Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике
Изучение предмета «ручной труд» способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии ручной обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.
Основная цель – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать) ребенка и повышение уровня функциональной готовности к его трудовому обучению в последующих классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ № 140 «31» августа 2022г И.о.директора ______/Т.В.Гагарина / | Согласовано: Зам.директора по УВР:______________ /И.В.Вдовенкова / «31» августа 2022г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2022г. | Рассмотрено: на заседании МО протокол №1 от «31» августа 2022г. руководитель МО: _________________ /Л.В. Мартыненкова/ |
Рабочая программа по учебному предмету
«Ручной труд»
для обучающихся
1 «Б» класса
на 2022/ 2023 учебный год
Программу составила:
Алферова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
I категории
г. Смоленск
2022г.
1. Пояснительная записка
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.
Изучение предмета «ручной труд» способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии ручной обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.
Основная цель – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать) ребенка и повышение уровня функциональной готовности к его трудовому обучению в последующих классах.
Задачи обучения в 1 классе:
- Развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
- Получение элементарных сведений о труде в жизни человека;
- Формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
- Формирование интереса к разнообразным видам труда;
- Формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении;
- Обучение элементарным безорудийным иорудийным приемам;
- Развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя;
- Развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, мышления, речи);
- Развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
- Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
- Развитие речи;
- Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция произвольного внимания.
5. Коррекция мышц мелкой моторики.
6. Развитие самостоятельности, аккуратности.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Технология. Ручной труд. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2017. – 103 с.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
- Положительное отношение и интерес к труду;
- Понимание значения и ценности труда;
- Понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» и «некрасиво»;
- Осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
- Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности – «нравится» или «ненравится»;
- Привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
Знать | Уметь |
|
|
Достаточный уровень:
Знать | Уметь |
|
|
Базовые учебные действия:
Коммуникативные:
- Вступать в контакт и работать в паре учитель-ученик;
- Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Доброжелательно относится к людям.
Регулятивные:
- Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
- Активно участвовать в специально организованной деятельности.
Познавательные:
- Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей среды.
Содержание программного материала
1. Работа с пластилином
Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Лепка из пластилина. Приемы работы. Организация рабочего места.
2. Работа с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые при работе с природными материалами.
3. Работа с бумагой.
Организация рабочего места при работе с бумагой. Элементарные сведения о бумаге. Сорта и виды бумаги. Складывание фигурок из бумаги. Обрывание бумаги. Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Вырезание ножницами из бумаги. Конструирование из бумаги. Разметка бумаги. Соединение деталей изделия.
4. Работа с нитками.
Элементарные свойства о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работ с нитками: наматывание ниток на картонку (плоские игрушки); связывание ниток в пучок. Комбинированные работы: нитка и бумага.
3. Календарно-тематическое планирование
по «Ручной труд» на 2022/2023 учебный год
1 «Б» класс
Учитель:Алферова Л.В. 2ч в неделю; 66 ч за год
Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие
Всего 30 ч., в неделю 2 ч. Всего 36 ч., в неделю 2 ч.
Учебник: Технология. Ручной труд. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2017. – 103 с.
Дополнительная литература: Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы. М.: Просвещение, 2018. 544с.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов по плану | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I четверть – 16 часов | ||||
1. | «Человек и труд» | 1 | 01.09 | |
2. | «Урок труда» | 1 | 06.09 | |
3. | «Познавательные сведения о бумаге» | 1 | 08.09 | |
4. | Что надо знать о треугольнике | 1 | 13.09 | |
5. | Что надо знать о квадрате | 1 | 15.09 | |
6. | Что надо знать о прямоугольнике | 1 | 20.09 | |
7. | Что надо знать о круге | 1 | 22.09 | |
8. | Что надо знать об овале | 1 | 27.09 | |
9. | Приемы сгибания бумаги. Треугольник. | 1 | 29.09 | |
10. | Приемы сгибания бумаги. «Поймай пуговицу». | 1 | 04.10 | |
11. | Приемы сгибания бумаги. «Поймай пуговицу». Наборная линейка | 1 | 06.10 | |
12. | «Познавательные сведения о природных материалах» | 1 | 11.10 | |
13. 14. | Работа с засушенными листьями. Бабочка. | 2 | 13.10 18.10 | |
15. | Работа с шишками. Ежик. | 1 | 20.10 | |
16. 17. | Работа с природным материалом. Ежик в траве. | 2 | 25.10 27.10 | |
II четверть – 14 часов | ||||
18. | Сгибание сторон прямоугольника и квадрата. Пароходик. | 1 | 08.11 | |
19. | Сгибание сторон прямоугольника и квадрата. Стрела | 1 | 10.11 | |
20. | Приемы сминания и скатывания. «Ветка рябины». | 1 | 15.11 | |
21. | Приемы сминания и скатывания. «Цветы в корзине». | 1 | 17.11 | |
22. | Приемы разрывания и обрывания бумаги. «Осеннее дерево» | 1 | 22.11 | |
23. 24. | Правила работа с ножницами. Вырезание по прямой линии. | 2 | 24.11 29.11 | |
25. 26. | Надрез по вертикальной линии. | 2 | 01.12 06.12 | |
27. 28. | Приемы резания ножницами по кривым линиям. | 2 | 08.12 13.12 | |
29. | Аппликация. «Фрукты на тарелке» | 1 | 15.12 | |
30. | Аппликация «Снежная баба». | 1 | 20.12 | |
31. | Аппликация «Гусеница». | 1 | 22.12 | |
III четверть – 20 часов | ||||
32. | Приемы симметричного вырезания из бумаги. Плетеный коврик. | 1 | 10.01 | |
33. 34. | Приемы симметричного вырезания из бумаги. Птица. Геометрический орнамент. | 2 | 12.01 17.01 | |
35. 36. | Аппликация. «Самолет в облаках». | 2 | 19.01 24.01 | |
37. 38. | Приемы симметричного вырезания из бумаги, сложение несколько раз. «Букет цветов» | 2 | 26.01 31.01. | |
39. 40. | Правила работы с клеем и кистью. | 2 | 02.02 07.02 | |
41. 42. | Приемы разметки по шаблону. | 2 | 09.02 14.02 | |
43. | Откуда берутся нитки. Свойства ниток. | 1 | 16.02 | |
44. | Наматывание ниток. Сматывание в клубок. | 1 | 28.02. | |
45. | Наматывание ниток. Бабочка. | 1 | 02.03 | |
46. | Наматывание ниток. Кисточка. | 1 | 07.03 | |
47. 48. 49. | Шитье. Игла «вверх-вниз». | 3 | 09.03 14.03 16.03 | |
50. 51. | Вышивание в два приема. | 2 | 21.03 23.03 | |
IV четверть – 16 часов | ||||
52. | Сведения о глине и пластилине. Разминание пластилина. | 1 | 04.04 | |
53. | Размазывание пластилина. Аппликация «Яблоко». | 1 | 06.04 | |
54. | Раскатывание пластилина столбиками. Аппликация «Домик и елочка». | 1 | 11.04 | |
55. | Скатывание шара из пластилина. Помидор. | 1 | 13.04 | |
56. | Раскатывание шара до овальной формы. Огурец. | 1 | 18.04 | |
57. | Вытягивание пластилина. Морковь. | 1 | 20.04 | |
58. | Вытягивание боковины шара. Свеклу и репку. | 1 | 25.04 | |
59. | Сплющивание шара. Пирамидка. Грибы. | 1 | 27.04 | |
60. | Прищипывание, примазывание. Цыпленок. | 1 | 02.05 | |
61. 62. | Лепка из нескольких деталей. Котик. | 2 | 04.05 11.05 | |
63. | Лепка из нескольких деталей. Снегурочка. | 1 | 16.05 | |
64. 65. 66. | Лепка. Сказка «Репка». | 3 | 18.05 23.05 25.05 |
Пояснение к выполнению рабочей программы
I четверть – 17 часов:
1. «Работа с природным материалом. Ежик в траве» - уплотнение темы с 3 часов до 2, так как первая рабочая неделя неполная.
IV четверть – 15 часов:
1. «Лепка. Сказка «Репка».» - расширение учебного материала с 2 часов до 3.
I четверть – 17 часов
II четверть – 14 часов
III четверть – 20 часов
IV четверть – 15 часов
В году 66 часов.
Тематическое планирование составила _____________ /Алферова Л.В./
(подпись) (расшифровка подписи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Детский сад № 198" 2022-2023 учебный год
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из кото...
Рабочая программа МБДОУ ЦРР ДС № 15 второй младшей группы № 18 «Солнышко» на 2022– 2023 учебный год
Цель программы:Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, развитие основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым усло...
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
Чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Х...
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы общеразвивающей направленности (2-3 лет) на 2022-2023 учебный год
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка 2 – 3 лет. Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноце...
Рабочая программа образовательной деятельности в 1 младшей группе "Лучик" общеразвивающей направленности на 2022 - 2023 учебный год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26800879","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] С...
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы общеразвивающей направленности (2-3 лет) на 2022-2023 учебный год
1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка 2 – 3 лет. Ведущие цели Прогр...