».
Воспитатель: Почему Москва называется белокаменной?
Дети:
1. - Стены Москвы строились из белого камня, что на берегу Москвы-реки брали. Город становился всё краше и краше.
2. - Появились первые улицы. Где были болота, мох - улица Болотная, Моховая. Где густой бор- Боровицкая.
3. - За стенами города работа идёт, никто без дела не сидит. Кузнецы в кузнице оружие куют: мечи, стрелы, шлемы для воинов, кольчуги. Не для нападения, а для защиты города.
Жили и работали они на улице, которая до сих пор носит название Кузнецкий мост. Гончары из глины - посуду лепят, украшают её своими руками, чтобы все знали и видели их гончарное мастерство. Их улица называется - Гончарная.
А вот здесь одежду шьют, сапоги из кожи. Улицу кожевников -Кожевнической назвали.
4. - Днём трудились на славу, а вечером хороводы водили, песни пели, в игры играли. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Горелки».
Игра «Горелки».
Воспитатель: Понравилась вам игра, ребята? Пора дальше отправляться. Дети «переносятся» в Москву «Красную». Под звон колоколов дети рассматривают виды Москвы: Торговые ряды (хохлома, дымка, городец и др.).
Воспитатель: Узнали вы город?
Дети: Да. Это наша Москва красная.
Воспитатель: Стены её высокие, крепкие, колокола звонкие, по всей земле слыхать. Не под силу одолеть этот город русский.
Ребёнок читает стихотворение «Москва» Ф.М.Глинка «Ты не гнула крепкой выи в бедовой своей судьбе…».
Ребёнок: Несмотря на все невзгоды ,люди русские всегда были добрыми, миролюбивыми, радушными, делились последним куском хлеба.
Ребёнок: Несмотря на все трудности, люди жизнь свою украшали, как могли и верили в лучшее. Давайте пройдёмся по торговым рядам, посмотрим, чем богат русский народ, что продают умельцы.
Ребёнок: Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав,
Он стоит из года в год -
Наша гордость и оплот.
И любимы временами,
За Кремлёвскими стенами,
Русь спасая от невзгод,
Жил великий наш народ.
Воспитатель: Попрощаемся с нашей историей и вернёмся в настоящее время.
Дети на «машине времени» возвращаются из прошлого в настоящее.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вырос наш город! Какие широкие улицы! Не перейти из конца в конец, так они велики. Каким транспортом мы сейчас пользуемся?
Дети: называют.
Воспитатель: Правильно, дети, метро — это тоже транспорт. Второй город под землёй. Воспитатель показывает виды Москвы - работы детей о Москве, спрашивает, что это?
Дети называют и рассказывают:
1-ый - Большой театр - главный театр нашей Родины. Здесь мы слушаем лучших певцов, оперу, смотрим балет.
2-ой - Детский музыкальный театр, где идут спектакли для детей, где они знакомятся с произведениями великих музыкантов, композиторов.
3-ий - Кукольный театр……
4-ый - Цирк….
5-ый - Зоопарк….
6-ой - Университет, где получают отличные знания студенты со всего мира.
7-ой - Музеи, где можно познакомиться с историей города, народа.
8-ой - Памятники тем, кто землю русскую прославил: поэты, музыканты, учёные, художники. Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин, Чайковский, Толстой, Васнецов, Шишкин, Ломоносов.
9-ый - Лучшие произведения художников, скульпторов хранятся в Третьяковской галерее. Третьяков был большим любителем живописи. Помогал художникам, покупал картины и хранил их. Когда произведений стало много- он создал галерею, которая носит сейчас его имя.
Воспитатель: Очень много достопримечательностей в Москве, и я желаю вам их увидеть. Кто в Москве не бывал - красоты не видал.
Дети:
- Москва от глаз далека, а сердцу близка.
- За Москву- мать не страшно умирать.
- Москва - всем столицам голова.
- Славится Москва невестами, колоколами, да калачами.
- Москва - что гранит, никто Москву не победит.
- Москва - всем городам мать.
Воспитатель: Дети, Москва - это наш родной город. И, хотя, этот город древний, он с каждым днём молодеет, становится краше. Любите свой город, как любят его ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Берегите его. Это ваша Родина.
1-ый - Ребёнок читает стихотворение «Родина» Пляцковский.
Слышишь песенку ручья - это Родина твоя……
2-ой - Москва- наша мать родная!
Москву- столицу чтит народ,
В ней сердце Родины живёт,
И всех нас согревает….
Хоть обойди весь мир большой
Такой не встретишь,
И Красной площади такой,
Как наша – нет на свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация окружного конкурса чтецов "Золотая моя столица, Дорогая моя Москва!"
Презентация тематического конкурса чтецов среди воспитанников подготовительных групп с ОНР для участия детского сада в окружном конкурсе среди дошкольных учреждений ЮЗАО г. Москвы в 2012 году....
Москва - столица России. Герб Москвы
Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....
Наша древняя столица
Приведена программа, направленная на воспитание в детях любви к родному городу, желания унать о нем как можно больше нового и интересного....
Конспект игровой образовательной ситуации В подготовительной группе По окружающему миру Тема: «Москва-столица России. Герб Москвы».
Цели и задачи.Образовател...
Москва – столица России. Герб Москвы
Сценарий занятия-презентации по ознакомлению с окружающим миром с использованием ЭОР в старшей группе детского сада «Москва – столица России. Герб Москвы» Разработала:Воспитател...
Виртуальная экскурсия по Москве (старший дошкольный возраст) «Дорогая моя столица – золотая моя Москва»
Виртуальная экскурсия по Москве (старший дошкольный возраст) «Дорогая моя столица - золотая моя Москва» (конспект занятия с презентацией). Данный материал будет интересен воспитателям стар...
Конспект НОД по истории России "Наша древняя столица"
Конспекты занятий по истории России...