Конспект НОД по истории России "Наша древняя столица"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность №2
Подготовительная группа
Тема: «Наша древняя столица»
Задачи: Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Москвы. Познакомить с образом жизни людей в старину, особенностями строительства на Руси. Учить находить приметы времени, приобщать к русской национальной культуре.
Материал: иллюстрации с изображением строительства в Древней Руси. Деревянный конструктор «Разборный домик», 1 кирпич.
Ход
Организационный момент.
- Сегодня, ребята, мы с вами заглянем снова в прошлое. Для этого воспользуемся лентой времени. Сегодня мы узнаем, как появилась наша столица город Москва. Это было очень давно, в древние старинные времена.
1. В глухом лесном краю, где протекало 50 рек и речек, где могучие деревья отражались в глади прудов, возник город Москва. Начало ее возникновения окружено легендами.
- Рассказывают, что в древние времена жил был князь Юрий, по прозвищу Долгорукий. Однажды ехал князь Юрий Долгорукий, со своей дружиной через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел посреди болот огромного зверя с тремя головами, с пестрой шерстью многих цветов. Остановился князь и его спутнику и с изумлением глядели на зверя. А тот исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал ученый-предсказатель, который растолковал это так:
- «Встанет поблизости этих мет град превелик, треуголен и будет вокруг него царство великое. А шкура пестрая значит, что сойдутся сюда народы разные».
- Это сказка, но со смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город. И построил его князь Юрий Долгорукий.
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовью внуки
Выше прочих городов.
(Брюсов)
- Представьте себе, что вам надо выбрать место для будущего города. Где оно будет: на равнине или на холме? (на холме).
- На холме город лучше освещается солнцем, обдувается ветром. С холма лучше просматриваются окрестности. Зачем? Труднее врагам приблизиться незаметно. Как вы думаете, что должно еще быть в тех местах? Что еще необходимо человеку для жизни? (Вода). Где ее взять? (В реке, в озере).
- Река, которая напоит, и умоет, и рыбой накормит. По реке удобно перемещаться с места на место.
- Без чего еще плохо жить человеку? Не обойтись? Без пищи. Но в те времена магазинов не было, кругом леса да болота. Как быть?
- В лесах есть звери и птицы, на которых можно охотиться, есть грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. Выходит, лес и кормилец, и лекарь.
- Что еще нужной человеку? (Жилье). Из чего его строить? И тут лес поможет. Как?
2. Вот в таком месте на берегу реки, среди лесов зародилась Москва. Но несмотря на непроходимые болота, леса вокруг холмов, враги все равно пробирались сюда. Тогда жители стали строить вокруг поселения стены из бревен с башнями и воротами, огораживали, городили. Как вы думаете, какое слово произошло от этих слов? (Город). Это слово в древности означало только деревянные и каменные стены, которые строили для укрепления и защиты. Позднее так стало называться все пространство внутри. Там жили люди богатые, а те что победнее, строили дом перед стеной. Это место называли «посад». Дома ставили кучей, без всякого порядка.
Люди, приходящие в город, старались строить свои дома вдоль рек. Как вы думаете, почему? (Ответы)
3. Особенно важной в городе была пристань, куда приходили корабли из разных стран с товарами. Недалеко от пристани располагалась торговая площадь, торг. В Москве торг находился под стеной. Кремлевской. Здесь можно было купить продукты и разные вещи. Вся площадь была заставлена лавками, которые стояло радами. Каждый ряд представлял свой товар. Хлебные изделия продавались в хлебном, калачном, пряничном рядах.
- А как назывался ряд, в котором продавали капусту, лук, огурцы?
- А чем торговали в шапочном, рукавичном, шубном рядах?
- В других рядах продавали свечи, зеркала, книги, фонари. Всего на торгу было более 100 рядов.
На площади ходили с лотками и коробами пирожники, блинники, продавцы кваса, овощей фруктов, ягод.
В дни праздников торг превращался в место народных гуляний. Сейчас торговая площадь носит название Красной. От города к пристани потянулись первые улицы, между ними были леса, поля, огороды. Чтобы перейти с одной улицы на другую, делали переулки.
- Если перенестись на 500 лет назад в Москву, то можно заблудиться среди кривых улочек. Дома на них стояли высокими частоколами.
Даже всадник не мог заглянуть во двор. Дом стоял в глубине. Позднее дома, в которых жили сапожники, портные стали выходить окнами на улицу, и в них мастера стали выставлять свой товар.
4. Дома были из бревен, которые соединяли между собой без гвоздей. На концах бревен делали зарубки и закрепляли бревна. Поэтому говорят «срубить дом».
В древних избах труб не было, дым шел в дом и там чуть не задыхались. Но зато так лучше сохранялось тепло и меньше уходило дров. Окна были маленькими. Часто, чтобы не было холодно, окна задвигались деревянными задвижками или затыкались тряпками. Света было мало, поэтому зажигали лучину – тонкую щепу сухого дерева.
Богатые люди: князья, бояре – строили свои дома за стеной в центре города. Даже в два этажа. Такие высокие дома называли хоромами.
Позже в Москве стали строить дома из белого камня – известняка: залежей его было много недалеко от Москвы.
На дороге, близ Коломны
День-деньской снует народ.
Для Кремля с каменоломен
Возят камни целый год.
5. - Как вы думаете, почему перешли на каменные постройки?
- Страшный враг есть у дерева. Это огонь. К несчастью, часто горела деревянная Москва. Сжигали ее враги, страдала она и от случайных пожаров.
Как в засушливое лето
Загорится что-то где-то,
Дым закрутится седой
В слободе за слободой
Тын за тыном, дом за домом
По лачугам, по хоромам
Запылает вся Москва
Как в печи горят дрова.
- Люди, которые везли товары на продажу в город, пускали через городские ворота только тогда, когда на их возах и телегах кроме товаров был белый камень. Известняк крепок, но легко обтесывается и на нем легко вырезать узоры, которыми украшали здания.
- Первым белокаменным зданием в Москве была церковь. Построили ее более 600 лет назад. Долгое время из камня строили церкви, а дома были деревянными.
- Позже появился кирпич, но в начале он был очень дорог и им облицовывали только стены. Но со временем перешли и на кирпичную постройку. Дело в том, что кирпич делается из глины и песка. И того и другого было много. Кроме того, кирпич был легче каменных глыб, а механизмов для поднятия и перемещения тяжестей тогда еще не было.
- Кирпича требовалось очень много, и вот появился первый кирпичный завод. Рассмотрим Кремль.
- Некоторые дома того времени дожили до наших дней. Старые дома реставрируют, восстанавливают. Зачем это делают? (Ответы).
- Человек, для того чтобы расти, умнеть должен чувствовать свои корни, корни памяти. По ним к человеку приходят опыт, знания людей, которые жили до нас.
6.Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии "Самый древний и полезный фрукт"
Познавательное занятие по экологическому воспитанию детей старшей группы...
Учебно - методический материал. План - конспект интегративного занятия "Путешествие в древнюю Грецию"
Конспект интегративного занятия для детей старшего дошкольного возраста: "Путешествие в древнюю Грецию"...
Конспект занятия «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»
Знакомлю детей с названием "Кубань, Краснодар, Екатеринодар", довожу до их понимания, что они живут на Кубани. Даю понятие "казаки", выделяем столицу Кубани - Краснодар - Екатеринодар". Продолжаю знак...
Конспект НОД в подготовительной группе «Москва-столица нашей Родины»
Конспект НОД в подготовительной группе «Москва-столица нашей Родины»...
Конспект занятия в старшей группе. "Москва- столица нашей Родины".
Цели: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом ...
Наша древняя столица
Приведена программа, направленная на воспитание в детях любви к родному городу, желания унать о нем как можно больше нового и интересного....
«Древняя столица народа русского - Москва»
«Древняя столица народа русского - Москва»Конспект занятия из цикла «Ознакомление с окружающим миром» Задачи:Образовательные:Формировать представления о России, как о родной стране.Активизировать...