РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ И РУЧНОМУ ТРУДУ
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

Глазкова Оксана Александровна.

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важ­ные психические процессы (образные представления, образное мышление, воображение и др.), творчество, формируются художественно-творческие конструкторские способности.

По программе на занятия по конструированию и ручному труду отводится 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kk_i_r_t.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17

 с. Привольное  Ровенского муниципального района Саратовской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

КОНСТРУИРОВАНИЮ И РУЧНОМУ ТРУДУ

Пояснительная записка

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы (образные представления, образное мышление, воображение и др.), творчество, формируются художественно-творческие конструкторские способности.

По программе на занятия по конструированию и ручному труду отводится 2 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки:

  • У детей расширяется интерес к деятельности людей по созданию архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей.
  • Формируется интерес к конструированию из разных материалов.
  • Совершенствуются конструкторские навыки при создании сооружений по образцу, по условию, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоскостном моделировании.
  • Сформированы представления о строительных элементах и их конструктивных свойствах.
  • Развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству.
  • Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу).
  • Формируются навыки и умения в художественном труде и дизайне с использованием разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного материала и пр.).
  • Дети умеют мастерить несложные поделки по принципу оригами.
  • Развивается художественный вкус при оформлении построек и изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр.
  • Формируется стремление к совместной деятельности.
  • Формируются навыки коммуникативного, делового общения.
  • Сформировано умение пользоваться инструментами и материалами для труда.
  • Формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы.

  • Формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
  • К концу года дети должны уметь:
  • Анализировать образец постройки.
  • Планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.
  • Создавать постройку по рисунку.
  • Работать коллективно.


Календарно – тематический план

месяц

Тема/цели занятий 1-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 2-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 3-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 4-й недели

Дата план:

Дата факт:

Сентябрь

«Домик с окошком» (из строительного материала)

«стрекоза»

(из природного материала)

«Многоэтажный дом» (из строительного материала)

«Бабочка»

(из природного материала)

Развивать умение договариваться, проектировать и делать рисунок будущих построек на бумаге. Развивать умение работать в командах «по трое». Упражнять делать постройки согласно нарисованному проекту. Развивать фантазию, воображение.

Упражнять соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные материалы, соблюдая при этом технику безопасности.

Упражнять детей строить улицу города из строительного материала. Развивать умение договариваться, объединять свои постройки. Продолжать знакомство детей с правилами дорожного движения, с дорожными знаками.

Упражнять соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные материалы, соблюдая при этом технику безопасности.

месяц

Тема/цели занятий 1-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 2-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 3-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 4-й недели

Дата план:

Дата факт:

Октябрь

 «Грузовой автомобиль» (из строительного материала»

«Котенок»

(из природного материала)

 «Грузовой автомобиль» (из строительного материала»

«Птица» (из природного материала)

Развивать умение устанавливать зависимость строения машины от ее функционального назначения. Развивать умение рассказывать о своей будущей поделке. Упражнять строить грузовой автомобиль аккуратно, прочно. Упражнять обыгрывать свою поделку.

Упражнять соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные материалы, соблюдая при этом технику безопасности.

Развивать умение устанавливать зависимость строения машины от ее функционального назначения. Развивать умение рассказывать о своей будущей поделке. Упражнять строить грузовой автомобиль аккуратно, прочно. Упражнять обыгрывать свою поделку.

Упражнять делать птицу по образцу. Вспомнить строение птицы, рассказать о ней. Развивать воображение, фантазию.

месяц

Тема/цели занятий 1-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 2-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 3-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 4-й недели

Дата план:

Дата факт:

Ноябрь

«Самолеты» (из строительного материала»

«Лебедь» (из природного материала)

«Ракеты» (из строительного материала»

«Лошадка» (из природного материала)

Развивать умение устанавливать зависимость строения машины от ее функционального назначения. Развивать умение рассказывать о своей будущей поделке. Упражнять строить грузовой автомобиль аккуратно, прочно. Упражнять обыгрывать свою поделку.

Упражнять делать птицу по образцу. Вспомнить строение птицы, рассказать о ней. Развивать воображение, фантазию.

Развивать умение устанавливать зависимость строения машины от ее функционального назначения. Развивать умение рассказывать о своей будущей поделке. Упражнять строить грузовой автомобиль аккуратно, прочно. Упражнять обыгрывать свою поделку.

Упражнять делать лошадь по образцу. Вспомнить строение лошади, рассказать о ней. Развивать воображение, фантазию.

месяц

Тема/цели занятий 1-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 2-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 3-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 4-й недели

Дата план:

Дата факт:

Декабрь

 «Грузовой автомобиль» (из строительного материала»

«Плот» (из строительного материала»

«Магазин игрушек» (из бумаги и картона)

«Козлик» (из природного материала)

Развивать умение устанавливать зависимость строения машины от ее функционального назначения. Развивать умение рассказывать о своей будущей поделке. Упражнять строить грузовой автомобиль аккуратно, прочно. Упражнять обыгрывать свою поделку.

Развивать умение устанавливать зависимость строения машины от ее функционального назначения. Развивать умение рассказывать о своей будущей поделке. Упражнять строить грузовой автомобиль аккуратно, прочно. Упражнять обыгрывать свою поделку.

Упражнять детей мастерить игрушки из бумаги. Закреплять умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба, вырезать заготовку по контуру. Развивать творческие способности при оформлении поделки. Соблюдать правила работы с ножницами. Развивать умения обыгрывать поделку. Вспомнить правила поведения в магазине, вежливые слова.

Упражнять делать козлика по образцу. Вспомнить строение козлика, рассказать о ней. Развивать воображение, фантазию.

месяц

Тема/цели занятий 1-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 2-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 3-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 4-й недели

Дата план:

Дата факт:

Январь

«Домик для куклы» (из строительного материала)

«Петушок» (из природного материала)

«Наш город»(из строительного материала)

«Старичок Лесовичок»

(из природного материала)

Развивать умение договариваться, проектировать и делать рисунок будущих построек на бумаге. Развивать умение работать в командах «по трое». Упражнять делать постройки согласно нарисованному проекту. Развивать фантазию, воображение.

Упражнять делать петушка по образцу. Вспомнить строение петушка, рассказать о ней. Развивать воображение, фантазию.

Упражнять конструировать по заданной теме, пользуясь рисунком, закрепить умение планировать этапы постройки, воспитывать любовь к родному городу.

Упражнять соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные материалы, соблюдая при этом технику безопасности.

месяц

Тема/цели занятий 1-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 2-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 3-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 4-й недели

Дата план:

Дата факт:

Февраль

«Мост для пешеходов» (из строительного материала)

«Буратино»

(из природного материала)

«Мост» (из строительного материала)

«Павлин» (из природного материала)

Развивать умение договариваться, проектировать и делать рисунок будущих построек на бумаге. Развивать умение работать в командах «по трое». Упражнять делать постройки согласно нарисованному проекту. Развивать фантазию, воображение.

Упражнять соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные материалы, соблюдая при этом технику безопасности.

Развивать умение договариваться, проектировать и делать рисунок будущих построек на бумаге. Развивать умение работать в командах «по трое». Упражнять делать постройки согласно нарисованному проекту. Развивать фантазию, воображение.

Упражнять делать птицу по образцу. Вспомнить строение птицы, рассказать о ней. Развивать воображение, фантазию.

месяц

Тема/цели занятий 1-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 2-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 3-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 4-й недели

Дата план:

Дата факт:

Март

«Постройка башенки и забора для птички, домика для собачки»(из строительного материала)

«Лиса» (из природного материала)

«Постройка башни и дома» (из строительного материала)

«Слон» (из спичечных коробков)

Упражнять конструировать по заданной теме, пользуясь рисунком, закрепить умение планировать этапы постройки, воспитывать любовь к родному городу.

Упражнять делать птицу по образцу. Вспомнить строение птицы, рассказать о ней. Развивать воображение, фантазию.

Упражнять конструировать по заданной теме, пользуясь рисунком, закрепить умение планировать этапы постройки, воспитывать любовь к родному городу.

Упражнять делать слона по образцу. Вспомнить строение слона, рассказать о ней. Развивать воображение, фантазию.

месяц

Тема/цели занятий 1-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 2-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 3-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 4-й недели

Дата план:

Дата факт:

Апрель

«Корабль»

(из строительного материала)

«Зайка» (из природного материала)

«Водный транспорт» (из строительного материала)

«Краб» (из природного материала)

Упражнять зарисовывать будущую постройку, возводить постройку в соответствии с рисунком, подбирая необходимые детали

Упражнять делать птицу по образцу. Вспомнить строение птицы, рассказать о ней. Развивать воображение, фантазию.

Упражнять детей изготавливать из различных по форме и размеру коробочек машины. Развивать умение рассказывать о своей будущей поделке, способах ее изготовления. Развивать фантазия и воображение.

Упражнять делать краба по образцу. Вспомнить строение краба, рассказать о нем. Развивать воображение, фантазию.

месяц

Тема/цели занятий 1-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 2-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 3-й недели

Дата план:

Дата факт:

Тема/цели занятий 4-й недели

Дата план:

Дата факт:

Май

Конструирование по желанию

«Чебурашка» (из природного материала)

«Комнаты теремка» (из строительного материала)

«Веселый человечек» (из природного материала)

Упражнять соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные материалы, соблюдая при этом технику безопасности.

Упражнять конструировать по заданной теме, пользуясь рисунком, закрепить умение планировать этапы постройки, воспитывать любовь к родному городу.

Упражнять соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные материалы, соблюдая при этом технику безопасности.


ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Пояснительная записка

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Организация трудовой деятельности осуществляется  через:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе;  
  • ручной труд.

К концу года дети могут

•Самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, сушить мокрые вещи, ухаживать
за обувью.

  • Выполнять обязанности дежурных по столовой, правильно сервировать стол.
  • Поддерживать порядок в группе и на участке детского сада.
  • Выполнять поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

План занятий по трудовому обучению

Сентябрь

  1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи в шкафчиках, следить за опрятностью одежды и прически.
  2. Учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе, протирать пыль влажной тряпкой, красиво расставлять игрушки в шкафах.
  3. Собирать крупный мусор на участке, относить его в определенное место.
  4. Сбор семян цветов, их сортировка, рассматривание отличительных особенностей (космея -бархотка, портулак - петунья), правильное хранение.
  5. Работа в природном уголке - полив, рыхление, протирание крупнолистных растений.
  6. Ручной труд. Работа с бумагой (сгибание листа вчетверо, сглаживание сгибов, надрезание по сгибам).
  7. Рассматривание иллюстраций о работе строителей.

Октябрь

  1. Учить детей ухаживать за обувью: сушить, мыть, протирать.
  1. Учить детей мыть игрушки и протирать их насухо, производить несложный ремонт игрушек.
  2. Продолжать красиво и правильно накрывать на стол.
  3. Ручной труд. Работа с бумагой: учить работать по готовой выкройке.
  4. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Строители».

Ноябрь

  1. Учить самостоятельно устранять неполадки во внешнем виде.
  2. Продолжать учить самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой, уголку природы, занятию.
  3. Рассматривание и описание сюжетных картинок по теме «Труд детей».
  4. Развивать умение различать трудовые действия: маляр разводит краски, красит, белит. Воспитывать уважение к людям труда.


5.Чтение художественной литературы. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», Б. Заходер
«Строители».

  1. Труд на участке.
  2. Ручной труд. Изготовление игрушек из природного материала.

Декабрь

  1. Приучать детей  помогать друг другу одеваться (завязать шарф, застегнуть верхнюю пуговицу), выполнять поручения воспитателя.
  2. Учить детей расчищать от снега дорожки, строить из снега крепость, вал. Обратить внимание на необходимость работать слаженно и дружно - тогда и результат лучше.
  3. Рассматривание иллюстраций по теме «Труд взрослых», описание картинок. Рассказ о профессии своих родителей.
  4. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту.
  5. Сюжетно-ролевая игра «Почта».
  6. Ручной труд. Поделки из бросового материала (машина - из спичечных коробков, кукла -из ниток).

Январь

  1. Продолжать учить детей поддерживать чистоту своего тела и одежды.
  1. Привлечение детей к уборке снега на участке ясельной группы, объяснить, что старшие всегда заботятся о малышах.
  2. Учить детей правильно распределять объём работы: показать, что от усилий каждого зависит результат всей работы.
  3. Рассматривание иллюстраций по теме «Труд взрослых», беседа.
  4. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Семья», «Магазин».

Февраль

  1. Учить детей самостоятельно наводить порядок в игровом уголке, мыть игрушки.
  2. Продолжать учить детей помогать чистить дорожки от снега в ясельной группе.
  3. Чтение художественной литературы. Н. Носов «Заплатка», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться».
  4. Закрепить и углубить знания детей о работе шофера.
  5. Сюжетно-ролевые игры «Шофер», «Пароход». Учить детей самостоятельно распределять роли, договариваться, согласовывать свои действия.

Март

  1. Учить детей ухаживать за обувью (сушить, мыть).
  1. Учить замечать неполадки в своем внешнем виде и внешнем виде товарища и вежливо говорить ему об этом, помогать устранять их.
  2. Продолжать учить самостоятельно мыть игрушки, стирать кукольное белье. Воспитывать чувство взаимопомощи.
  3. Заучивание пословиц и поговорок о труде.
  4. Высадка в банки с водой веток сирени, клена, тополя. Уход и наблюдение за ними.
  5. Сюжетно-ролевые игры «Шофер», «Строитель», «Почта».
  6. Высадка семян цветов для рассады.


Апрель

  1. Совершенствовать навыки и умения дежурства, самостоятельно организовывать свою деятельность и выполнять все четко и быстро.
  2. Работа на участке по уборке мусора после зимы. Учить работать звеньями (правильно распределять обязанности и выполнять свой объём работы).
  3. Подготовка семян цветов к посеву. Посев семян в клумбы, цветники.
  4. Ознакомление с трудом колхозника. Рассматривание иллюстраций, беседа по их содержанию.
  5. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Вершки и корешки», Л. Воронкова «Сад под облаками».

Май

  1. Закрепление навыков самообслуживания, дежурства.
  1. Высадка рассады цветов в цветники и клумбы. Уход за высаженными растениями, наблюдение за их ростом. Учить детей рыхлить клумбу, самостоятельно определять время полива. Закреплять умение различать высаженные цветы по листьям.
  2. Закрепление знаний детей о труде взрослых (колхозник, строитель, врач, воспитатель детского сада).
  3. Сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Больница», «Наша улица».
  4. Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «В порту», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа», «Почта».

Лето

  1. Закрепление навыков самообслуживания, дежурства.
  2. Приучать детей распределять объём работы по звеньям, самостоятельно оценивать результаты своего труда.
  3. Работа в цветнике. Уход за деревьями и кустарниками. Приучать детей содержать в порядке веранду, песочницу (собрать рассыпавшийся песок, из построек вовремя удалять ветки, камешки).
  4. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по разделу "Конструирование и ручной труд" для детей старшей группы

Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Конструирование и ручной труд»образовательной области «Художественное творчество» для детей старшей группы составлена на основе содержания по х...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Вариативная часть ООП парциальная программа: Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» (Пояснительная записка)

Вариативная часть ООПпарциальная программа: Л.В. Куцакова  «Конструирование и ручной труд в детском саду»    Пояснительная записка...

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки» 2013-2016 г.г.

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки»...

Рабочая программа по художественному и ручному труду "Радужная фантазия" для детей 4-7 лет

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на...

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год

Изучение предмета «ручной труд» способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технолог...