Творческая разработка тематической недели «Национально - народные игры и забавы для детей и их родителей»
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Вершинина Надежда Петровна

Знакомство детей с народными подвижными играми происходит  при проведении прогулок, спортивных праздников и развлечений ,НОДах.Большим шагом при ознакомлении детей с народными подвижными играми, стало приобщение в этот процесс родителей воспитанников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая разработка тематической недели

 «Национально - народные игры и забавы для детей и их родителей»

Выполнила: Вершинина Надежда Петровна, СП детский сад «Березка» ГБОУ СОШ с.Орловка, руководитель 1 категории, gerasimovaelja@mail.ru

Актуальность:

    Народная подвижная игра имеет большое значение в физическом и духовно – нравственном развитие детей:

-  это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.

    Знакомство детей с народными подвижными играми происходит  при проведении прогулок, спортивных праздников и развлечений , НОДах. Большим шагом при ознакомлении детей с народными подвижными играми, стало приобщение в этот процесс родителей воспитанников. Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом. Подвижные игры с детьми идут на ура всегда: и в детском саду, и в паузы между детсадовсками буднями, и дома. Предложенной подборкой игр, придуманных разными народами, можно занять не только детей дошкольников, но и детей школьного возраста, и пробудить в них познавательный интерес к традициям и обычаям различных наций, а также ненавязчиво воспитывать толерантность детей  друг к другу. Особенно эффективной такая форма работы с детьми будет в многонациональном коллективе.

Цель: познакомить детей дошкольного возраста и их родителей с  национальными костюмами народов Кошкинского района (русским, чувашским, мордовским и татарским) и научить играть в национальные (русскими, чувашскими, мордовскими и татарскими) подвижные игры.

Задачи:

• в процессе игры развить у дошкольников навыки взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи;

• познакомить детей с содержанием подвижных игр разных народов;

• сформировать у детей представление о национальном колорите обычаев того или иного народа, особенностях речи и традиций.

При проведении тематической недели планируется следующая работа:

  •  из родителей выбираются желающие быть ведущими игр соответствующей национальности;
  • подбирается костюм соответствующей национальности для ведущих;
  •  проводится родительское собрание в игровой форме, где ведущие в национальных костюмах (русские, чуваши, мордва и татары ) разучивают национальные игры вместе с родителями;
  •  воспитатели с родителями разучивают национальные игры с детьми по одной игре в день.

ПОНЕДЕЛЬНИК              Устный народный фольклор. Потешки.

Звучит «Камаринская», произносим слова с движением

 Встала баба на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом в присядку!

У-у-ух!

Звучит русская народная плясовая музыка. Произносим слова с движением

Еле-еле, еле-еле

 Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два-

Вот и кончилась игра.

Русская народная игра «Стадо»

Среди играющих выбираются Пастух и Волк, а все остальные становятся Овцами. Дом Волка – в лесу, а у Овец два дома на противоположных концах площадки.

Овцы громко зовут Пастуха:

Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!

Пастух выгоняет Овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу Пастуха «Волк!» все Овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути Волка, защищает Овец. Все, кого поймал Волк, выходят из игры.

Примечание: во время перебежки Овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк Овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять Овец от Волка, но не должен задерживать последнего руками.

ВТОРНИК

Мордовская народная игра «Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей – они изображают ворота; остальные играющие – Мать с Детьми. Те, кто изображает ворота, поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.

Сама мать пройдет
И детей проведет.

В это время Дети, встав паровозиком, за Матерью проходят в ворота. Изображающие ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом называют ему слова-пароли (по одному слову каждый, например один говорит «Щит!», а другой «Стрела»). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому человеку, чей пароль он выбрал. Когда Мать остается одна, Ворота громко спрашивают у нее: «Щит или стрела?» Мать отвечает и встает в одну из команд соответственно. После этого дети, изображающие ворота, встают лицом друг к другу и берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Примечание: чтобы игра получилась честной, дети не должны подслушивать и выдавать пароль каждому следующему участнику.

СРЕДА

Татарская народная игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).

ЧЕТВЕРГ

Чувашская народная игра «Тили-рам?»

В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10–15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?»). Другая команда называет любого игрока из первой. Этот игрок бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После череды вызовов команды перетягивают друг друга с помощью каната через черту.

Примечание: если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.

ПЯТНИЦА итоговое мероприятие «Как играли наши бабушки и дедушки»

Цель: закрепить и обобщить навыки детей об национальных костюмах и играх.



Подписи к слайдам:

Русская игра «Стадо»
Неделя «Как играли наши бабушки и дедушки»
Родительское собрание
«Народно-национальные игры и забавы для детей и их родителей»
Чувашская игра
« Тили рам?»
Татарская игра «
Тимербай
»
Мордовская игра «Раю-раю»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Народные славянские игры и забавы для детей"

Основаня идея - возраждение славянской культуры....

Методическая разработка "Летние забавы и подвижные игры на прогулке для детей и их родителей"

Методическая разработка инструктора по физической культуре высшей категории ГБДОУ детский сад №19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга Николаевой Е.А. "Летние забавы и подвижные иг...

«Русские народные игры и забавы». Тематическое занятие.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались м...

Картотека "Народные игры и забавы" для детей старшей группы

Игры интересны тем, что помимо развития физических качеств и навыков они направлены на сплоченность детского коллектива, а использующиеся  в них речевки и попевки благотворно влияют на развитие р...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Зимние народные игры и забавы»

ull; Расширять представление детей о зимних забавах и развлечениях.• Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.• Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме...

Зимние игры и забавы для детей и их родителей

Разнообразие игр и развлечений на свежем воздухе зимой...