перспективный план в средней группе по экспериментированию
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Перспективный план на учебный год в средней группе по книге Марудовой Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективный план по экспериментированию в средней руппе | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя, название недели | Объект | Тема опыта | Цель | Материал, литература |
Сентябрь 2 неделя Азбука безопасности. | Вода | Окрашивание воды. Растворимость веществ в воде. | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики ,соль, речной песок, сахарный песок, ложечки, мелкие предметы, акварельные краски. Марудова Е.В. 43 |
Сентябрь 3неделя Неделя игры и игрушки. | Песок, глина | Что случилось? Впитываемость песка и глины | Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, пластиковые стаканчики с водой, клеенка. Марудова Е.В.,45 |
Сентябрь 4 неделя День дошкольного работника. | Фрукты | У кого какие детки? | Научить детей выделять общее в строении семян фруктов (наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян фруктов : ядрышко, оболочка. | Фрукты, подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек. Марудова Е.В.,40 |
Октябрь 1 неделя Осень в мире растений. | Овощи | У кого какие детки? | Научить детей выделять общее в строении семян овощей(наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян овощей: ядрышко, оболочка. | Овощи, подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек. Марудова Е.В.,41 |
Октябрь 2 неделя В мире животных. | Песок, глина | Волшебный материал. | Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. | Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики, клеенка Марудова Е.В.,45 |
Октябрь 3 неделя Край, в котором мы живем. | Металл | Металл, его качества и свойства. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, картина с изображением кузнеца в кузнице, алгоритм описания свойств материала. Марудова Е.В.,48 |
Октябрь 4 неделя Моя страна. | Птицы | Почему птицы могут летать? | Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Крылья птицы из бумаги, картонная и резиновая птички, изображения птиц и других животных. Марудова Е.В.,51 |
Ноябрь 1 неделя День народного единства. | Птицы | Кто улетит, кто останется? | Помочь понять детям зависимость изменений в жизни птиц от изменений в неживой природе. | Емкости с почвой и мелкими предметами в ней, емкость с водой и мелкими предметами на дне, кора дерева, шишка, картинки с изображением клювов разных птиц. Марудова Е.В.,47 |
Ноябрь 2 неделя Расту здоровым. | Человек | Носарий | Познакомить детей с функцией носа, его строением. | Контурные рисунки профилей с разной формой носа (прямой, с горбинкой, курносый), зеркало, коробочка с лимоном. Марудова Е.В.,39 |
Ноябрь 3 неделя Моя семья. | Человек | Умный нос | Тренировать детей в определении предметов по запаху. Познакомить детей с особенностями работы носа. | Несколько цветов, хлеб, огурец, чеснок, апельсин и т.д., футляры от киндер-сюрпризов, картинки с изображением соответствующих предметов и растений. Марудова Е.В.,40 |
Ноябрь 4 неделя День матери. | Ягоды | Изменение вкуса ягод при замораживании | Учить детей различать на вкус замороженные и не замороженные ягоды, сравнивать и понимать необходимость замораживания продуктов. | Замороженные и не замороженные ягоды, блюдца, чайные ложечки, салфетки, картинки с изображением ягод, баночка с вареньем. Марудова Е.В.,41 |
Декабрь 1 неделя Зима. . | Источники света | Свет вокруг нас | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света. Марудова Е.В.,46 |
Декабрь 2 неделя Зима. | Вода, лед | Лед – твердая вода | Доказать, что лед – тоже вода. | Сосулька (или пластина льда из морозилки), миска. Марудова Е.В.,44 |
Декабрь 3 неделя В гостях у сказки. | Вода, снег | Взаимодействие воды и снега | Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем в воздухе, тает снег. Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду. | Емкости с водой разной температуры (уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки. Марудова Е.В.,49 |
Декабрь 4 неделя Новый год. | Одежда | Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы? | Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла). | Иллюстрации, новогодние открытки, мех, подставки, емкости для снеговых фигур. Марудова Е.В.,53 |
Январь 2 неделя Зимние забавы. | Вода, лед | Где быстрее? | . Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед). | Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики. Марудова Е.В.,47 |
Январь 3 неделя Зимние забавы. | Вода, снег | Строим снежный город
| Учить детей видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности. | Снег, вода, лопатки, ведра. Марудова Е.В.,53 |
Январь 4 неделя Зимние забавы. | Металл | Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов. | Закрепить умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Научить определять материал, из которого изготовлены ножи, и предполагать степень их опасности для жизни и здоровья человека. Определить правила безопасности при обращении с колющими и режущими предметами. | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала, ножи с металлическим и пластмассовым лезвиями. Марудова Е.В.,52 |
Февраль 1 неделя Неделя добрых дел. | Коробки | Мебель для куклы Ани. | Учить детей видеть возможности преобразования предметов, изменять их, используя дополнительные детали, получать результат. | Спичечные коробки, кирпичики от строительного материала, цветная бумага, ножницы, клей, кукла. Марудова Е.В.,54 |
Февраль 2 неделя День защитника Отечества. | Воздух | Поиск воздуха | Обнаружить воздух | Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, модели (карточки с обозначениями «дуем вовнутрь» и «дуем снаружи») Марудова Е.В.,56 |
Февраль 3 неделя День защитника Отечества. | Воздух | Морской бой | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. | Емкости с водой, листы бумаги для изготовления корабликов. Марудова Е.В.,57 |
Февраль 4 неделя Народные празд-ники и традиции. | Воздух, вода | Пузырьки - спасатели | Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу. | Стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Марудова Е.В.,58 |
Март 1 неделя Международный женский день. | Деревья | У кого какие детки? | Научить детей выделять общее в строении семян деревьев (наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян деревьев: Ядрышко, оболочка. | Плоды деревьев (клена, дуба, ясеня, сосны, липы), подносы, лупа, молоточек, изображения растений. Марудова Е.В.,42 |
Март 2 неделя Народная культура. | Звук | Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причины возникновения звука – колебание предметов. | Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, стеклянная банка, стеклянная палочка, балалайка, детская металлическая посуда, стеклянный стакан. Марудова Е.В.,57 |
Март 3 неделя Театральная неделя. | Язык | Вкусовые зоны языка | Научить детей определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. | Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, лимоном), ватные палочки, салфетки, стаканы с водой по количеству детей. Марудова Е.В.,55 |
Март 4 неделя Книжная неделя. | Язык | Язычок - помощник | Познакомить детей со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор продуктов питания ( с горьким, сладким, кислым, соленым вкусами), схематичное изображение языка со вкусовыми зонами, настольная игра «Сладкий, кислый, соленый» Марудова Е.В.,55 |
Апрель 1 неделя Весна. . . | Стекло | Увеличительное стекло, бинокль, очки. | Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. | Увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа. Марудова Е.В.,59 |
Апрель 2 неделя Неделя космоса. | Магнит | Волшебная рукавичка.
| Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри. Марудова Е.В.,60 |
Апрель 3 неделя Мир профессий | Магнит | Мы – фокусники. | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, металлический самолетик, стакан с водой, металлическая чайная ложка, деревянные шарики, пластмассовые буквы и цифры, с обратной стороной которых вклеены кусочки металла, нитки. Марудова Е.В.,61 |
Апрель 4 неделя Зеленая планета. | Бабочка | Как спрятаться бабочкам? | Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Иллюстрации с изображениями ярких цветов, бабочек и одной птички, искусственные бабочки разных размеров и расцветки. Марудова Е.В.,62 |
Май 1 неделя День Победы. | Микроскоп | Знакомство с микроскопом. | Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнить увеличение предмета через микроскоп и через лупу. | Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка. Марудова Е.В.,60 |
Май 2 неделя Весна – красна. | Растения | Растения и свет | Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему. | Два небольших отростка растения в горшках, дневник для зарисовок, часы. Марудова Е.В.,62 |
Май 3 неделя Неделя безопасности. | Растения | Растения в темной и в светлой комнате. | Показать детям изменение внешнего вида листьев в темноте. | Два отростка традесканции полосатой в горшках, дневник для зарисовки. Марудова Е.В.,63 |
Май 4 неделя | Предметы из разных материалов | Угадай – ка. | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Помочь понять зависимость веса предмета от материала. | Предметы из одного материала разных размеров и одинаковой формы и размера из разных материалов. Марудова Е.В.,50 |
Литература:
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Дыбина О.В., Рахманинова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти», 2003.
- Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план для средней группы
Перспективный план...
Перспективный план в средней группе "К нам весна шагает"
комплексно - тематическое планирование...
Перспективный план в средней группе.Образовательная область "Художественное творчество" .
Перспективный план в средней группе....
Перспективный план для средней группы в соответствии с ФГТ
Материал, который необходим воспитателям....
Перспективный план работы средняя группа
Перспективный план работы средняя группа...
перспективный план для средней группы.
Перспективный план работы на год....
перспективный план в старшей группе по экспериментированию
еженедельный план работы с детьмипо экспериментированию...