НОД "Тройка" для детей подготовительной группы.Учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Задачи:
— учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии;
— развивать звуковысотный слух, способность к импровизации при элементарном музицировании на металлофоне;
Оборудование и материалы:
— металлические бубенчики;
— мольберт;
— три картонных бубенчика для магнитной доски: желтый, красный, коричневый;
— музыкальные колокольчики;
— металлофоны;
Ход занятия
Дети входят в зал
Музыкальный руководитель. Ребята у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся так, как здороваемся на каждом музыкальном занятии!
Распева приветствие «Здравствуйте»
М.р. Давайте сядем поудобнее. Ребята, вспомните, как называют тех, кто занимается сочинением музыки, и является авторами музыкальных произведений (ответ детей). Правильно, это композиторы. Они пишут музыку и эту музыку любят слушать и взрослые, и дети. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного композитора.
Посмотрите внимательно на портрет и назовите его имя?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Ребята, в какой стране жил П.И. Чайковский? (в России)
М.р. Да, это наш, русский композитор.
Несмотря на то, что он жил очень давно, его помнят и любят у нас в России и за рубежом. Много пьес Чайковский написал специально для детей. Все они вошли в сборник, который называется «Детский альбом». (Показываю книгу )Мы с вами уже слушали некоторые произведения из «Детского альбома». Какие из них вы помните?
Дети: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», «Марш деревянных солдатиков».
М.р. Петр Ильич Чайковский написал много других музыкальных произведений. У него есть замечательный цикл «Времена года».
Сегодня мы с вами послушаем одно из произведений из этого цикла.
М.р. Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
М.р. Раньше люди зимой устраивали катание на санях, запряженных лошадьми.
Александр Сергеевич Пушкин в своем знаменитом стихотворении «Зимнее утро» писал:
Приятно думать на лежанке.
А знаешь… Не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?
Особенно хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей! Петр Ильич Чайковский написал об этом музыкальную пьесу, которая называется «На тройке».
Летит тройка, а вокруг — просторы снежных полей! Мелькают деревья, припорошенные снегом, сверкают снежинки на солнце. Вдыхаешь свежий, морозный воздух и чувствуешь себя крепким, здоровым. Давайте послушаем как об этом рассказал своей музыкой П.И. Чайковский.
Звучит фрагмент пьесы П.И. Чайковского «На тройке», 1–8-й такты.
М.р. Какой характер у этой мелодии?
Дети: Это светлая, нежная музыка.
М.р. Да, вначале пьеса звучит очень светло, ласково, привольно. Такие чувства часто возникают, когда любуешься красотой природы. Но потом характер музыки немного меняется. Она звучит с окраской легкой грусти, волнения. (Исполняются 9–17-й такты.)
Но вот снова появляется первая тема. Как она звучит теперь? (Исполняются 18–27-й такты.)
Дети: Торжественно, громко.
М.р.: Да, теперь она звучит во весь голос, ярко, полным звуком, восторженно, с чувством радости.
Раньше был такой обычай: когда ездили на тройке, сбрую украшали звонкими колокольчиками.
Как вы думаете, ребята, для чего это делалось?
Дети: Со звоном ехать веселей. Колокольчики далеко слышны помогали не заблудиться. Предупреждали людей, что приближается тройка.
М.р. Правильно, ребята. На колокольчиках даже отливались специальные надписи: «Звону много — веселей дорога».
Прислушайтесь и подумайте сколько частей в пьесе, и в каких частях мы слышим звон колокольчиков.
Исполняется пьеса полностью.
Дети. Три части.
М.р. В каких частях вы услышали звон колокольчиков?
Дети. Колокольчики слышны во 2 и 3 части муз. произведения.
М.р. Верно. В середине и в конце музыкальной пьесы. Сможете ли определить характер средней части пьесы?
(Исполняется фрагмент.)
Дети: Здесь музыка веселая, игривая.
М.р. Да, музыка игривая, бойкая, радостная.
В музыке слышится резвый топот коней и позвякивание колокольчиков. А уж в третьей, последней, части колокольчики заливаются вовсю: тройка помчалась.
(Исполняется фрагмент третьей части.)
Но вот тройка удаляется все дальше и дальше. Музыка затихает. Умчались кони.
(Исполняется фрагмент.)
Сбрую лошадей украшали бубенчиками и колокольчиками (Педагог показывает детям бубенчик.)
Бубенчик — круглый металлический шарик с дробинками внутри, как погремушка. Бубенчики отливали из металла, а сверху иногда покрывали серебром.
Колокольчики и бубенчики звучат по разному. Послушайте, как звучит колокольчик. А теперь послушайте звон бубенчиков. Ребята, послушайте попевку «Бубенчики» и скажите, какой бубенчик поет высоким голосом, какой — средним и какой — низким.
(Исполняется попевка «Бубенчики» Тиличеевой.)
Дети: У бубенчика «динь» — высокий голос, у «дан» — средний, а у «дон» — низкий.
М.р. Правильно. Перед вами бубенчики разного цвета: жёлтый, красный, коричневый. Расположите эти бубенчики в том порядке, в каком они звучат в попевке (пропевается фрагмент).
По желанию кто-нибудь из детей выкладывает на фланелеграфе бубенчики в следующем порядке: два жёлтых – вверх, два красных – в середине, два коричневых – внизу.
М.р. Верно. Ребята. Давайте сейчас подберём эту песенку на металлофоне. Я сыграю вам первый звук «динь», самый высокий, а второй звук «дан» и третий – «дон» попробуйте найти сами.
М.р. Молодцы, ребята, у вас все получилось. А сейчас организуем оркестр из колокольчиков, бубенчиков и металлофонов. Прозвучит пьеса П.И. Чайковского «На тройке», а вы попробуйте аккомпанировать на своих музыкальных инструментах.
Дети и педагог вместе исполняют пьесу.
М.р. Молодцы, ребята. У нас получился замечательный оркестр.
М.р. Ребята на этом наше занятие подошло к концу. А теперь попрощаемся с гостями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_muzykalnogo_zanyatiya_na_seminare.doc | 92.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Задачи:
— учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии;
— развивать звуковысотный слух, способность к импровизации при элементарном музицировании на металлофоне;
Оборудование и материалы:
— металлические бубенчики;
— мольберт;
— три картонных бубенчика для магнитной доски: желтый, красный, коричневый;
— музыкальные колокольчики;
— металлофоны;
Ход занятия
Дети входят в зал
Музыкальный руководитель. Ребята у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся так, как здороваемся на каждом музыкальном занятии!
Распева приветствие «Здравствуйте»
М.р. Давайте сядем поудобнее. Ребята, вспомните, как называют тех, кто занимается сочинением музыки, и является авторами музыкальных произведений (ответ детей). Правильно, это композиторы. Они пишут музыку и эту музыку любят слушать и взрослые, и дети. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного композитора.
Посмотрите внимательно на портрет и назовите его имя?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Ребята, в какой стране жил П.И. Чайковский? (в России)
М.р. Да, это наш, русский композитор.
Несмотря на то, что он жил очень давно, его помнят и любят у нас в России и за рубежом. Много пьес Чайковский написал специально для детей. Все они вошли в сборник, который называется «Детский альбом». (Показываю книгу )Мы с вами уже слушали некоторые произведения из «Детского альбома». Какие из них вы помните?
Дети: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», «Марш деревянных солдатиков».
М.р. Петр Ильич Чайковский написал много других музыкальных произведений. У него есть замечательный цикл «Времена года».
Сегодня мы с вами послушаем одно из произведений из этого цикла.
М.р. Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
М.р. Раньше люди зимой устраивали катание на санях, запряженных лошадьми.
Александр Сергеевич Пушкин в своем знаменитом стихотворении «Зимнее утро» писал:
Приятно думать на лежанке.
А знаешь… Не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?
Особенно хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей! Петр Ильич Чайковский написал об этом музыкальную пьесу, которая называется «На тройке».
Летит тройка, а вокруг — просторы снежных полей! Мелькают деревья, припорошенные снегом, сверкают снежинки на солнце. Вдыхаешь свежий, морозный воздух и чувствуешь себя крепким, здоровым. Давайте послушаем как об этом рассказал своей музыкой П.И. Чайковский.
Звучит фрагмент пьесы П.И. Чайковского «На тройке», 1–8-й такты.
М.р. Какой характер у этой мелодии?
Дети: Это светлая, нежная музыка.
М.р. Да, вначале пьеса звучит очень светло, ласково, привольно. Такие чувства часто возникают, когда любуешься красотой природы. Но потом характер музыки немного меняется. Она звучит с окраской легкой грусти, волнения. (Исполняются 9–17-й такты.)
Но вот снова появляется первая тема. Как она звучит теперь? (Исполняются 18–27-й такты.)
Дети: Торжественно, громко.
М.р.: Да, теперь она звучит во весь голос, ярко, полным звуком, восторженно, с чувством радости.
Раньше был такой обычай: когда ездили на тройке, сбрую украшали звонкими колокольчиками.
Как вы думаете, ребята, для чего это делалось?
Дети: Со звоном ехать веселей. Колокольчики далеко слышны помогали не заблудиться. Предупреждали людей, что приближается тройка.
М.р. Правильно, ребята. На колокольчиках даже отливались специальные надписи: «Звону много — веселей дорога».
Прислушайтесь и подумайте сколько частей в пьесе, и в каких частях мы слышим звон колокольчиков.
Исполняется пьеса полностью.
Дети. Три части.
М.р. В каких частях вы услышали звон колокольчиков?
Дети. Колокольчики слышны во 2 и 3 части муз. произведения.
М.р. Верно. В середине и в конце музыкальной пьесы. Сможете ли определить характер средней части пьесы?
(Исполняется фрагмент.)
Дети: Здесь музыка веселая, игривая.
М.р. Да, музыка игривая, бойкая, радостная.
В музыке слышится резвый топот коней и позвякивание колокольчиков. А уж в третьей, последней, части колокольчики заливаются вовсю: тройка помчалась.
(Исполняется фрагмент третьей части.)
Но вот тройка удаляется все дальше и дальше. Музыка затихает. Умчались кони.
(Исполняется фрагмент.)
Сбрую лошадей украшали бубенчиками и колокольчиками (Педагог показывает детям бубенчик.)
Бубенчик — круглый металлический шарик с дробинками внутри, как погремушка. Бубенчики отливали из металла, а сверху иногда покрывали серебром.
Колокольчики и бубенчики звучат по разному. Послушайте, как звучит колокольчик. А теперь послушайте звон бубенчиков. Ребята, послушайте попевку «Бубенчики» и скажите, какой бубенчик поет высоким голосом, какой — средним и какой — низким.
(Исполняется попевка «Бубенчики» Тиличеевой.)
Дети: У бубенчика «динь» — высокий голос, у «дан» — средний, а у «дон» — низкий.
М.р. Правильно. Перед вами бубенчики разного цвета: жёлтый, красный, коричневый. Расположите эти бубенчики в том порядке, в каком они звучат в попевке (пропевается фрагмент).
По желанию кто-нибудь из детей выкладывает на фланелеграфе бубенчики в следующем порядке: два жёлтых – вверх, два красных – в середине, два коричневых – внизу.
М.р. Верно. Ребята. Давайте сейчас подберём эту песенку на металлофоне. Я сыграю вам первый звук «динь», самый высокий, а второй звук «дан» и третий – «дон» попробуйте найти сами.
М.р. Молодцы, ребята, у вас все получилось. А сейчас организуем оркестр из колокольчиков, бубенчиков и металлофонов. Прозвучит пьеса П.И. Чайковского «На тройке», а вы попробуйте аккомпанировать на своих музыкальных инструментах.
Дети и педагог вместе исполняют пьесу.
М.р. Молодцы, ребята. У нас получился замечательный оркестр.
М.р. Ребята на этом наше занятие подошло к концу. А теперь попрощаемся с гостями.
Городское Управление Образования
МДОУ «Детский сад №32»
Обучающее занятие
«Тройка»
(для детей подготовительной к школе группы)
Подготовила и провела: муз. рук.
первой квалификационной категории
Кондракова А.А.
г. Саранск - 2010 г.
Городское Управление Образования
МДОУ «Детский сад №32»
Выступление на семинаре для музыкальных руководителей
ТЕМА
«Формирования навыков слушания классической, народной, современной региональной музыки»
Подготовила и провела: муз. рук.
первой квалификационной категории
Кондракова А.А.
г. Саранск - 2010 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал «Музыкальный руководитель» №1- 2005г.
2. Журнал «Музыкальный руководитель» №5 - 2007г.
3. Журнал «Музыкальный руководитель» №4 - 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы « В гостях у королевы музыки»
Занятие-путешествие...
Конспект игрового сеанса для детей подготовительной группы «Учим домовёнка Непослуху быть внимательным и терпеливым»
Задачи:• коррекция произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций;• коррекция внимания;• развитие межполушарного взаим...
Интегрированное музыкальное занятие с использованием ИКТ для детей подготовительной группы, посвященное международному Дню Музыки. «Музыка и поэзия». По творчеству А.С. Пушкина.
Цель: Показать взаимосвязь разных видов искусств, а именно: музыки, литературы, изобразительного искусства. Познакомить детей с музыкой написанной на стихи А.С. Пушкина.Задачи:Расшир...
Мастер-класс «Музыкальные гномики или как научить ребенка различать характер музыки» в рамках тематической недели «Похлопаем в ладошки».
Предлагаю родителям детей раннего и младшего дошкольного возраста изготовить музыкально-дидактическую игру «Музыкальные гномики или как научить ребенка различать характер музыки», целью ко...
Мастер-класс для родителей "Музыкальные гномики или как научить ребенка различать характер музыки"
Мастер - класс по музыкальному воспитанию для родителей дошкольников....
Конспект тренинга для детей подготовительной группы «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации».
Цель: формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.Задачи:- побуждать детей к осознанию негативных последствий неконструктивного разрешения конфликтов;- развивать навыки...
Консультация для родителей детей подготовительной группы: «Учим ребёнка вырезать ножницами»
Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. Но обучения в детском саду недостаточно! Необходимы дополнительные уп...