Педагогические чтения
материал на тему

Стародубцева Галина Викторовна

Представлен доклад на тему " Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с признаками одаренности". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chtenie.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с признаками одаренности в МБДОУ детский сад комбинированного вида  №1 «Светлячок».

Стародубцева Галина Викторовна, педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок»

2016 г.

        «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,  на которой будут расти и процветать таланты».   (Генрих Нейгауз)

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

ФГОС дошкольного образования одной из главных задач дошкольного образования  определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношения с людьми, миром и самим собой, а так же развитие эстетических качеств дошкольников.

Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиции реализации ФГОС ДО как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования, подразумевающее  выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятный период для развития способностей дошкольное детство.

На современном этапе отправной точкой отсчёта, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Д.Б.Богоявленской и В.Д. Шадрикова.

По определению авторов концепции: «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда  с выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Мы считаем, что очень важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями, поэтому особое внимание должно уделяться не только оптимизации образовательной среды через совершенствование образовательного процесса, но и обеспечению психологического здоровья детей.

Это возможно лишь при условии создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении по развитию детской одаренности.

Работа с одаренными детьми в нашем детском саду реализовывается в рамках образовательной программы ДОУ (работа психолога – составная часть этой программы).

В своей работе мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

        Цель психолого-педагогического сопровождения в нашем ДОУ:

        Создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

        Охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

        Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

        Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

        Повышение компетентности родителей и педагогов в  вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными этапами работы по психолого-педагогическому сопровождению одаренного ребенка в ДОУ являются:

Первый этап - психодиагностическое сопровождение:

Психологическая диагностика  представляет собой прохождение двух модулей:

1 – й модуль - Работа с детьми

На этом этапе психолог, специалисты ДОУ проводят диагностику по выявлению одарённости и эмоционального состояния ребенка. При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей  (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

Для определения уровня развития способностей у детей используем следующие методики:

Методики диагностики универсальных способностей для детей

Методика «Дерево желаний» (В.С.Юркевич)  

Оценка психомоторной одаренности

Диагностика музыкальных способностей детей  (Н.А Ветлугина, О.П. Радынова)

Тест « Дорисуй фигуры» ( П.Торренса)

Методика диагностики тревожности  (М. Дорки, Р. Тэммел)

Методика «Два домика» (Т. Марцинковская)

Методика «Лесенка» (В. Щур и С. Якобсон)

На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости у детей.

В ДОУ организуется и проходит психолого-педагогический консилиум, на который приглашают всех педагогов работающих с детьми. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют организацию сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. На каждого ребенка заводится «Дневник сопровождения развития ребенка»,  где педагог - психолог собирает информацию о семье ребенка,  индивидуальные карты развития ребенка,  достижения ребенка.

2 – й модуль - Работа с педагогами и родителями

В исследовании компетенции родителей и педагогов используем практический материал:

Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников   (Лосева А.А.)

Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»

Второй этап - психологическое сопровождение детей:

С целью создания условий для развития одаренного ребенка в ДОУ реализуем парциальные программы по разным направлениям: («Ладушки», «Цветные ладошки», «Дорогою добра») с использованием индивидуальных и групповых форм работы.

       Предлагаем детям участвовать в разнообразных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, спартакиадах (районных, областных, всероссийских). Дети участвуют как индивидуально, так и  в составе команд, выступающих за детский сад.

        Осуществляем психологическую помощь детям, участвующим в таких ответственных, требующих моральных затрат с использованием релаксационных, двигательных упражнений для снятия мышечного напряжения, развития саморегуляции, формирование положительного настроя на участие. В систему психолого-педагогического сопровождения в доу включена    коррекционно-развивающая работа, которая проводится по программе «Приключения будущих первоклассников» (Куражева Н.Ю., Козлова И.А.)

Цель: формировать произвольность психических процессов, коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, адекватной самооценки

Занятия по данной программе строятся   с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать проблемные ситуации, создавать проблемные ситуации, используется соревновательная мотивация. Использование этих приемов работы способствует развитию способностей детей.

Третий этап - психологическое просвещение:

Работа включает в себя два модуля:

1 – й модуль - Работа с педагогами.

Цель: Повышение педагогического мастерства.

        Использовались следующие виды работы:

  • выпуск  буклета «Одаренные дети – особое внимание!»;
  • оформление тетради взаимодействия педагог-психолог-педагог «Снижение психоэмоционального напряжения у детей»;
  • проведение семинара  «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей»;
  • проведение Недели психологии по теме: «Планета детства», с включением педагогического практикума «А мы такие разные», тренинга «В кругу друзей».

2 – й модуль - Работа с родителями.

Цель : Формирование психолого-педагогической грамотности родителей.

Использовались следующие формы работы :

  • проведение консультации «Рекомендации родителям по работе с     одаренными детьми»;
  • проведение родительского собрания по теме «Творческое развитие вашего ребенка»;
  • оформление «Страничка педагога - психолога» по темам : «Правила общения с детьми» и  «Упражнения для релаксации»;
  • проведение недели психологии по теме: «Планета детства» с включением  гостиной для родителей по теме: «Сказочный мир детства».

Четвертый этап – результат сопровождения одаренного ребенка:

Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована.

      Положительным результатом индивидуального психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка мы считаем следующие показатели:

  • Дошкольники, прошедшие через цикл занятий программы «Приключения будущих первоклассников» выходят с положительной мотивацией к школе и у них стабилизируется психоэмоциональное состояние.
  • Результативное  участие одаренного ребенка в конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
  • Педагоги ДОУ прошли обучение по ФГОС

                   Таким образом, выявление одаренных детей продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходимо направлять усилия на постепенный ,поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования. Создание условий, помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей является одной их приоритетных социальных задач современного общества, решение которых направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС дошкольного образования.

            Педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить, развивать его способности - это особо важная задача обучения одаренного дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш образ жизни. Материал к Педагогическим чтениям. Омутнинск, 2008г.

Размышления  о воспитании детей в семье Никитиных и работа  ДОУ с неорганизованными детьми....

«Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызовы, задачи, перспективные решения»

Областная научно – практическая конференция педагогических работников «Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызов...

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга»     «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...

Педагогические чтения как форма работы с педагогическим коллективом

Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного педагога и всего педагогического коллектива. Педагогические чтения организуются и проводятся с целью повышен...