Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике

Алферова Людмила Владимировна

Изучение предмета «ручной труд» способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии ручной обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.

Основная цель – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать) ребенка и повышение уровня функциональной готовности к его трудовому обучению в последующих классах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Приказ № 140

«31» августа 2022г

И.о.директора

______/Т.В.Гагарина /

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________

       /И.В.Вдовенкова /

«31» августа 2022г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2022г.

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №1

от «31» августа 2022г.

руководитель МО: _________________

/Л.В. Мартыненкова/

Рабочая программа по учебному предмету


«Ручной труд»

для обучающихся

1 «Б» класса

на 2022/ 2023 учебный год

Программу составила:

Алферова Людмила Владимировна

учитель начальных классов  

I категории

г. Смоленск

2022г.

1. Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599;
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.

Изучение предмета «ручной труд» способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии ручной обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.

Основная цель – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать) ребенка и повышение уровня функциональной готовности к его трудовому обучению в последующих классах.

Задачи обучения в 1 классе:

  • Развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
  • Получение элементарных сведений о труде в жизни человека;
  • Формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
  • Формирование интереса к разнообразным видам труда;
  • Формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении;
  • Обучение элементарным безорудийным иорудийным приемам;
  • Развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя;
  • Развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, мышления, речи);
  • Развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
  • Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
  • Развитие речи;
  • Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей.

Основные направления коррекционной работы:

1.        Коррекция переключаемости и распределения внимания.

2.        Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

3.        Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4.        Коррекция произвольного внимания.

5.        Коррекция мышц мелкой моторики.

6.        Развитие самостоятельности, аккуратности.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Технология. Ручной труд.  1 класс : учеб. для  общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы  / Л.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2017. – 103 с.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)

Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:

  • Положительное отношение и интерес к труду;
  • Понимание значения и ценности труда;
  • Понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» и «некрасиво»;
  • Осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
  • Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности – «нравится» или «ненравится»;
  • Привычка к организованности, порядку, аккуратности.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Знать

Уметь

  • Правила организации рабочего места;
  • Виды трудовых работ;
  • Названия и свойства поделочных материалов, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
  • Названия технологических операций, необходимых для обработки материалов;
  • Названия инструментов необходимых для урока, их устройство, правила техники безопасности режущими инструментами;
  • Приемы работы, используемые на уроке. 
  • Организовывать свое рабочее место в зависимости от выполняемой работы;
  • С помощью учителя анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
  • с помощью учителя определять способы соединения деталей;
  • выполнять изделие по инструкции, чередующейся показом;
  • владеть некоторыми элементарными технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов, предусмотренных программой.

Достаточный уровень:

Знать

Уметь

  • правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.
  • Находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника с помощью учитеоя;
  • Составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы с помощью учителя и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
  • Оценить свое изделие;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя. 

Базовые учебные действия:

Коммуникативные:

  • Вступать в контакт и работать в паре учитель-ученик;
  • Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Доброжелательно относится к людям.

Регулятивные:

  • Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
  • Активно участвовать в специально организованной деятельности.

Познавательные:

  • Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей среды.

Содержание программного материала

1. Работа с пластилином

Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Лепка из пластилина. Приемы работы. Организация рабочего места.

2. Работа с природными материалами.

Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые при работе с природными материалами.

3. Работа с бумагой.

Организация рабочего места при работе с бумагой. Элементарные сведения о бумаге. Сорта и виды бумаги. Складывание фигурок из бумаги. Обрывание бумаги. Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Вырезание ножницами из бумаги. Конструирование из бумаги. Разметка бумаги. Соединение деталей изделия.

4. Работа с нитками.

Элементарные свойства о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работ с нитками: наматывание ниток на картонку (плоские игрушки); связывание ниток в пучок. Комбинированные работы: нитка и бумага.  

3. Календарно-тематическое планирование

по «Ручной труд» на 2022/2023 учебный год  

1 «Б» класс

Учитель:Алферова Л.В.             в неделю;           66 ч за год

Количество часов:      на первое полугодие              на второе полугодие              

                             Всего 30 ч., в неделю 2 ч.              Всего 36 ч., в неделю 2 ч.

Учебник: Технология. Ручной труд.  1 класс : учеб. для  общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы  / Л.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2017. – 103 с.

Дополнительная литература: Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы. М.: Просвещение, 2018. 544с.

п/п

Содержание

Кол-во часов по плану

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I четверть – 16 часов

1.

«Человек и труд»

1

01.09

2.

«Урок труда»

1

06.09

3.

«Познавательные сведения о бумаге»

1

08.09

4.

Что надо знать о треугольнике

1

13.09

5.

Что надо знать о квадрате

1

15.09

6.

Что надо знать о прямоугольнике

1

20.09

7.

Что надо знать о круге

1

22.09

8.

Что надо знать об овале

1

27.09

9.

Приемы сгибания бумаги. Треугольник.

1

29.09

10.

Приемы сгибания бумаги. «Поймай пуговицу».

1

04.10

11.

Приемы сгибания бумаги. «Поймай пуговицу». Наборная линейка

1

06.10

12.

«Познавательные сведения о природных материалах»

1

11.10

13.

14.

Работа с засушенными листьями. Бабочка.

2

13.10

18.10

15.

Работа с шишками. Ежик.

1

20.10

16.

17.

Работа с природным материалом. Ежик в траве.

2

25.10

27.10

II четверть – 14 часов

18.

Сгибание сторон прямоугольника и квадрата. Пароходик.

1

08.11

19.

Сгибание сторон прямоугольника и квадрата. Стрела

1

10.11

20.

Приемы сминания и скатывания. «Ветка рябины».

1

15.11

21.

Приемы сминания и скатывания. «Цветы в корзине».

1

17.11

22.

Приемы разрывания и обрывания бумаги. «Осеннее дерево»

1

22.11

23.

24.

Правила работа с ножницами. Вырезание по прямой линии.

2

24.11

29.11

25.

26.

Надрез по вертикальной линии.

2

01.12

06.12

27.

28.

Приемы резания ножницами по кривым линиям.

2

08.12

13.12

29.

Аппликация. «Фрукты на тарелке»

1

15.12

30.

Аппликация «Снежная баба».

1

20.12

31.

Аппликация «Гусеница».

1

22.12

III четверть – 20 часов

32.

Приемы симметричного вырезания из бумаги. Плетеный коврик.

1

10.01

33.

34.

Приемы симметричного вырезания из бумаги. Птица. Геометрический орнамент.

2

12.01

17.01

35.

36.

Аппликация. «Самолет в облаках».

2

19.01

24.01

37.

38.

Приемы симметричного вырезания из бумаги, сложение несколько раз. «Букет цветов»

2

26.01

31.01.

39.

40.

Правила работы с клеем и кистью.

2

02.02

07.02

41.

42.

Приемы разметки по шаблону.

2

09.02

14.02

43.

Откуда берутся нитки. Свойства ниток.

1

16.02

44.

Наматывание ниток. Сматывание в клубок.

1

28.02.

45.

Наматывание ниток. Бабочка.

1

02.03

46.

Наматывание ниток. Кисточка.

1

07.03

47.

48.

49.

Шитье. Игла «вверх-вниз».

3

09.03

14.03

16.03

50.

51.

Вышивание в два приема.

2

21.03

23.03

IV четверть – 16 часов

52.

Сведения о глине и пластилине. Разминание пластилина.

1

04.04

53.

Размазывание пластилина. Аппликация «Яблоко».

1

06.04

54.

Раскатывание пластилина столбиками.

Аппликация «Домик и елочка».

1

11.04

55.

Скатывание шара из пластилина. Помидор.

1

13.04

56.

Раскатывание шара до овальной формы. Огурец.

1

18.04

57.

Вытягивание пластилина. Морковь.

1

20.04

58.

Вытягивание боковины шара. Свеклу и репку.

1

25.04

59.

Сплющивание шара. Пирамидка. Грибы.

1

27.04

60.

Прищипывание, примазывание. Цыпленок.

1

02.05

61.

62.

Лепка из нескольких деталей. Котик.

2

04.05

11.05

63.

Лепка из нескольких деталей. Снегурочка.

1

16.05

64.

65.

66.

Лепка. Сказка «Репка».

3

18.05

23.05

25.05

Пояснение к выполнению рабочей программы

I четверть – 17 часов:

1. «Работа с природным материалом. Ежик в траве» - уплотнение темы с 3 часов до 2, так как первая рабочая неделя неполная.

IV четверть – 15 часов:

1. «Лепка. Сказка «Репка».» - расширение учебного материала с 2 часов до 3.

I четверть – 17 часов 

II четверть – 14 часов 

III четверть – 20 часов 

IV четверть – 15 часов

В году 66 часов. 

Тематическое планирование составила _____________ /Алферова Л.В./

(подпись) (расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Детский сад № 198" 2022-2023 учебный год

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из кото...

Рабочая программа МБДОУ ЦРР ДС № 15 второй младшей группы № 18 «Солнышко» на 2022– 2023 учебный год

Цель программы:Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, развитие основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год

Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым усло...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год

Чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Х...

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы общеразвивающей направленности (2-3 лет) на 2022-2023 учебный год

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка 2 – 3 лет. Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноце...

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы общеразвивающей направленности (2-3 лет) на 2022-2023 учебный год

1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка 2 – 3 лет. Ведущие цели Прогр...