Творческая разработка тематической недели «Национально - народные игры и забавы для детей и их родителей»
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Знакомство детей с народными подвижными играми происходит при проведении прогулок, спортивных праздников и развлечений ,НОДах.Большим шагом при ознакомлении детей с народными подвижными играми, стало приобщение в этот процесс родителей воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Творческая разработка тематической недели
«Национально - народные игры и забавы для детей и их родителей»
Выполнила: Вершинина Надежда Петровна, СП детский сад «Березка» ГБОУ СОШ с.Орловка, руководитель 1 категории, gerasimovaelja@mail.ru
Актуальность:
Народная подвижная игра имеет большое значение в физическом и духовно – нравственном развитие детей:
- это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.
Знакомство детей с народными подвижными играми происходит при проведении прогулок, спортивных праздников и развлечений , НОДах. Большим шагом при ознакомлении детей с народными подвижными играми, стало приобщение в этот процесс родителей воспитанников. Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом. Подвижные игры с детьми идут на ура всегда: и в детском саду, и в паузы между детсадовсками буднями, и дома. Предложенной подборкой игр, придуманных разными народами, можно занять не только детей дошкольников, но и детей школьного возраста, и пробудить в них познавательный интерес к традициям и обычаям различных наций, а также ненавязчиво воспитывать толерантность детей друг к другу. Особенно эффективной такая форма работы с детьми будет в многонациональном коллективе.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста и их родителей с национальными костюмами народов Кошкинского района (русским, чувашским, мордовским и татарским) и научить играть в национальные (русскими, чувашскими, мордовскими и татарскими) подвижные игры.
Задачи:
• в процессе игры развить у дошкольников навыки взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи;
• познакомить детей с содержанием подвижных игр разных народов;
• сформировать у детей представление о национальном колорите обычаев того или иного народа, особенностях речи и традиций.
При проведении тематической недели планируется следующая работа:
- из родителей выбираются желающие быть ведущими игр соответствующей национальности;
- подбирается костюм соответствующей национальности для ведущих;
- проводится родительское собрание в игровой форме, где ведущие в национальных костюмах (русские, чуваши, мордва и татары ) разучивают национальные игры вместе с родителями;
- воспитатели с родителями разучивают национальные игры с детьми по одной игре в день.
ПОНЕДЕЛЬНИК Устный народный фольклор. Потешки.
Звучит «Камаринская», произносим слова с движением
Встала баба на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом в присядку!
У-у-ух!
Звучит русская народная плясовая музыка. Произносим слова с движением
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два-
Вот и кончилась игра.
Русская народная игра «Стадо»
Среди играющих выбираются Пастух и Волк, а все остальные становятся Овцами. Дом Волка – в лесу, а у Овец два дома на противоположных концах площадки.
Овцы громко зовут Пастуха:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет Овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу Пастуха «Волк!» все Овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути Волка, защищает Овец. Все, кого поймал Волк, выходят из игры.
Примечание: во время перебежки Овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк Овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять Овец от Волка, но не должен задерживать последнего руками.
ВТОРНИК
Мордовская народная игра «Раю-раю»
Для игры выбирают двух детей – они изображают ворота; остальные играющие – Мать с Детьми. Те, кто изображает ворота, поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время Дети, встав паровозиком, за Матерью проходят в ворота. Изображающие ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом называют ему слова-пароли (по одному слову каждый, например один говорит «Щит!», а другой «Стрела»). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому человеку, чей пароль он выбрал. Когда Мать остается одна, Ворота громко спрашивают у нее: «Щит или стрела?» Мать отвечает и встает в одну из команд соответственно. После этого дети, изображающие ворота, встают лицом друг к другу и берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Примечание: чтобы игра получилась честной, дети не должны подслушивать и выдавать пароль каждому следующему участнику.
СРЕДА
Татарская народная игра «Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.
Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).
ЧЕТВЕРГ
Чувашская народная игра «Тили-рам?»
В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10–15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?»). Другая команда называет любого игрока из первой. Этот игрок бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После череды вызовов команды перетягивают друг друга с помощью каната через черту.
Примечание: если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.
ПЯТНИЦА итоговое мероприятие «Как играли наши бабушки и дедушки»
Цель: закрепить и обобщить навыки детей об национальных костюмах и играх.
Подписи к слайдам:
Неделя «Как играли наши бабушки и дедушки»
Родительское собрание
«Народно-национальные игры и забавы для детей и их родителей»
Чувашская игра
« Тили рам?»
Татарская игра «
Тимербай
»
Мордовская игра «Раю-раю»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Народные славянские игры и забавы для детей"
Основаня идея - возраждение славянской культуры....
Методическая разработка "Летние забавы и подвижные игры на прогулке для детей и их родителей"
Методическая разработка инструктора по физической культуре высшей категории ГБДОУ детский сад №19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга Николаевой Е.А. "Летние забавы и подвижные иг...
«Русские народные игры и забавы». Тематическое занятие.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались м...
Картотека "Народные игры и забавы" для детей старшей группы
Игры интересны тем, что помимо развития физических качеств и навыков они направлены на сплоченность детского коллектива, а использующиеся в них речевки и попевки благотворно влияют на развитие р...
«Традиционные народные игры и забавы для детей дошкольного возраста»
♬Народные игры для детей ♬...
Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Зимние народные игры и забавы»
ull; Расширять представление детей о зимних забавах и развлечениях.• Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.• Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме...
Зимние игры и забавы для детей и их родителей
Разнообразие игр и развлечений на свежем воздухе зимой...