НОД "Тройка" для детей подготовительной группы.Учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кондракова Анжела  Аркадьевна

Задачи:

 

— учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии;

— развивать звуковысотный слух, способность к импровизации при элементарном музицировании на металлофоне;

 

 

 

Оборудование и материалы:

 

— металлические бубенчики;

— мольберт;

— три картонных бубенчика для магнитной доски: желтый, красный, коричневый;

— музыкальные колокольчики;

— металлофоны;

Ход занятия

Дети входят в зал

Музыкальный руководитель. Ребята у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся так, как здороваемся на каждом музыкальном занятии!

Распева приветствие «Здравствуйте»

М.р. Давайте сядем поудобнее.  Ребята, вспомните, как называют тех, кто занимается сочинением музыки, и является авторами музыкальных произведений (ответ детей). Правильно, это композиторы. Они пишут музыку и эту музыку любят  слушать и взрослые, и дети. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного композитора.

Посмотрите внимательно на портрет и назовите его имя?

Дети:  Петр Ильич Чайковский.

Ребята, в какой стране жил П.И. Чайковский? (в России)

М.р. Да, это наш, русский композитор.

Несмотря на то, что он жил очень давно, его помнят и любят у нас в России и за рубежом. Много пьес Чайковский написал специально для детей. Все они вошли в сборник, который называется «Детский альбом». (Показываю книгу )Мы с вами уже слушали некоторые произведения из «Детского альбома». Какие из них вы помните?

Дети: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»,  «Марш деревянных солдатиков».

М.р. Петр Ильич Чайковский написал много других музыкальных произведений. У него есть замечательный цикл «Времена года».

Сегодня мы с вами послушаем одно из произведений из этого цикла.

М.р. Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

М.р. Раньше люди зимой устраивали катание на санях, запряженных лошадьми.

Александр Сергеевич Пушкин в своем знаменитом стихотворении «Зимнее утро» писал:

 

Приятно думать на лежанке.

А знаешь… Не велеть ли в санки

Кобылку бурую запрячь?

 

Особенно хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей! Петр Ильич Чайковский написал об этом музыкальную пьесу, которая называется «На тройке».

Летит тройка, а вокруг — просторы снежных полей! Мелькают деревья, припорошенные снегом, сверкают снежинки на солнце. Вдыхаешь свежий, морозный воздух и чувствуешь себя крепким, здоровым. Давайте послушаем как об этом рассказал своей музыкой П.И. Чайковский.

Звучит фрагмент пьесы П.И. Чайковского «На тройке», 1–8-й такты.

М.р. Какой характер у этой мелодии?

Дети: Это светлая, нежная музыка.

М.р. Да, вначале пьеса звучит очень светло, ласково, привольно. Такие чувства часто возникают, когда любуешься красотой природы. Но потом характер музыки немного меняется. Она звучит с окраской легкой грусти, волнения. (Исполняются 9–17-й такты.)

Но вот снова появляется первая тема. Как она звучит теперь? (Исполняются 18–27-й такты.)

Дети: Торжественно, громко.

М.р.: Да, теперь она звучит во весь голос, ярко, полным звуком, восторженно, с чувством радости.

Раньше был такой обычай: когда ездили на тройке, сбрую украшали звонкими колокольчиками.

Как вы думаете, ребята, для чего это делалось?

Дети: Со звоном ехать веселей. Колокольчики далеко слышны помогали не заблудиться. Предупреждали людей, что приближается тройка.

М.р. Правильно, ребята.  На колокольчиках даже отливались специальные надписи: «Звону много — веселей дорога».

Прислушайтесь и подумайте сколько частей в пьесе,  и в каких частях мы слышим  звон колокольчиков.

Исполняется пьеса полностью.

Дети. Три части.

М.р. В каких частях вы услышали звон колокольчиков?

Дети. Колокольчики слышны во 2 и 3 части муз. произведения.

М.р. Верно. В середине и в конце музыкальной пьесы.  Сможете ли определить характер средней части пьесы?

(Исполняется фрагмент.)

Дети: Здесь музыка веселая, игривая.

М.р. Да, музыка игривая, бойкая, радостная.

В музыке слышится резвый топот коней и позвякивание колокольчиков. А уж в третьей, последней, части колокольчики заливаются вовсю: тройка помчалась.

(Исполняется фрагмент третьей части.)

Но вот тройка удаляется все дальше и дальше. Музыка затихает. Умчались кони.

(Исполняется фрагмент.)

 

Сбрую лошадей украшали бубенчиками и колокольчиками (Педагог показывает детям бубенчик.)

Бубенчик — круглый металлический шарик с дробинками внутри, как погремушка. Бубенчики отливали из металла, а сверху иногда покрывали серебром.

Колокольчики и бубенчики звучат по разному. Послушайте, как звучит колокольчик. А теперь послушайте звон бубенчиков. Ребята, послушайте попевку «Бубенчики» и скажите, какой бубенчик поет высоким голосом, какой — средним и какой — низким.

(Исполняется попевка «Бубенчики» Тиличеевой.)

Дети: У бубенчика «динь» — высокий голос, у «дан» — средний, а у «дон» — низкий.

М.р. Правильно. Перед вами бубенчики разного цвета: жёлтый, красный, коричневый. Расположите   эти бубенчики в том порядке, в каком они звучат в попевке (пропевается фрагмент).

По желанию кто-нибудь из детей выкладывает на фланелеграфе бубенчики в следующем порядке: два жёлтых – вверх, два красных – в середине, два коричневых – внизу.

М.р. Верно. Ребята. Давайте сейчас подберём  эту песенку на металлофоне.  Я сыграю вам первый звук «динь», самый высокий, а второй звук «дан» и третий – «дон» попробуйте найти сами.

М.р. Молодцы, ребята, у вас все получилось. А сейчас организуем оркестр из колокольчиков, бубенчиков и металлофонов. Прозвучит пьеса П.И. Чайковского «На тройке», а вы попробуйте аккомпанировать  на своих музыкальных инструментах.

Дети и педагог вместе исполняют пьесу.

М.р. Молодцы, ребята. У  нас получился замечательный оркестр.

М.р. Ребята на этом наше занятие подошло к концу. А теперь попрощаемся с гостями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_muzykalnogo_zanyatiya_na_seminare.doc 92.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Задачи:

— учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии;

— развивать звуковысотный слух, способность к импровизации при элементарном музицировании на металлофоне;

Оборудование и материалы:

— металлические бубенчики;

— мольберт;

— три картонных бубенчика для магнитной доски: желтый, красный, коричневый;

— музыкальные колокольчики;

— металлофоны;

Ход занятия

Дети входят в зал

Музыкальный руководитель. Ребята у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся так, как здороваемся на каждом музыкальном занятии!

Распева приветствие «Здравствуйте»

М.р. Давайте сядем поудобнее.  Ребята, вспомните, как называют тех, кто занимается сочинением музыки, и является авторами музыкальных произведений (ответ детей). Правильно, это композиторы. Они пишут музыку и эту музыку любят  слушать и взрослые, и дети. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного композитора.

Посмотрите внимательно на портрет и назовите его имя?

Дети:  Петр Ильич Чайковский.

Ребята, в какой стране жил П.И. Чайковский? (в России)

М.р. Да, это наш, русский композитор.

Несмотря на то, что он жил очень давно, его помнят и любят у нас в России и за рубежом. Много пьес Чайковский написал специально для детей. Все они вошли в сборник, который называется «Детский альбом». (Показываю книгу )Мы с вами уже слушали некоторые произведения из «Детского альбома». Какие из них вы помните?

Дети: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»,  «Марш деревянных солдатиков».

М.р. Петр Ильич Чайковский написал много других музыкальных произведений. У него есть замечательный цикл «Времена года».

Сегодня мы с вами послушаем одно из произведений из этого цикла.

М.р. Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

М.р. Раньше люди зимой устраивали катание на санях, запряженных лошадьми.

Александр Сергеевич Пушкин в своем знаменитом стихотворении «Зимнее утро» писал:

Приятно думать на лежанке.

А знаешь… Не велеть ли в санки

Кобылку бурую запрячь?

Особенно хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей! Петр Ильич Чайковский написал об этом музыкальную пьесу, которая называется «На тройке».

Летит тройка, а вокруг — просторы снежных полей! Мелькают деревья, припорошенные снегом, сверкают снежинки на солнце. Вдыхаешь свежий, морозный воздух и чувствуешь себя крепким, здоровым. Давайте послушаем как об этом рассказал своей музыкой П.И. Чайковский.

Звучит фрагмент пьесы П.И. Чайковского «На тройке», 1–8-й такты.

М.р. Какой характер у этой мелодии?

Дети: Это светлая, нежная музыка.

М.р. Да, вначале пьеса звучит очень светло, ласково, привольно. Такие чувства часто возникают, когда любуешься красотой природы. Но потом характер музыки немного меняется. Она звучит с окраской легкой грусти, волнения. (Исполняются 9–17-й такты.)

Но вот снова появляется первая тема. Как она звучит теперь? (Исполняются 18–27-й такты.)

Дети: Торжественно, громко.

М.р.: Да, теперь она звучит во весь голос, ярко, полным звуком, восторженно, с чувством радости.

Раньше был такой обычай: когда ездили на тройке, сбрую украшали звонкими колокольчиками.

Как вы думаете, ребята, для чего это делалось?

Дети: Со звоном ехать веселей. Колокольчики далеко слышны помогали не заблудиться. Предупреждали людей, что приближается тройка.

М.р. Правильно, ребята.  На колокольчиках даже отливались специальные надписи: «Звону много — веселей дорога».

Прислушайтесь и подумайте сколько частей в пьесе,  и в каких частях мы слышим  звон колокольчиков.

Исполняется пьеса полностью.

Дети. Три части.

М.р. В каких частях вы услышали звон колокольчиков?

Дети. Колокольчики слышны во 2 и 3 части муз. произведения.

М.р. Верно. В середине и в конце музыкальной пьесы.  Сможете ли определить характер средней части пьесы?

(Исполняется фрагмент.)

Дети: Здесь музыка веселая, игривая.

М.р. Да, музыка игривая, бойкая, радостная.

В музыке слышится резвый топот коней и позвякивание колокольчиков. А уж в третьей, последней, части колокольчики заливаются вовсю: тройка помчалась.

(Исполняется фрагмент третьей части.)

Но вот тройка удаляется все дальше и дальше. Музыка затихает. Умчались кони.

(Исполняется фрагмент.)

Сбрую лошадей украшали бубенчиками и колокольчиками (Педагог показывает детям бубенчик.)

Бубенчик — круглый металлический шарик с дробинками внутри, как погремушка. Бубенчики отливали из металла, а сверху иногда покрывали серебром.

Колокольчики и бубенчики звучат по разному. Послушайте, как звучит колокольчик. А теперь послушайте звон бубенчиков. Ребята, послушайте попевку «Бубенчики» и скажите, какой бубенчик поет высоким голосом, какой — средним и какой — низким.

(Исполняется попевка «Бубенчики» Тиличеевой.)

Дети: У бубенчика «динь» — высокий голос, у «дан» — средний, а у «дон» — низкий.

М.р. Правильно. Перед вами бубенчики разного цвета: жёлтый, красный, коричневый. Расположите   эти бубенчики в том порядке, в каком они звучат в попевке (пропевается фрагмент).

По желанию кто-нибудь из детей выкладывает на фланелеграфе бубенчики в следующем порядке: два жёлтых – вверх, два красных – в середине, два коричневых – внизу.

М.р. Верно. Ребята. Давайте сейчас подберём  эту песенку на металлофоне.  Я сыграю вам первый звук «динь», самый высокий, а второй звук «дан» и третий – «дон» попробуйте найти сами.

М.р. Молодцы, ребята, у вас все получилось. А сейчас организуем оркестр из колокольчиков, бубенчиков и металлофонов. Прозвучит пьеса П.И. Чайковского «На тройке», а вы попробуйте аккомпанировать  на своих музыкальных инструментах.

Дети и педагог вместе исполняют пьесу.

М.р. Молодцы, ребята. У  нас получился замечательный оркестр.

М.р. Ребята на этом наше занятие подошло к концу. А теперь попрощаемся с гостями.

Городское Управление Образования

МДОУ «Детский сад №32»

Обучающее занятие

«Тройка»

(для детей подготовительной к школе группы)

                                                               Подготовила и провела: муз. рук.

                                                                       первой квалификационной категории

                                  Кондракова А.А.

г. Саранск - 2010 г.

Городское Управление Образования

МДОУ «Детский сад №32»

Выступление на семинаре для музыкальных руководителей

ТЕМА

«Формирования  навыков слушания классической, народной, современной региональной музыки»

                                                                           Подготовила и провела: муз. рук.

первой квалификационной категории

                                                              Кондракова А.А.

г. Саранск - 2010 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал «Музыкальный руководитель» №1- 2005г.

2. Журнал «Музыкальный руководитель» №5 - 2007г.

3. Журнал «Музыкальный руководитель» №4 - 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового сеанса для детей подготовительной группы «Учим домовёнка Непослуху быть внимательным и терпеливым»

Задачи:•     коррекция произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций;•     коррекция внимания;•     развитие межполушарного взаим...

Интегрированное музыкальное занятие с использованием ИКТ для детей подготовительной группы, посвященное международному Дню Музыки. «Музыка и поэзия». По творчеству А.С. Пушкина.

Цель: Показать взаимосвязь разных видов искусств, а именно: музыки, литературы, изобразительного искусства. Познакомить детей с музыкой  написанной  на стихи  А.С. Пушкина.Задачи:Расшир...

Мастер-класс «Музыкальные гномики или как научить ребенка различать характер музыки» в рамках тематической недели «Похлопаем в ладошки».

Предлагаю родителям детей раннего и младшего дошкольного возраста изготовить музыкально-дидактическую игру «Музыкальные гномики или как научить ребенка различать характер музыки», целью ко...

Мастер-класс для родителей "Музыкальные гномики или как научить ребенка различать характер музыки"

Мастер - класс по музыкальному воспитанию для родителей дошкольников....

Конспект тренинга для детей подготовительной группы «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации».

Цель: формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.Задачи:- побуждать детей к осознанию негативных последствий неконструктивного разрешения конфликтов;- развивать навыки...

Консультация для родителей детей подготовительной группы: «Учим ребёнка вырезать ножницами»

Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. Но обучения в детском саду недостаточно! Необходимы дополнительные уп...