обобщение педагогического опыта на РМО
материал

Каткилева Анна Аркадьевна

Актуальность проблемы опыта:

«Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания...                       Только народное воспитание является живым органом в историческом                              процессе народного развития».

К.Д. Ушинский                                                                  

Сохранение культурного разнообразия человечества, неотъемлемой частью которого являются традиционные культуры коренных народов, это непременное условие создания гражданского общества, живущего в гармонии с природой. Изучая документы, касающиеся образования на Севере логично сделать вывод, что в основе всех образовательных программ для создания подлинно национальной школы должна лежать этнопедагогика – наука об эмперическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Она собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, сказаниях и былинах, притчах, песнях и загадках, пословицах и поговорках, играх и игрушках, в семейном и общинном укладе, быте, традициях.

 Одной из особенностей Севера России является то, что здесь в условиях особо уязвимой природной среды сошлись два диаметрально противоположных типа хозяйствования: традиционное, аборигенное, экологически вживленное в природу и современное промышленное, направленное на разработку недр, и в итоге – истощение и разрушение природной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katkileva_-_obobshchenie.docx348.78 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Каткилевой Анны Аркадьевны

http://boombob.ru/img/picture/Apr/14/d3b3f81e7aec3235a3e32e91d375c9a3/1.jpg

Модульная анкета обобщения передового педагогического опыта:

Блок 1. Общие сведения.

  1. Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение «Санаторная школа – интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» г.Тарко - Сале Пуровского района.

1.2 Автор передового педагогического опыта.

Ф.И.О.

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды,

звания,

ученая степень

Каткилева Анна Аркадьевна

воспитатель

школы  -интерната

Высшее педагогическое

11 лет

первая

        

Блок II. Теоретическая интерпретация опыта.

2.1.Наименование темы опыта: ««Этнопедагогическое воспитание детей в условиях  школы-интерната»

2.2. Объект исследования: система организации   деятельности по этнопедагогическому воспитанию в разновозрастной группе школы-интерната

 2.3. Предмет исследования:  развитие творческих способностей воспитанников на основе сотрудничества и взаимодействия, как психолого-педагогическое условие для осуществления поставленной цели.

2.4. Цель исследования: Выявление условий, способствующих этнопедагогическому воспитанию, эффективность осуществления этнопедагогического воспитания в разновозрастной группе школы-интерната.

2.5. Актуальность проблемы опыта:

«Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания...                       Только народное воспитание является живым органом в историческом                              процессе народного развития».

К.Д. Ушинский                                                                  

Сохранение культурного разнообразия человечества, неотъемлемой частью которого являются традиционные культуры коренных народов, это непременное условие создания гражданского общества, живущего в гармонии с природой. Изучая документы, касающиеся образования на Севере логично сделать вывод, что в основе всех образовательных программ для создания подлинно национальной школы должна лежать этнопедагогика – наука об эмперическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Она собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, сказаниях и былинах, притчах, песнях и загадках, пословицах и поговорках, играх и игрушках, в семейном и общинном укладе, быте, традициях.

 Одной из особенностей Севера России является то, что здесь в условиях особо уязвимой природной среды сошлись два диаметрально противоположных типа хозяйствования: традиционное, аборигенное, экологически вживленное в природу и современное промышленное, направленное на разработку недр, и в итоге – истощение и разрушение природной среды.

    Другая особенность заключается в том, что на протяжении всей истории России Крайний Север выполнял прежде всего роль поставщика сырья и материалов. Сначала это была пушнина, а сегодня – нефть, газ и другие невозобновляемые ресурсы. Причем сырье это обеспечивает благополучие большинства регионов страны, но, как ни парадоксально, в ущерб самому Северу. Каждый народ имеет право не только быть, но и сохранять и развивать свою цивилизацию, культуру, нравственные ценности, основанные на многовековом опыте своих предков, обычаях, традициях, т.е. на том, что мы называем обычным правом. И одним из важнейших вопросов нынешнего века стоит вопрос – сумеют ли коренные народы сохранить выработанное ими умение поддержания экологического баланса, умение чувствовать себя частью природы.

      В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было и есть много обычаев и традиций облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражает определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества. Понимание этих вопросов даст человеку возможность полноценного существования в окружающем мире, способность адекватно оценивать происходящее и противостоять натиску всего ложного и неестественного. Изменившиеся условия жизни общества требуют новых подходов в организации, психологическому обоснованию и обеспечению этнопедагогического воспитания учащихся. Перед воспитателем со всей остротой стоит вопрос о поиске резервов активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самостроительства. Вдруг оказалось, что мы нуждаемся в искусстве тонкого прикосновения к личности в педагогической технологии, которая предназначена обеспечить научно обоснованное воздействие на ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром и природой.                                                      

Поиск решения проблемы привел к необходимости вывести гипотезу, которая стала ведущей моего опыта: «Этнопедагогическое воспитание детей в условиях  школы-интерната»

2.6. Условия функционирования опыта

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить.

Дистервег

 Сущность опыта:

Рассматривая содержание этнопедагогического воспитания считаю, что воспитатель должен подготовить воспитанника к вхождению во взрослую жизнь таким образом, чтобы тот осознал себя не только полноценной, но и полноправной личностью общества, способной сохранить и преумножить духовные и материальные ценности, накопленные предками.  

И сейчас в начале 21 века необходимо все сделать для того, чтобы не только создать условия для сохранения традиционных культур коренных народов, но и для эффективной адаптации этих культур в современных условиях, а также необходимо создание условий для сохранения и распространения традиционных знаний и навыков аборигенов в области устойчивого природопользования

Условия формирования опыта.

 Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов в организации, психологическому обоснованию и обеспечению этнопедагогического воспитания учащихся. Воспитательный процесс организуется на основе сообщения детям базовых моральных знаний и усвоения ими основ этнопедагогики. Воспитатель создает воспитательный модуль, включающий блок информации, совместную деятельность воспитателя и воспитанника, систему работы с родителями с использованием народной педагогики коренных жителей региона. Основой содержания воспитания выступает система воспитания детей через природу . В.А. Сухомлинского

Теоретическая база опыта.

В настоящее время народная педагогика остается самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения

Исследуя проблему этнопедагогического воспитания детей в разновозрастной группе школы-интерната  я обратилась к работамсовременных педагогов-психологов Н.Е Щурковой, И.Л. Иванова, А.И. Шемшуриной, Ш.А. Амонашвили, классикам педагогики Макаренко и его учению о роли детского самоуправления в воспитательном процессе, В.А. Сухомлинскому и его системе воспитания детей через природу, К.Д. Ушинскому и его работе «О нравственном элементе воспитания», системе  воспитания  детей у народностей Крайнего Севера. Изучая их работы я узнала много нового, стала применять на практике их методики, используя  личностно ориентированный подход в воспитании Е. Бондаревской.

  Идея личностно-ориентированного подхода к воспитанию, как составной части личностно ориентированного образования, является неотъемлемой при организации воспитательной работы в разновозрастных коллективах. В современной научно-исследовательской литературе термин «подход к воспитанию» стал рассматриваться значительно шире, но большинство ученых утверждают, что слово «подход» является комплексным педагогическим средством и включает три компонента:

  • основные понятия, используемые в процессе изучения;
  • принципы, как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности;
  • приемы и методы воспитательного построения.

Личностно ориентированный подход, по выделенным понятиям, можно проанализировать следующим образом:

Авторы

Основные понятия

Принципы

Методы и приемы

А. Маслоу,

К. Роджерс, Е.В. Бондаревская

О.С. Газман,

И.С. Якиманская

и другие

Индивидуальность,

Личность, Само-

актуализированная личность,

Самовыражение,

Субъект,

Я-концепция,

Выбор,

Педагогическая поддержка

Самоактуализации

Индивидуальности

Субъективности

Выбора

Творчества, успеха

Доверия

и поддержки

Игровые

Рефлексивные

Педагогической поддержки

Диагностические

Создания ситуации выбора и успеха.

Организовывая воспитательную деятельность в разновозрастном коллективе, развивая и формируя нравственные основы поведения ребенка, целевые установки воспитателя  прежде всего связаны с развитием индивидуальности и субъективности воспитанника. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого воспитанника, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности.       Система воспитания детей через природу: изучение опыта педагогов-новаторов открывает огромные перспективы в решении данной проблемы. В частности опыт В.А. Сухомлинского, который до сих пор не нашел должного применения в школе. Ценность и новизна его подхода к решению проблем народной педагогики созвучна с требованиями времени и заключается в том, что он рассматривает этнопедагогику, народную педагогику не как часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основу, фундамент всей педагогической системы. Основа этой системы – воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития. Природа, по глубокому убеждению В.А. Сухомлинского должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую действительность, а также самого себя, педагог-новатор утверждает, что это обстоятельство не только облегчает воспитательную работу с детьми, но и делает ее богаче, многограннее, содержательнее.

    Уникальность опыта воспитания В.А. Сухомлинского не только в утверждении нового подхода, но и в раскрытии педагогических условий и путей при которых воспитание через природу развивает личность, становится основой образовательного процесса. Для воспитания человека гармоничного, всесторонне развитого В.А. Сухомлинский предлагает:

- осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своим трудом;

-  «умный физический труд ребенка по преобразованию и сохранению природы, в процессе которого ребенок должен убедиться, что природа не терпит невежества;

-  раскрытие новых тайн природы при активной работе мысли. В природе заложены в доступной для ребенка форме факты, явления, зависимости, закономерности;

-  мир природы становится неисчерпаемым источником знаний благодаря тому, что знания поступают в детскую голову очень сложным путем: через руки, через труд, через взаимоотношения с другими людьми через чувства и переживания, окрашивающие действительность;

-  в процессе работы постоянно меняются сами дети, у них формируются взгляды, укрепляются социально-политические, нравственные, эстетические

позиции  - в конечном счете из ребенка постепенно формируется человек в самом высоком смысле слова;

-  в процессе познания природы, прежде всего через исследовательскую деятельность, способствовать развитию, самовыражению человека;

-  использовать    природу   как незаменимый источник эмоционального развития ребенка, учитывая при этом, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры, ощущений и восприятии;

-   проводить  путешествия,    экскурсии, прогулки в природу, развивая при этом зрительные и слуховые ощущения, восприятия. Учиться слушать музыку весенних лугов, леса, летнего поля, лесного ручья, летней почвы и т.д.;

-  учить детей творческому общению с природой, стремиться к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил: создавать уголки красоты, в которых ребенок может подумать, помечтать, остаться наедине с красотой, составлять сказки, рассказы, стихи;

-  учить детей творческому восприятию природы на уроках, праздниках весны, прилета п тиц и т.д.

 Игра - как один из методов нравственного воспитания. Еще одним методом, используемым мною в свете личностно-ориентированного воспитания является игра, которую  активно использую в своей деятельности, так как группа воспитанников состоит в основном из детей младшего и среднего звена. Игра является универсальным средством психического развития ребенка, кристаллизующим родовые способности человеческой деятельности. Игра, как феномен культуры, обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребенка. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильно отражаются правила и условия игры, в ней заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на уроках и занятиях. В период детства не может быть пробных технологий, поэтому рекомендуется в период детства играть, играть и играть! Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром. Через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств и действий. Поэтому воспитателю необходимо включать в игровые занятия  научно-познавательный, ценностный, нормативный и практически - деятельностный компонент. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Поэтому воспитательную работу я стараюсь организовывать через игру и игровую деятельность с учетом возрастных особенностей воспитанников. Это экскурсии, посещение музея, концертов, проведение соревнований, конкурсов, викторин, воспитательных и семейных часов, познавательных игр, праздников и вечеров, индивидуальная работа, работа по развитию познавательной активности и воспитанию добросовестного отношения к учебе, выполнению домашних заданий, выявлению интересов и наклонностей детей, посещения секций, кружков по интересам.

 Принципы воспитания в семье у коренных народов Севера Организовывая свою деятельность по этнопедагогическому воспитанию считаю целесообразным включать в игровую деятельность воспитанников национальные игры, которые способствуют развитию у детей ловкости,  ответственности, сообразительности, находчивости и инициативности, учат их подчинять свои желания  к сложившимся условиям, помогать друг другу. Осуществляя процесс воспитания  большое внимание уделяю вопросам и принципам воспитания в семье у коренных народов севера. Вместе с детьми изучаю быт, обычаи, культуру селькупов, устраиваю совместные семейные праздники с родителями, выезды в лес совместно с ЦНК. У северных народностей огромна роль семьи, традиций в воспитании. Отношение к детям у них добросердечное, любовное, что способствует формированию у детей чувства доверия к старшим, к родителям, воспитывает послушание, побуждает следовать советам старших. В тундре воспитанием детей занимаются все взрослые, которые часто действуют единым коллективом. Большое значение имеет игровая деятельность. Во время игры дети, вступая в различные взаимоотношения друг с другом, подражают взрослым, вполне осознанно следуют определенным этическим правилам. Игры способствуют формированию у детей таких качеств, как доброта, коллективизм, взаимопомощь, справедливость и честность. Воспитание трудолюбия осуществляется в процессе общения с родителями, которые изо дня в день готовят их к самостоятельной жизни в условиях сурового климата. В семьях народностей Севера честь человеку -  по его труду. Всегда в почете хорошие охотники, рыбаки. Оленеводы, мастерицы по пошиву одежды. С младенчества у детей воспитывалось почтение и уважение к старикам. Пожилые люди всегда чувствовали заботу, без их совета и согласия ничего не предпринималось. От родителей и других родственников ребенок учился традиционно гуманному отношению к животным. Это закреплено в обычаях и социальных привычках северян. Самыми надежными друзьями человека на крайнем севере всегда были собака и олень. Методы воспитания детей у северных народов заметно отличаются от методов воспитания в европейской семье. Это спокойное, доброжелательное назидание, терпеливое обучение труду, легкая ирония и усмешка в ответ на капризы детей. Основным методом воспитания является личный пример. Характерная черта во взаимоотношениях взрослых и детей – дух уважения к личности ребенка. Родители-северяне поощрительно относятся к детским играм. Наиболее распространенной игрой северных детей всегда была игра в чум. Во время игры дети учились строить жилище, распределять обязанности между членами воображаемой семьи. Девочки по-настоящему шили одежду и обувь, просушивали меховые изделия. Для мальчиков любимыми играми всегда были игра в оленей и игра в охотников.  «Игра – это труд детей», – говорят на Севере. Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения друг с другом, подражают взрослым, вполне сознательно  копируют трудовые отношения. Игры способствуют формированию у детей таких качеств, как доброта, коллективизм, взаимопомощь,  понятийные представления о трудовых отношениях.

 Система работы воспитателя по этнопедагогическому воспитанию помогает детям осознать себя не только полноценной, но и полноправной личностью общества, способной сохранить и преумножить духовные и материальные ценности, накопленные предками.   Этнопедагогическое воспитание протекает во времени. Подвергаясь изменениям в согласии с пестрыми характеристиками времени. Уровень культуры текущего времени определяет уровень воспитания, созидаемого обществом. Воспитание – слагаемое культуры, фактор культуры и прямая зависимость от культуры. Поэтому стремление понять феномен этнопедагогического воспитания приводит нас в первую очередь к необходимости понять социальную ситуацию общества, которая порождает педагогическую ситуацию.

Воспитание – это процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение ребенком способности жить на уровне культуры, воссоздавать ее достижения и созидать новые материальные и духовные ценности. В центре системы воспитания  стоит Человек, как наивысшая ценность жизни, альтернатива функционеру вчерашнего воспитания. Процесс формирования личности протекает в контексте общечеловеческой культуры и содержание культуры определяет содержание воспитания – альтернатива вчерашнему социальному заказу. Свобода выбора формирующейся личности составляет основу методического решения воспитательных проблем – альтернатива социальной норме, не допускающей отклонения от общепринятого. Границы воспитания расширяются и включают в свое содержание обучение и образование в качестве средства воспитания – альтернатива вчерашнему суммированию «обучение плюс воспитание». Организация работы педагога с детьми опирается на фундамент профессионализма, а содержание профессиональной подготовки педагога к такой работе, в результате которой разрабатывается альтернатива вчерашним инструкциям и административным предписаниям чиновников. Главным же отличием вчерашнего воспитания от сегодняшнего – ключевой характеристикой последнего – является ценностное отношение, выступающее альтернативой вчерашним правилам поведения в их согласии со знанием о «должном» и «правильном». Воспитание строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма.

Блок Ш. Практико – прикладная интерпретация опыта.

Описание сущности опыта В настоящее время народная педагогика остается самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений.. Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию. Величие отдельных народов является неразрывной гармонической частью величия общей отчизны дружных народов и в материальном, и в духовном отношениях, в том числе и в педагогическом. Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой

Продуктивность опыта.

Воспитатель играет важную роль в определении истинного и ценного содержания в процессе воспитания. Именно он должен подготовить ребенка к вхождению во взрослую жизнь таким образом, чтобы тот осознал себя не только полноценной, но и полноправной личностью общества, способной сохранить и преумножить духовные и материальные ценности, накопленные предками, поэтому в своей работе, и во взаимоотношениях с воспитанниками использую разнообразные виды деятельности семейного коллектива. Большое внимание уделяю развитию потенциальных  возможностей детей, их творческой индивидуальности и инициативы, что не может не способствовать расширению их представлений об окружающем мире, развитию качеств творческой личности – самостоятельности, трудолюбия, формированию духовной культуры   ребенка.

Самоуправление - специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижений значимых коллективных целей. Опираясь на учение С.А. Макаренко о детском самоуправлении в группе создан актив: помощник воспитателя, который оказывает помощь в поддержании дисциплины, организации коллективных творческих дел, проведении мероприятий; учебный сектор проверяет дневники, тетради, состояние учебников, контролирует деятельность отстающих учеников; трудовой сектор организует трудовые десанты, следит за исправностью мебели в группе, за организацией и проведением дежурств; санитары проверяют чистоту и порядок в группе.

Работа с родителями воспитанников, на мой взгляд, является  важной составляющей  моей деятельности. В силу объективных причин связь с родителями многих воспитанников затруднена, так как воспитанники моей группы живут в п. Быстринка. Исходя из  жизненных условий  мною были выделено три  приоритетных направления взаимодействия  с семьями воспитанников: информирование родителей с помощью доступных средств  связи, индивидуальная работа  с родителями по вопросам просвещения, консультирование, совместная деятельность (организация совместных семейных праздников, вечеров.). При посещении родителями интерната  лично беседую с каждым из родителей, стараюсь выяснить  морально- психологическую атмосферу семьи. Для родителей в группе специально оформлен стенд с информацией просветительского характера, актуальным вопросам воспитания. В настоящее время родители, по приезду из тундры, постоянно интересуются всесторонней жизнью детей в школе-интернате, посещают родительские собрания,   плотно сотрудничают с воспитателем и психологом  на предмет диагностики и анкетирования. Родители знакомятся с успехами и неудачами детей в плане обучения: показываю родителям ведомость успеваемости. Ведется индивидуальная работа с родителями по профилактике правонарушений, поэтому детей, состоящих на различных видах учета и совершивших правонарушения, в группе нет.

Современный педагог – воспитатель – это не только грамотный специалист, хороший психолог, но в первую очередь это педагог, который сам постоянно учится и учит своих воспитанников. В процессе обучения и совместной деятельности, воспитанники закрепляют полученные знания, умения и навыки, накапливают опыт самостоятельной работы, который проявляется при участии воспитанников вместе  в творческих и спортивных конкурсах, где  могут   показать свое мастерство. На протяжении всего времени  воспитанники моей группы активно принимают  участие во всех  конкурсах, организуемых  на уровне интерната, города, района, округа. Результаты творческой и спортивной активности воспитанников можно представить следующим образом:

2013/2014 учебный год.

Кунин Игорь, Кунина Анастасия, Кунин Геннадий –грамота за активное участие в отборочном туре районного конкурса детского творчества «Моя семья – мой теплый дом!»

Кунин Ефим  –  VII Открытом  традиционном турнире по Греко-римской борьбе; грамота победителя в турнире по пешеходному туризму Центра развития туризма;

Кунин Николай – диплом «За волю к победе» в открытом первенстве п. Новый Уренгой по греко-римской борьбе, посвященном Дню защитника Отечества; III в I Открытом традиционном турнире по греко-римской борьбе;

Кунина Елена – I место в конкурсе рисунков «С ними нас познакомил Чуковский» в рамках Всероссийской недели детской и юношеской книги; диплом за II место в I Международном конкурсе учащихся и студентов «Юные таланты» в номинации «портрет»;

Кунина Юлия - диплом за II место в I Международном конкурсе учащихся и студентов «Юные таланты» в номинации «пейзаж».  Международный литературный фестиваль «Серебряный луч» - участие.

2014/2015 учебный год

Каткилева Лариса – II место в конкурсе по русскому языку на Всероссийской олимпиаде, III место в конкурсе по литературе на Всероссийской олимпиаде

Кунина Наталья – I место в конкурсе «Мечты детства» Международного фестиваля региональный этап, тема: «Юные мастера». III место в конкурсе «Мечты детства» Международного фестиваля

Кунин Анатолий II место в соревнованиях самолетов –планеров городской конкурс

Камин Сергей I место в соревнованиях самолетов –планеров городской конкурс

Кунина Юлия I место по спортивной борьбе в открытом первенстве МОУ ДОД Пуровский район. II место по спортивной борьбе в открытом первенстве МОУ ДОД Пуровский район. II место по греко-римской борьбе в открытом первенстве МОУ ДОД Пуровский район.

2015/2016 учебный год

Каткилева Екатерина – I  место в городском конкурсе-выставке «Новогодний серпантин»

Кунина Наталья – I место  в городском конкурсе-выставке «Новогодний серпантин»

Кунин Антон – II место в Международной Олимпиаде по основным наукам по предмету литературное чтение

2016/2017 учебный год

Кунин Иван III место в VIII открытом Всероссийском турнире по греко-римской борьбе в г. Сургуте. III место в первенстве ЯНАО по греко-римской борьбе среди юношей. III место по греко-римской борьбе в городском открытом турнире.

Кунин Виктор – III место в открытом личном первенстве МБУ ДО ДЮШОР «Десантник» по стрельбе из пневматической винтовки.

Кунин Михаил – II место в открытом турнире ЯНАО по греко-римской борьбе по Пуровскому районе. II место в открытом турнире ЯНАО по греко-римской борьбе среди юношей, посвященной памяти тренера Подколзина Н.А. III место в первенстве ЯНАО по греко-римской борьбе «Фестиваль борьбы ЯНАО»

Кунина Юлия – I место по тяжелой атлетике среди юношей и девушек в городском Открытом первенстве. I место по тяжелой атлетике среди юношей и девушек в городском Открытом первенстве, посвященного дню ракетных войск и артиллерии. I место по тяжелой атлетике среди юношей и девушек в городском Открытом первенстве Пуровского района. II место в Соревновании по тяжелой атлетике в зачет XVIII Спартакиады.

Каткилева Лариса – II место в туристическом слёте по зимним видам туризма Пуровского района.

Кунина Полина - I место Международного творческого конкурса «Радужное лето».  I место Международного творческого конкурса «Вдохновение осени».  I место Международного творческого конкурса «Цветочное Настроение».  I место Международного творческого конкурса, посвященного дню матери «Мама – солнышко моё!»

Кунина Анастасия - I место Международного творческого конкурса «Радужное лето». II место Международного творческого конкурса «Зимняя сказка». I место Международного творческого конкурса «Цветочное Настроение». II место городском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Новогодний подарок». I место Всероссийском творческом конкурсе «Русская матрёшка»

Кунина Наталья – I место Международного творческого конкурса «Зимняя сказка». I место международного творческого конкурса «Новогодние фантазии»

Каткилева Екатерина – II место Международного творческого конкурса «Рождественская звезда». I место Международного творческого конкурса «Волшебное Рождество».  I место международного творческого конкурса «Новогодние фантазии»

Кунина Татьяна - I место Международного творческого конкурса «Волшебное Рождество».

Рулёва Анна – I место Международного творческого конкурса «Весеннее настроение».

   С целью отслеживания динамики мнения воспитанников и их родителей, о комфортности проживания в разновозрастных группах по семейному типу, мною в тесном взаимодействии со службой сопровождения, проводятся  ежегодные исследования «Диагностика удовлетворенности детей и родителей  системой проживания  в группе-семье».Сегодня можно сказать, что эта форма проживания имеет довольно прочный фундамент (Приложение). По результатам диагностик  психологический микроклимат в группе характеризуется как благоприятный.

Большое внимание, организуя работу в семье, уделяю вопросам гражданского, нравственного воспитания,  используя основы национально-регионального компонента. Воспитательские часы «У природы нет плохой погоды», «Профессия моих родителей – рыбаки», «Селькупские посиделки», беседы о быте их семей,   традициях, о языке, рыбалке, охоте, обрядах - имеют большой воспитательный эффект. Провожу работу по привлечению воспитанников своей группы к занятиям в творческих объединениях с национальным уклоном: «Пуровский рассвет»,  «Бисероплетение». Воспитанники группы принимают активное участие в праздновании национальных праздников « Ненецкий Новый год», « Вороний День», « День Оленевода». Активно сотрудничаю с Центром национальных культур – воспитанники группы посещают объединение «Сякхы сича», где  изучают культуру, песни, обряды селькупского народа. Занимаясь в этом объединении ребята выступали на районном конкурсе «Снегирек», выезжали с концертной программой в поселок Быстринка на день Оленевода, принимали участие в Неделе Ямала в интернате, где показывали обряд, читали стихи и пели селькупские песни. Воспитанникам Куниной Анне и Кунину Тимофею за активное участие в общественной жизни МУК «ПРЦНК» объявлена благодарность; Кунин Ефим - победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по родному языку.

Все дети принимают участие в социально-значимой деятельности. Воспитанники группы принимают участие в уборке территории, генеральных уборках корпуса, оформлении и благоустройстве интерната. Большой вклад внесли мои ребята в оформление  комнаты для воспитанников интерната  младшей возрастной категории «Играй - город». Дети изготавливали «продукты» для ролевого уголка «Магазин», шили мягкие игрушки для работы кукольного театра. Принимают участие в акциях: «Вредилки для нашего Здоровья», « Нет – наркотикам!». Все воспитанники посещают  спортивные секции и кружки по интересам, причем не только те, которые находятся в интернате. Большой популярностью пользуется  Пуровский Дом Детского творчества,  спортивная секция по греко-римской борьбе в СДЮСШОР, Центр национальных культур и Центр туризма и краеведения.

3.3.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта: творческая работа с детьми дала возможность представить перспективу собственного развития, повысилась заинтересованность в результатах своей деятельности, вырос собственный творческий потенциал. Находясь в постоянном творческом поиске, изучая научно-методическую литературу, передовой педагогический опыт, принимаю активное участие  в обобщении и распространении своего педагогического опыта, не прекращая ни на минуту процесс саморазвития, самосовершенствования.  Делюсь опытом с коллегами, провожу открытые занятия, воспитательские часы. Выступала с докладами на заседаниях методического совета: «Использование     здоровьесберегающих технологий в разновозрастной группе»,       «Использование опыта народной педагогики, национальных обычаев и традиций в воспитании основ нравственности. Этнопедагогическое воспитание в разновозрастной группе». Участвую в семинарах различного уровня:   в 2013 году в семинаре кустового методического объединения воспитателей интернатных учреждений «Развитие творческих способностей как один из аспектов нравственного воспитания ребенка», где принимала участие в аукционе педагогических идей с воспитательским часом «У природы нет плохой погоды»; в 2013 году в   VII Международной научно-практической конференции «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность»; участник  работы кустового методического объединения воспитателей интернатных учреждений Пуровского района 2012/2016 г.; участие в работе районного совещания педагогических работников образовательных учреждений  Пуровского района 2012/2016 г.;

Активно участвую в конкурсах различного уровня: Диплом III место в Международном конкурсе педагогического мастерства «На вершине айсберга»; диплом за высокий уровень подготовки воспитанницы Куниной Елены Константиновны, призёра I Международного конкурса «Юные таланты»; диплом I место Международного конкурса « Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС»; приняла участие во сероссийской конференции «Патриотическое воспитание детей и молодёжи»; III место во Всероссийском конкурсе «ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»; Почётная грамота Департамента Образования Администрации Пуровского района; грамота I место в туристическом слёте по летним видам туризма среди общеобразовательных учреждений Пуровского района;

Публикации: Диплом участника VII международной научно-практической конференции «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность» методическая разработка 2013 год; Свидетельство о публикации на портале педагога воспитательский час «Путешествие по экологической тропе» 2017 год; Свидетельство о публикации на портале педагога воспитательский час «У Природы нет плохой погоды» 2017 год. Публикации на личном сайте педагога на ns portale  воспитательских мероприятий «Селькупские посиделки» 2014 год; «Профессия моих родителей – рыбаки» 2015 год; «У Природы нет плохой погоды» 2015, «Путешествие по экологической тропе» 2017 год

Повышение квалификации: 16 апреля по26 апреля 2009 год «Психолого – педагогические основы организации воспитательной работы в условиях школы-инретнат»; 07 октября по 16 октября 2013 год ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» по теме «Воспитание как приоритет современного образования»; 20 ноября по 02 декабря 2013 год ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» по теме « Проектирование содержания федерального государственного образовательного стандарта ООО на предметном уровне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....