Планирование и организация занятия в образовательной области «Познавательное развитие»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 76 «Звёздный»
Планирование и организация занятия в образовательной области «Познавательное развитие»
(консультация)
Воспитатель
высшей квалификационной
категории
Каркищенко Н.И.
Смоленск 2016г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель: Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей.
Задачи познавательного развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, типе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»:
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Приобщение к социокультурным ценностям;
- Ознакомление с миром природы.
Познавательные особенности детей 5-6 лет.
Важной познавательной особенностью является стремление детей расширить познаваемые горизонты действительности, т.е. свой кругозор. Именно на этот возраст приходится пик познавательных вопросов. Познавательные потребности детей можно выразить девизом: «Хочу всё знать». У детей данного возраста достаточно высокий уровень познавательной активности, любознательности. Их интересует «близкий» мир (похожий на нас) и «далекий» (отличный от нашего).
Дети 5-6 лет проявляют желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. Особый интерес – к социальной сфере, т.е. к миру человека (интересуют люди, правила поведения, человеческое общение). Дети проявляют потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
Высокий интерес к источникам информации (книга, телевизор, компьютер и др.). Возрастает произвольность умственных процессов. Ребенок может самостоятельно поставить цель и совершить ряд последующих, целенаправленных действий по достижению результата.
Задачи познавательного развития детей 5-6 лет.
- расширять представление детей о предметах и явлениях мира (природы и человека), выходящих за пределы непосредственного восприятия;
- начать знакомить с различными источниками информации;
- упорядочить накопленные и получаемые сведения о мире, систематизировать их посредством логических операций;
- формировать начала экологически грамотного поведения, бережное и созидательное отношение к окружающему.
Условия необходимые для реализации задач познавательного развития.
- Изменение развивающей предметно-пространственной среды группы: герб, флаг, планы, схемы группы, участка, глобус, географические карты (административно-территориальные), все виды часов, календарей, модели планет Солнечной системы; материалы для исследований (камни, магниты, лупы, весы и т.д.); полочка «Умных книг», коллекции (гербарии, стекла, ткани …); знаки (денежные, дорожные и др.); словари, справочники, энциклопедии; настольные игры с познавательным содержанием.
- Обязательная потребность воспитателя в саморазвитии: посещать музеи, выставки, кино, достопримечательности.
Формы организации НОД.
Формы организации непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками делятся на основные и дополнительные.
К основным формам организации непосредственно образовательной деятельности мы относим занятия. Некоторые из них (условно теоретические) обеспечивают получение детьми сведений об окружающем мире через слушание рассказов, сказок и стихов, беседу, обсуждение, решение элементарных познавательных задач (на соотнесение, классификацию, сериацию, действия по аналогии и т.д.).
К дополнительным формам организации непосредственной образовательной деятельности относятся театрализация, отображение мира через продуктивную деятельность (лепку, рисование и т.п.), выставки, презентации, события, специально организуемые мероприятия, просмотр мультфильмов.
Все используемые формы и методы работы с детьми должны быть ориентированы на их возраст.
Структура непосредственной образовательной деятельности в рамках технологии самостоятельного открытия детьми нового знания:
1-й этап – введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель (взрослый) задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания:
2-й этап – мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя (взрослого) вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако на ряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем»).
3-й этап – поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний. Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки»), воспитатель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не предъявляются воспитателем в готовом виде. Материал для этих бесед находится в описаниях занятий в методических рекомендациях. Он избыточен, поэтому воспитатель сам выбирает необходимый минимум из текста, исходя из имеющихся у детей знаний и их интересов.
4-й этап – самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив тему, дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания. Примеры таких игр можно найти в тексте конспекта в методических рекомендациях или в заданиях в учебном пособии (тетради).
5-й этап – повторение и развивающие задания.
6-й этап - итог занятия. Дети вместе с воспитателем (взрослым) делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового. Поскольку занятия с младшими дошкольниками жёстко не планируются, мы не описывали этот этап в каждом занятии в методических рекомендациях.
Условия проведения НОД:
- Занятия должны проходить в спокойной обстановке.
- Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставлять незамеченным.
- В раннем и младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо действию важно уделять внимание непосредственному показу (как взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т.п.).
- Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.
- Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Средняя группа Тема: «Комнатные растения».
Цели:1. Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, фиалкой, фикусом, аспарагусом.)2. Учить детей различать данные ...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».
Цели занятия: расширить, систематизировать и уточнить представления детей о космосе; уточнить знания о Юрии Гагарине и празднике «День космонавтики»; познакомить с понятием «Солнечная система», с её с...
Календарно-тематическое планирование во 2 мл. гр., образовательная область – познавательное развитие (ФЦКМ)
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей ....
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов.Старшая группаТема: «Всё о космосе».Цели:Расширить, с...
Методическая разработка занятия по образовательной области «Познавательное развитие»: Ознакомление с предметным окружением / развитие познавательно- исследовательской деятельности по теме: «Жили –были овощи»
Использование современных образовательных технологий:Здоровье сберегающая технология: (динамическая пауза (игра с движением); пальчиковая гимнастика; релаксация); использование работоспособности детей...
Консультация для педагогов "Планирование и организация ООД в образовательной области "Познавательное развитие""
Образовательный процесс направлен на развитие познавательныхспособностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо такорганизовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направленона формирован...
Консультация для педагогов "Организация НОД по образовательной области Познавательное развитие"
Консультация для педагогов "Организация НОД по образовательной области Познавательное развитие"...