Педагогические чтения
материал на тему
Представлен доклад на тему " Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с признаками одаренности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chtenie.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с признаками одаренности в МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок».
Стародубцева Галина Викторовна, педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок»
2016 г.
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой будут расти и процветать таланты». (Генрих Нейгауз)
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
ФГОС дошкольного образования одной из главных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношения с людьми, миром и самим собой, а так же развитие эстетических качеств дошкольников.
Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиции реализации ФГОС ДО как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования, подразумевающее выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятный период для развития способностей дошкольное детство.
На современном этапе отправной точкой отсчёта, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Д.Б.Богоявленской и В.Д. Шадрикова.
По определению авторов концепции: «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда с выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Мы считаем, что очень важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями, поэтому особое внимание должно уделяться не только оптимизации образовательной среды через совершенствование образовательного процесса, но и обеспечению психологического здоровья детей.
Это возможно лишь при условии создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении по развитию детской одаренности.
Работа с одаренными детьми в нашем детском саду реализовывается в рамках образовательной программы ДОУ (работа психолога – составная часть этой программы).
В своей работе мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Цель психолого-педагогического сопровождения в нашем ДОУ:
Создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
Охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основными этапами работы по психолого-педагогическому сопровождению одаренного ребенка в ДОУ являются:
Первый этап - психодиагностическое сопровождение:
Психологическая диагностика представляет собой прохождение двух модулей:
1 – й модуль - Работа с детьми
На этом этапе психолог, специалисты ДОУ проводят диагностику по выявлению одарённости и эмоционального состояния ребенка. При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.
Для определения уровня развития способностей у детей используем следующие методики:
Методики диагностики универсальных способностей для детей
Методика «Дерево желаний» (В.С.Юркевич)
Оценка психомоторной одаренности
Диагностика музыкальных способностей детей (Н.А Ветлугина, О.П. Радынова)
Тест « Дорисуй фигуры» ( П.Торренса)
Методика диагностики тревожности (М. Дорки, Р. Тэммел)
Методика «Два домика» (Т. Марцинковская)
Методика «Лесенка» (В. Щур и С. Якобсон)
На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости у детей.
В ДОУ организуется и проходит психолого-педагогический консилиум, на который приглашают всех педагогов работающих с детьми. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют организацию сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. На каждого ребенка заводится «Дневник сопровождения развития ребенка», где педагог - психолог собирает информацию о семье ребенка, индивидуальные карты развития ребенка, достижения ребенка.
2 – й модуль - Работа с педагогами и родителями
В исследовании компетенции родителей и педагогов используем практический материал:
Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (Лосева А.А.)
Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»
Второй этап - психологическое сопровождение детей:
С целью создания условий для развития одаренного ребенка в ДОУ реализуем парциальные программы по разным направлениям: («Ладушки», «Цветные ладошки», «Дорогою добра») с использованием индивидуальных и групповых форм работы.
Предлагаем детям участвовать в разнообразных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, спартакиадах (районных, областных, всероссийских). Дети участвуют как индивидуально, так и в составе команд, выступающих за детский сад.
Осуществляем психологическую помощь детям, участвующим в таких ответственных, требующих моральных затрат с использованием релаксационных, двигательных упражнений для снятия мышечного напряжения, развития саморегуляции, формирование положительного настроя на участие. В систему психолого-педагогического сопровождения в доу включена коррекционно-развивающая работа, которая проводится по программе «Приключения будущих первоклассников» (Куражева Н.Ю., Козлова И.А.)
Цель: формировать произвольность психических процессов, коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, адекватной самооценки
Занятия по данной программе строятся с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать проблемные ситуации, создавать проблемные ситуации, используется соревновательная мотивация. Использование этих приемов работы способствует развитию способностей детей.
Третий этап - психологическое просвещение:
Работа включает в себя два модуля:
1 – й модуль - Работа с педагогами.
Цель: Повышение педагогического мастерства.
Использовались следующие виды работы:
- выпуск буклета «Одаренные дети – особое внимание!»;
- оформление тетради взаимодействия педагог-психолог-педагог «Снижение психоэмоционального напряжения у детей»;
- проведение семинара «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей»;
- проведение Недели психологии по теме: «Планета детства», с включением педагогического практикума «А мы такие разные», тренинга «В кругу друзей».
2 – й модуль - Работа с родителями.
Цель : Формирование психолого-педагогической грамотности родителей.
Использовались следующие формы работы :
- проведение консультации «Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми»;
- проведение родительского собрания по теме «Творческое развитие вашего ребенка»;
- оформление «Страничка педагога - психолога» по темам : «Правила общения с детьми» и «Упражнения для релаксации»;
- проведение недели психологии по теме: «Планета детства» с включением гостиной для родителей по теме: «Сказочный мир детства».
Четвертый этап – результат сопровождения одаренного ребенка:
Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована.
Положительным результатом индивидуального психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка мы считаем следующие показатели:
- Дошкольники, прошедшие через цикл занятий программы «Приключения будущих первоклассников» выходят с положительной мотивацией к школе и у них стабилизируется психоэмоциональное состояние.
- Результативное участие одаренного ребенка в конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
- Педагоги ДОУ прошли обучение по ФГОС
Таким образом, выявление одаренных детей продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходимо направлять усилия на постепенный ,поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования. Создание условий, помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей является одной их приоритетных социальных задач современного общества, решение которых направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС дошкольного образования.
Педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить, развивать его способности - это особо важная задача обучения одаренного дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие социально-нравственного воспитания и развития детей. Педагогическая поддержка семьи как условие гуманизации пространства детства. Материалы районных педагогических чтений, Омутнинск, 2008г.
Статья раскрывает опыт работы педагогов детского сада по работе с семьей....
Наш образ жизни. Материал к Педагогическим чтениям. Омутнинск, 2008г.
Размышления о воспитании детей в семье Никитиных и работа ДОУ с неорганизованными детьми....
«Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызовы, задачи, перспективные решения»
Областная научно – практическая конференция педагогических работников «Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызов...
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогическое чтение в рамках августовской педагогической конференции "Управление качеством образования опыт и перспектива"
quot;Театральная деятельность в развитии речи дошкольников"...
"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга» «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...
Педагогические чтения как форма работы с педагогическим коллективом
Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного педагога и всего педагогического коллектива. Педагогические чтения организуются и проводятся с целью повышен...