Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Подарки для матушки Земли»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Данный материал представляет результат работы по теме «Воспитание чувства эмпатии дошкольников средствами экологических сказок», обобщает большую исследовательскую работу с детьми на опытном участке фруктового сада и цветнике. В представленных материалах раскрыты интересные приемы работы по экологическому воспитанию через эмоционально-чувственную сферу ребенка в процессе организации экологической акции «Спасем фруктовый сад».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podarki_dlya_zemli.docx | 589.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 «Ласточка» города Евпатории Республики Крым»
297406, г. Евпатория, проезд Некрасова, д. 24, тел.: +7(365 69) 3-14-88, e-mail: 23lastochka@mail.ru
Конспект
непосредственной образовательной деятельности в средней группе
на тему: «Подарки для матушки Земли»
Из опыта работы
воспитателя
высшей категории
Криворучко
Татьяны Александровны
Конспект НОД (экология, аппликация, труд в природе: посадка фруктового сада совместно с родителями) в средней группе МБДОУ ДС №23 «Ласточка» г. Евпатории Республики Крым
Тема: «Подарки для матушки Земли» (экологическая акция)
Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: систематизировать представления детей о жизни растений и насекомых весной.
Задачи:
обучающие:
- закрепить представления детей о весенних природных явлениях, о сезонных изменениях в жизнедеятельности растений;
- обогащать знания о жизни насекомых весной;
- закрепить представления детей о пчеле, ее роли в жизни растений и человека;
- учить моделировать процесс сбора меда пчелами;
- закрепить алгоритм посадки деревьев в землю.
- учить рассказывать об особенностях деревьев.
- учить правилам безопасного использования орудий труда во время посадки деревьев.
- учить правилам безопасного использования орудий труда во время посадки деревьев.
развивающие:
- развивать осмысленную моторику у детей в процессе выполнения двигательных игровых упражнений;
- развивать чувство эмпатии средствами экологических сказок, игр, наблюдений, исследовательской деятельности в природе.
- активизировать словарь: медоносы, первоцветы, пыльца, соты, воск, опыление, цветет, отцвел, зацветет.
- формировать умение строить полные предложения; закрепить названия фруктовых деревьев, плодов, весенних цветов;
- развивать двигательное воображение у детей, фантазию и творчество, поощрять стремление к импровизации;
- учить детей ассоциировать, делать предположения, обосновывать свои мысли.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться обо всем живом;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться обо всем живом;
- воспитывать желание трудиться в природе, уважение к труду взрослых, любовь к своему детскому саду, к своим родителям.
- развивать двигательное воображение у детей, фантазию и творчество, поощрять стремление к импровизации; учить детей ассоциировать, делать предложения, обосновывать свои мысли.
- воспитывать эстетическое отношение к природе, умение различать красивую композицию цветущей яблони в процессе коллективной аппликации.
Вид занятия: интегрированное.
Тип занятия: итоговое.
Материал и оборудование: декорации цветочных клумб с цветами (тюльпаны, нарциссы, фиалки, гиацинты, одуванчики), панно с изображением деревьев и кустов, улей, костюм пчелы, шапочки цветов (ромашки, васильки, колокольчики, незабудка), кузнечика, скрипка и смычок (игрушечные), косыночки (4 шт.), ведерки с карточками – изображениями цветов, магниты, соты (пятигранные коробки), магнитная доска, атрибуты к развивающей игре «Пчелиная школа».
Предварительная работа: ознакомление детей с произведением Вольдемара Бонзельса «Приключение пчелки Майя», просмотр мультфильма «Пчелка Майя», чтение сказок из сборника А.Лопатиной и М.Скребцова «Сказы матушки Земли», экологических сказок В.А.Сухомлинского, «Добрых сказок В.Хмельницкого, беседы о жизни насекомых и растений весной, наблюдения в природе, разучивание песни «Цветочная полечка», игр «Пчелы» и «Семена»; пересадка сеянцев дуба и клена на опытный участок группы, обсуждение с родительским активом плана проведения экологической акции.
Место проведения: музыкальный зал, фруктовый сад.
Ход образовательной деятельности.
Дети входят в зал, взявшись за руки под инструментальную музыку «Весна».
Воспитатель: Встало утром солнышко
И гулять отправилось
И на всей большой земле
Все ему понравилось!
Понравилось, что все обитатели земли не забыли, что у нее сегодня праздник – День Земли! (обращаясь к гостям) С праздником вас всех, с днем Земли!
А раз у Земли праздник, значит праздник у всех, кто на ней живет. В природе все живое. Не только зайцы, белки, не только медведи и птицы. Всякая травинка, всякий цветочек тоже живые: растут, дышат, по-своему радуются дождику, солнцу и теплу. Попробуем вместе с солнышком послушать, что говорят они друг другу.
Дети исполняют песню «Цветная полечка» (музыка и слова В.Шестаковой)
Воспитатель: Хороший подарок земле приготовили лесные цветы. Вот какую красивую песенку спели ей! (Воспитатель предлагает детям снять и разложить атрибуты.)
Заглянуло солнышко и к нам в детский сад. И увидело, что весну все здесь ждали, к дню земли готовились. С радостью и красотой ее встречают и кусты, и деревья, и птицы, и дети, и взрослые. А сколько цветов расцвело! Какой аромат разносится по всему двору!
Этюд «Эмпатия»
Давайте поиграем: как - будто вы не девочки и мальчики, а например, деревья, насекомые, птицы.
Дети рассказывают, как они себя ощущают в воображаемой роли:
- За что деревья любят Землю? (Она их кормит и крепко держит за корни.)
- К доброму дереву слетаются птицы. За что благодарны деревья птицам? (Они уничтожают гусениц на листьях, поют песни дереву.)
- Насекомые спешат к деревьям, к кустам и к цветам. А почему они так спешат, что их привлекает? (Запах, аромат.)
- За что Земля любит насекомых? (Они опыляют растения и у растений появляются плоды.)
Воспитатель: Всех насекомых любит Земля. Но особенно…угадайте, кого?
Сок цветов душистый пьет.
Дарит нам воск и мед,
Людям всем она мила,
А зовут ее… (пчела)
Дети, к нам пчела прилетела,
На мою ладошку села,
Что – то сказать пытается,
Ко всем детям обращается.
(Из-за спины воспитателя выходит пчелка – девочка из старшей группы.)
Пчелка: У пчелок мохнатых так много работы,
Надо чтоб медом наполнились соты.
Дружной семье над садами летаем,
Сладкий нектар мы с цветов собираем.
Мы от работы не устаем,
Нектар собираем и песни поем.
Воспитатель: Пчелка – мама, покажи, пожалуйста, нам всем, чему ты научила своих детей. Давай, мы превратим мальчиков в пчелок, и ты их научишь так же старательно собирать мед, как и девочек. А вы, девочки, поможете нам песню спеть.
Дети поют и инсценируют песню «Учила пчелка-мать» (муз. В.Иванникова, сл.Е.Александровой)
Воспитатель: А теперь я вас всех превращаю в пчелок!
Раз-два-три-четыре – дети в пчелок превратились!
Пчелки, собирайтесь! Мы идем в улей – школу.
Мы с пчелкой-мамой приготовили вам ведерки для меда. Посмотрите, на каждом ведерке подсказка, к какому цветочку лететь. Вы летаете. Собираете нектар, прилетаете, выливаете нектар в большие соты, берете желтую фишку и отчитываетесь о своей работе вот здесь, на стене улья.
Игра – импривизация «Пчелиная школа»
Посмотрите, ребята. Некоторые соты уже были заполнены и запечатаны воском. Да еще необычного цвета фишка. Что изображено? (Подснежники.) А что вы о них знаете? ( Первоцветы, зацветают самыми первыми, уже отцвели.)
Замечательно поработал пчелы!
Раз- два –три – четыре –пять - стали мы детьми опять!
Пора прощаться с мамой Пчелкой, у нее много дел. До свидания, Пчелка!
(Дети машут Пчелке рукой, Пчелка улетает, дети садятся.)
Воспитатель: Спасибо пчелкам, научили вас находить цветущие растения! Что за необычное дерево у нас под окном растет? И цветов не видно, а пчел видимо-невидимо! Жужжат целый день! Что за дерево? (Клен – медонос, пчелы у него нектар берут и опыляют, пыльцу с сережек переносят.)
Ребенок устанавливает желтую фишку.
Липовый мед, мед белой акации очень вкусный и полезный. Эти деревья тоже медоносы. Почему же их соты пусты? (Не зацвели, рано.)
Два ребенка ставят зеленые фишки.
Воспитатель: Прилетали пчелы и к фруктовым деревьям в детском саду. А мы их сфотографировали. (Обращает внимание на фотографию цветущего дерева и муляж его плода.)
- Будут вишни летом? (Да, вишня цветет, пчелы летают над ней.) Заполняем «соты» фишкой.
- Будут ли сливы? (отметка фишками по аналогии.)
- А черешни?
- Абрикосы?
- Персики?
- Груши?
Воспитатель: Ребята, а о чем горюет груша во фруктовом саду? (Она стала старая и больная. К груше постоянно прилетает дятел, ее лечит. У нее срезали сухие ветки, а подружек – яблонек вообще нет, и яблок не будет. Груша осталась одна.)
- Что мы увидели во фруктовом саду вместо яблонек? (Пеньки.)
- Как мы обозначили их на сотах? (Красными фишками.)
- Почему красными? (Сигнал беды, тревоги.)
Фотографии всех цветущих фруктовых деревьев у нас есть, а вот яблоньку не нашли. Посмотрите, а может, вот эти деревья станут цветущими яблоньками? Давайте их украсим яблоневыми цветами!
(Дети наклеивают цветы на панно.)
Воспитатель: Очень красиво! А если мы эти картины вынесем во фруктовый сад и поставим, вырастут на них настоящие яблоки? (Нет.) Почему?
- Из чего вырастает живое дерево? (Из семян.)
Поиграем в то, как из семян вырастают растения.
Игра «Семена»
Из общего числа детей выбирают Солнце, ветер, Дождь. Остальные игроки – семена. Они садятся на корточки, обхватив руками колени.
Воспитатель: Вот беда. Семена остались на асфальте.
В маленьком семени
Спряталось растение.
Что должно произойти,
Чтоб оно могло расти?
Дети: Почва!
Ветер- ветер, помоги,
Нас с асфальта унеси!
Ветер «сдувает» семена, Дети перебегают на другое место («землю») и снова садятся на корточки.
Воспитатель: Что же вы не растете?
Дети: нам нужны тепло и свет.
Солнце-солнце, помоги,
Чтобы мы расти могли!
Выходит Солнце и обегает детей, касаясь каждого. Семена не растут.
Воспитатель: Что вам нужно?
Дети: Вода!
Дождик- дождик, помоги,
Чтобы мы расти могли!
Дожди быстро обегает и касается каждого.
Воспитатель: Есть у вас земля,
Есть у вас вода,
Есть у вас тепло и свет –
Пора вам прорастать!
Семена постепенно распрямляются и поднимаются, повторяя слова и движения за воспитателем.
Воспитатель: Прорастает корешок.
(Выпрямляют ноги.)
Подрастает стебелек.
(Выпрямляют спину.)
Развернулись почки,
Выпустив листочки.
(Поднимают руки и машут ими.)
Воспитатель: Ваши родители приготовили для Земли в ее праздник подарок: привезли саженцы и выкопали ямки для посадки. Мы сейчас пойдем во фруктовый сад и будем помогать сажать деревья, чтобы не скучала старая груша, чтобы выросли у нас яблоки, вишни, сливы, абрикосы, кизил, айва.
Дети выходят на территорию фруктового сада и вместе с родителями и воспитателями высаживают деревья. После посадки деревьев подходят к яблоньке. (Эта часть занятия может быть проведена и в другое время после посадки.)
Воспитатель: Мы посадили деревья, но они маленькие и не знают, что нужно для того, чтобы вырасти красивыми и большими. Поможем нашим деревьям, сделаем им подарок.
Дети подходят к саженцам и «дарят» свой подарок:
- Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
- Я дарю тебе солнышко. Пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листочкам окрашиваться в зеленый цвет.
- Я дарю тебе капельку воды. Пусть она капнет и умоет тебя, и даст тебе напиться.
- Я дарю тебе чернозем в почву, чтобы ты росла. Пусть тебя она кормит.
- Я дарю тебе бабочку. Пусть она отдыхает на твоих листьях, пусть украшает своим нарядом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в средней группе по теме «Овощи»
Программа "Школа 2100 "Детский сад 2100"" Конспект с учетом ФГТ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в средней группе на тему: «Поможем сказочным героям" (образовательная область: познание)
Цель: формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Подарки для пап. Ветер по морю гуляет».
ФОРМИРОВАТЬ ГЕНДЕРНУЮ И СЕМЕЙНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ - ПЕРВИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЯХ ЗНАЧИМОСТИ ОТЦА В СЕМЬЕЮ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Подарки для мам и бабушек на 8 Марта».
Обсудить какие подарки можно подарить маме, создать праздничное настроение.Учить наклеивать предмет по образцу.Развивать моторику рук.Учить рисовать нетрадиционным способом(ватной палочкой) ,наб...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна»
Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании. очень полезное видео http://www.youtube.com/watch?v=age0oAohCVY 40 игр для развития мелкой моторики...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Знакомство с деньгами».2021год (Открытое занятие в средней группе)
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Воздух невидимка». (Реализация образовательной области «Познавательное развитие».)
Открытое занятие непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Воздух невидимка»...