обобщение опыта
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Данный материал распологает полную информацию об обобщении педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение опыта115.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Детский сад №57 «Катюша»

г.  Тамбов

Тема педагогического опыта:

«Использование инновационных технологий ТРИЗ для развития связной речи у детей дошкольного возраста».

                                                                       

                                                                                          Подготовила:  воспитатель

                                                                       Чернова Марина Михайловна

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Введение…………………………………............................................3
  2. Актуальность работы……………………………………………......5
  3.  Цель и задачи………………………………………………………...5
  4. Критерии оценивания………………………………………….…….6
  5. Этапы работы…………………………..…………………………......7
  6.  Формы и методы работы с детьми…….………………………........8
  7. Формы и методы работы с родителями…………………………… .9
  8. Анализ полученных результатов..……………………………….....10
  9. Литература……………………………………………………………11

Введение.

«Слово есть первый признак сознательной разумной жизни».

 К. С. Аксаков

Развитие связной речи – одно из приоритетных направлений работы любого дошкольного учреждения. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Наряду с этим во ФГОС ДОУ мы видим следующие целевые ориентиры: на этапе завершения дошкольного детства ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выстраивать речевое общение со сверстниками и взрослыми. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои суждения, воспроизводить содержание произведений художественной литературы. Однако в ДОУ ежегодно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения, обедненный словарный запас. Уровень речевого развития детей, поступающих в ДОУ, не соответствует возрастной норме. Одним из существенных факторов является невнимание родителей к развитию речи своего ребенка: дети не знают стихов, сказок, рассказов, не умеют правильно логически построить свое высказывание. Прочтение книг родители заменяют просмотром мультфильмов. Это негативно сказывается на всех сферах деятельности ребенка. У многих детей снижена познавательная активность, а также дети практически не интересуются художественной литературой. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающего времени года и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и».

Мои  наблюдения и диагностическое обследование речевого развития детей показали, что некоторые дети:

  • имеют не большой словарный запас;
  • не могут правильно сформулировать свои мысли;
  • затрудняются отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  • не могут построить развернутый, связный и логический рассказ, придумать свою сказку, решить творческую задачу:
  • детям не хватает уверенности в себе, у многих детей низкая самооценка, застенчивость, страхи, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.
  • часто наблюдается заниженный уровень речевого общения: не умеют выстроить диалог, разумно сформулировать вопрос, высказать свою мысль.

        Опыт работы  в детском саду и наблюдения за тем, как растут   и развиваются на моих глазах дети, все больше убеждает меня, насколько   речь важна  для всестороннего   развития  ребёнка.  Предпосылками или условиями возникновения моей работы над темой послужил анализ многолетнего опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, и, конечно же, мои собственные  наблюдения за развитием речи  детей в процессе  игр.

        В условиях современного дошкольного образования актуальной стала проблема наиболее сложного этапа овладения детьми родным языком - овладение связной речью.

        Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.).

Актуальность работы.

Актуальность проблемы определилась  характерологическими особенностями детей с нарушением речи: быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость   или вялость, безучастность в образовательной деятельности, в играх. Следствие ограничения речевой практики – задержка  в формировании словаря,  связной речи, коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы.    

      В связи с этим меня заинтересовала проблема:  как найти оптимальные средства для развития связной речи детей и их системного использования на основе равноправного взаимодействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, побудить детей к творческой деятельности, заставить их укрепить веру в себя и свои способности? Определив проблему, я стала искать пути решения. В результате изучения различных авторских методик по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста у меня возникла идея использовать методы и приемы ТРИЗ. Считаю,  наиболее интересным в своей работе нетрадиционный подход в освоении материала по совершенствованию и развитию связной речи у дошкольников. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки к сказкам, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. Мною была обозначена тема: “Использование инновационных технологий ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

цель:  развивать и совершенствовать связную речь дошкольников, используя нетрадиционные подходы, способствовать развитию творческой личности с развитым воображением.

Исходя из цели, поставила перед собой следующие задачи:

  1. Обогащать и активизировать словарный запас детей.
  2. Формировать разговорную речь (диалогическую и монологическую).
  3. Расширять речевые и познавательные возможности детей..
  4. Способствовать развитию у детей мысленной активности, памяти, внимания, воображения, речевой самостоятельности.
  5. Развивать фантазию и творчество детей в литературной деятельности.
  6. Воспитывать любовь к народному творчеству и русским традициям.
  7. Тесно взаимодействовать с родителями с целью их активного включения в процесс развития детей

Критерии оценивания результативности:

  • Дети в своей речи используют распространённые предложения, владеют описательным рассказом;
  • обогатился словарный запас детей, не стало детей с низким уровнем развития речи;
  • дети проявляют самостоятельность и инициативу в придумывании сказок, рассказов, загадок;
  • используют в своей речи разнообразные средства выразительности;
  • повысился интерес у детей к художественной литературе, устному народному творчеству;
  • повысился уровень заинтересованности родителей в развитии детей в данном направлении.

Этапы   деятельности:

  1.  этап

Ориентационно - диагностический

Совместно с логопедом проведено обследование речи детей, определены направления работы по результатам диагностики, составлено перспективное планирование работы с детьми и родителями. Проведя углубленную диагностику речи детей, начиная со второй младшей группы, выявила, что уровень развития речи из 23 детей высокий – 17%, средний – 75%, низкий – 8%.У детей был скудный словарный запас, большая часть детей имели дефекты звукопроизношения.

2.  этап

Поисково - теоретический

Изучила соответствующую методическую литературу по развитию связной речи с использованием ТРИЗ, прошла курсы повышения квалификации. Пополнила центр развития речи  дидактическими играми: «Цепочка слов», «Угадай по описанию», «Хорошо – плохо», «Кто делает так же» и др. Разработала картотеку игр и ритмических упражнений,  загадок, потешек, пословиц , поговорок, подобрала сказки для просмотра детьми, составила схемы – модели для составления сказок и загадок.. Самостоятельно изготовила различные пособия для динамических пауз, дыхательных упражнений.  Стала победителем  в конкурсе «Лучший уголок по развитию речи с учетом внедрения ФГОС ДО».  По созданию  развивающей среды  для самовыражения детей в творческой деятельности, пополнила различные виды театров: пальчиковый, теневой, настольный. В группе была организована театральная студия «По дорожкам любимых сказок»,  где родители принимали активное участие, как по изготовлению атрибутов, костюмов, так и сами были участниками спектаклей.

3. этап

Практический

 Использовала элементы инновационной технологии развития речи Г. С. Альтшуллера ТРИЗ, таким образом, дети учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию. Считаю, что ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, снять чувство скованности, преодолевая застенчивость.

4. этап

Заключительный

Направлен на подведение итогов проведенной работы по развитию связной речи у детей с использованием современных подходов.

Формы и методы работы с детьми.

Для успешной реализации цели и задач я использовала такие методы и приемы: речевая зарядка, конструирование слов и словосочетаний, придумывание новых названий сказки, введение частицы «не», введение в сказку нового героя, отгадывание сказки по части слов, игра – задание «Интервью», постановка проблемного вопроса, метод «Угадай -  ки», составление загадок. Применяю их для разных целей: для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития речи детей. Основной формой деятельности является игра, что создает эмоциональный комфорт. Игра близка и понятна детям. На начальном этапе организую игры, направленные на развитие творческого воображения, в которые входят слова родственники, уменьшительно – ласкательные формы существительных, обобщающие слова, метафоры: «Назови ласково», «Укрась слово» и др. Для формирования основ устной речи использую специальные игры. В этом плане большое значение имеет конструирование слов и предложений. И тут мне помогает игра «От каждого по словечку» С помощью сказки мы можем научить детей сравнивать поступки героев, доказывать, что по их мнению хорошо и что плохо. Используя этот прием, незаменимым  моим помощником является  «лесенка доброты», дети с удовольствием мысленно расставляют героев сказок по ступенькам лесенки, в зависимости от их поступков. Для поддержания интереса к сказке, развития умения задавать вопросы, использую игру «Интервью». Создается игровая ситуация с героем сказки. Прием – «введение нового героя» в сказку развивает творческое рассказывание, поворачивает сказку в новое русло. С помощью вопроса «А если бы…», мы придумываем новое окончание сказки, вводим нового героя. Обычно я задаю массу вопросов по содержанию прочитанного,  использую вопросы проблемного характера такие как : «Почему?», «Зачем?», «Каким образом?». Как показал опыт, детям не только нравится отгадывать, но и самим составлять загадки, используя модели, разработанные А.А.Нестеренко.

Проведя диагностическое обследование, наблюдая за самостоятельной деятельностью, я выявила, что дети стали более инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, загадок. Повысилась речевая активность. Дети с интересом относятся к организации деятельности, стал более богатый словарный запас.  Речь становится более «чистой», грамматически правильной. Дети стали более активными, самостоятельными и раскрепощенными.

Формы и методы работы с родителями.

Раскрытие темы моего опыта,  я считаю, будет более эффективным при тесном сотрудничестве с родителями.  Для улучшения игровой деятельности детей, я вела работу с родителями.   Проводила беседы, анкетирование.  В результате выяснилось, что родители мало читают детям художественной литературы, не заучивают наизусть, крайне редко пересказывают тексты, не все в полной мере общаются с детьми, никак не руководят детскими играми. Проанализировав эти недостатки, я помогала родителям советом, проводила открытые занятия, разработала картотеку речевых игр, провела родительское собрание по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста», устроила выставку игрового материала, дидактических игр.  Для пропаганды педагогических знаний я использовала письменные консультации. Также я провела с родителями практикум по руководству речевой  игрой.  Эта работа принесла пользу,   привлекла их внимание. Родители принимали участие в оформлении и пополнении речевого уголка в группе, помогали мне в изготовлении атрибутов настольного театра. Таким образом, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье.

В своей работе с родителями я использовала следующие формы:

1.Родительские собрания в нетрадиционной форме.

2.Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные).

3.Анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети».

4. Практикум «Любимая книжка своими руками».

5. Изготовление буклетов «Игры на развитие связной речи с детьми младшего и среднего возраста»

6. Театрализованные постановки для детей и родителей «Белые облака».

Анализ полученных результатов.

Результатом работы стало создание картотеки  – дидактических игр, используемая в работе с детьми, собрана подборка видеозаписей. Пополнился центр театрализованной деятельности новыми атрибутами. Возрос интерес родителей к проблеме развития связной речи детей. Опыт работы и игровые пособия, которые были разработаны мной, педагоги ДОУ применяют в практической деятельности, при организации проектной деятельности с детьми в группах.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Хочется сказать ещё о том, что в результате проведённой работы, родители  стали активными участниками образовательного процесса. Повысилась их компетентность                   в вопросах организации и проведения игр с детьми, родители сами проявляют инициативу в изготовлении атрибутов, дидактического материала, в помощи приобретения игр для группы.

Литература:

  • Афанасьева И.П. «Маленькими шагами в большой мир знаний»;
  • Белоусова Л.Е. «Удивительные истории». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста;
  • Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мозаика- синтез, 2009.
  • Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988г.;
  • Выготский Л.С; «Воображение и творчество в детском возрасте».
  • Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого                  мышления, воображения и речи дошкольников./ Учебное пособие,       Ульяновск, 2003.
  • Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия».
  • Петрова Т.И.Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Младшая и средняя группа. – М.: Школьная Пресса, 2006.
  • Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей». 
  • Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск,1997.
  • Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду.- М.: Издательство «Совершенство», 1999
  • Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  • Шустерман М.Н. Шустерман  З.Г «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца».

                                                                                                       

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин  Савчук Ната...

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...