Формирование коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через использования графических символов
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
В настоящее время существует различные приёмы и методы развития речевой деятельности детей, одним из которых является метод мнемотехники.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через использования графических символов.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми, мы сталкиваемся с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
2. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
В настоящее время существует различные приёмы и методы развития речевой деятельности детей, одним из которых является метод мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке. Любая наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.
Работа строится поэтапно:
- Выполнение действия педагогом, интонационное выделение предлогов.
- Выполнение совместных действий вместе с детьми по словесной инструкции. На этом этапе происходит знакомство с символами и схемами.
- Самостоятельное действие по схеме.
- Составление простого высказывания по демонстрации действия с опорой на графическую схему.
- Составление словосочетаний по схеме (игровое упражнение «Что ты видишь?»).
- Чтение фразы по графической схеме.
- Составление предложений по соответствующим схемам. Мальчик сидит. Большая машина едет.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
обогащения словарного запаса;
при пересказах художественной литературы;
при обучении составлению рассказов;
при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
при отгадывании и загадывании загадок;
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
В младшем и среднем дошкольном возрасте лучше применять цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.
Для детей старшего возраста можно применять схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).
Также можно использовать мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку).
Используем мнемотаблицы для обучения заучивания стихотворения. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Работа строится в следующей последовательности:
- выразительное чтение стихотворения;
- повторное чтение с опорой на мнемотаблицу;
- вопросы по содержанию с целью определения основной мысли произведения;
- чтение каждой строчки стихотворения и повторение с детьми с опорой на мнемотаблицу;
- рассказывание всего стихотворения с опорой на мнемотаблицу, а затем и без неё.
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
Используем мнемотаблицу, которая помогает пересказывать сказку «Теремок».
Дети очень любят загадки и с помощью мнемотаблиц с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.
1. Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)
2. Без окон, без дверей Полна горница людей (Огурец)
А также можно составить рассказ о зиме с помощью мнемотаблицы. (Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости).
При использовании в своей работе мнемотехники, мы увидим, что у детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Применять мнемосхемы можно и в других образовательных областях. Мнемотехника многофункциональна. На основе схем можно придумывать разнообразные дидактические игры. Используя модели необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Односложная речь. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи. Плохая дикция. Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Мнемотехника – это искусство запоминания мнемотехника Сохранение информации Воспроизведение информации Развитие речи
Основные задачи мнемотехники: Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые художественные произведения; Развивать у детей психические процессы; Развивать у детей сообразительность, наблюдательность ; Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач; Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица
Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок
Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того , что на ней изображено . 2 этап : Осуществляется перекодирование информации , т.е . преобразование из абстрактных символов слов в образы . 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ. В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ
М немозагадки
Составление рассказа о зиме
Результаты У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Благодарю за внимание! Желаю Вам творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...
Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обу...
Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"
Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...
Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Цель проекта - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...
Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Цель проекта - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...
Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование интерактивных технологий
Цель интерактивного обучения: учить детей взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать ситуации, оценивать свои действия и поведение партнера, спо...