Практический семинар "Ребёнок с ОВЗ в ДОУ. Особые образовательные потребности и условия"
методическая разработка на тему
Методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ребёнок с ОВЗ в ДОУ. Особые образовательные потребности и условия | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ОВЗ - ….
«дети с проблемами» «дети с особыми нуждами» «нетипичные дети» «дети с трудностями в обучении» «аномальные дети» «исключительные дети»
Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания , то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ (по классификации В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова ) дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушением речи (логопаты); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата ; дети с ЗПР ; дети с нарушением поведения и общения; дети с УО; дети с комплексными нарушениями психофизического развития (сложными дефектами: слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Специальные условия . Какие?
Специальные условия : технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия, мотивирующая среда и другие средства .
Особые образовательные потребности. Я нуждаюсь …
ООП обучающихся с ОВЗ: 1 группа — ОП, связанные с особой организацией образовательного процесса ; 2 группа — ОП, связанные с адаптацией содержания основной образовательной программы ДОУ; 3 группа — ОП, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала ; 4 группа — ОП, связанные с преодолением трудностей в социализации и адаптации .
1 группа . ОП, связанные с особой организацией образовательного процесса: а) компетентность специалистов; б) индивидуализация образовательного маршрута, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ; в) адаптация образовательной среды (мотивирующая среда) (например, при РДА: создание четко организованного и упорядоченного пространства, визуальной временной структуры всего пребывания ребенка в ДОУ, мотивирующей комфортной среды).
Создание мотивирующей среды включает: а) эмоциональный контакт с педагогом; б) толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса; в) предупреждение и избегание ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку ребенка; г) использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок испытывает интерес; д ) дополнительное поощрение и подкрепление; е) пролонгированный адаптационный период.
В адаптационный период для ребенка с РАС: а) регулярный, но гибкий график посещения ДОУ ( препятствующий его сенсорной перегрузке, вызванной усталостью, пресыщением, перевозбуждением и чрезмерной тревогой); б) помощь тьютора : - помощь в организации деятельности ребенка в соответствии с распорядком дня, - психологическая поддержка, - предупреждение сенсорной перегрузки, - помощь в социально-бытовых и коммуникативных ситуациях . По мере завершения адаптационного периода помощь тьютора минимизируют для достижения максимальной самостоятельности ребенка. Основная задача адаптационного периода - привыкание и принятие ребенком с РАС посещения ДОУ.
Потребность в комплексном психолого-педагогическом сопровождении при освоении АОП Учитывая характер ООП воспитанника, трудности освоения ООП ДОУ, проблемы социальной адаптации, им оказывается комплексная помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения (воспитатель, педагог - психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор ). Потребность в согласовании действий педагогов и родителей ( ПМПк )
2 группа . ОП, связанные с адаптацией содержания ООП ДОУ а) индивидуализация содержания; б) !!! формирование социальных (жизненных) компетенций (коммуникации, социальное взаимодействие, социально-бытовые навыки, усвоение социальных норм поведения и т. д.)
3 группа. ОП, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала а) потребность в упрощенных способах подачи учебного материала ( трудности переработки слухоречевой информации, понимания абстрактных понятий …). Необходимо адаптировать способы объяснения: использовать упрощенную речь и дополнительные наглядные средства.
б) потребность в упрощении инструкции (обработка и выполнение длинных многоступенчатых инструкций может вызывать серьезные трудности у этих детей). Способы упрощения инструкции: - наглядная демонстрация действия; - разбивка на части, - замена вербальных инструкций пиктограммами. в) потребность в дополнительной визуальной поддержке .
г) потребность в устранении двойных требований (слушай и аккуратно пиши т.д.). Выбрать – что приоритетно в данной ситуации. д ) потребность в дроблении учебных задач на отдельные последовательные шаги. Дозированная подача и деление на более мелкие последовательные шаги.
4 группа . ОП, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации - выработка социально приемлемого поведения; - формирование навыков социального взаимодействия, поддержка и развитие коммуникации; - формирование социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания; - накопление и расширение социального опыта; - расширение представлений о социальных явлениях, событиях и ситуациях, о себе и своём окружении; - формирование представлений об эмоциях, способах их выражения, причинах. коррекционная работа специалистов ДОУ в ходе психолого-педагогического сопровождения и воспитателей по рекомендациям специалистов.
ИОМ для детей с ОВЗ включает: 1. Введение (общие сведения о ребенке, причина составления ИОМ, цель, задачи). 2. Диагностические данные на ребенка. 3. Коррекционно-развивающий блок. 4. Результаты динамических наблюдений. 5. Работа с родителями (система мер, способствующая включению родителей (законных представителей ребёнка ), рекомендации).
Индивидуальная программа развития: - направлена на оказание помощи ребёнку с ОВЗ в том числе и инвалидов в освоении примерной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ; - ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении.
Структура ИПР общие сведения о ребёнке; М-п-п характеристика с заключением педагогов и специалистов ПМПк ДОУ и (при наличии) ТПМПК; коррекционно-развивающий маршрут (план); предполагаемые результаты; возможные риски и сбои при реализации ИПР; характеристика команды специалистов ; пояснительная записка (условия и особенности организации психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и ООП); планирование деятельности по реализации ИПР; промежуточные и итоговые результаты .
ИОИ (конструктор по Боряевой ) ФИ ребенка Психологическое сопровождение Программа занятий (название и цель) Рекомендации для воспитателей и других специалистов Логопедическое сопровождение Направления работы (расписывает учитель-логопед по плану, кратко) Рекомендации для воспитателей Педагогическое сопровождение Индивидуальная работа воспитателя (включается в план работы) с ребенком, направленная на преодоление проблем) Включение в дополнительное обучение (кружки, спортивные секции, в соответствии с индивидуальными особенностями детей) Медицинское сопровождение Основные направления работы Рекомендации для учителей и педагогов Социальное сопровождение Направления работы, связанные с оформлением различных документов, справок и др. (социальный педагог) Работа, направленная на социализацию личности (воспитатель, специалисты)
Дорогу осилит идущий ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План практикума - тренинга для родителей «Сенсорное развитие дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях семьи»
План практикума - тренинга для родителей«Сенсорное развитие дошкольниковс особыми образовательными потребностями в условиях семьи»...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Современная образовательная политика направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при вовремя...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Интегрированное занятие как средство развития ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях ФГОС ДО
Материал может быть использован в качестве консультации для педагогов....
Программа муниципальной опорной площадки "Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ"
Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА (ранний, дошкольный возраст))
Выступление на городском МО учителей-логопедов и дефектологов. Краткое изложение о сенсорной интеграции, о нарушениях процесса обработки сенсорной информации у детей дома ребенка и показ практич...
Использование арт-терапии как условие успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации.
Детская Арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами - это лечение творчеством. Основная цель Арт - терапии сост...