Консультация для педагогов "Планирование и организация ООД в образовательной области "Познавательное развитие""
консультация

Алюменева Ирина Николаевна

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных

способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так

организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено

на формирование познавательного интереса, познавательной

самостоятельности и инициативности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_pedag._planirov._po_poznavat.razv_.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития

наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут

совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных

способностей - способность к познанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной

мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,

темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении

и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и

Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме

людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основные цели:

  1. Формирование элементарных математических представлений
  2. Ознакомление с предметным окружением
  3. Ознакомление с социальным миром
  4. Ознакомление с миром природы
  5. Развитие познавательно – исследовательской деятельности

С точки зрения педагогов – это главная область развития ребенка. С точки зрения ребенка, познание мира – одно из самых важных и интересных занятий в его жизни. Как сохранить интерес ребенка к познанию, как его развить и не потерять живой любознательности дошкольника?

Вопросы эти не праздные, потому что в последнее время все чаще воспитатели и родители сетуют на отсутствие у детей познавательного интереса. Дети, растущие в мире огромного потока информации, которая доступна и не контролируется, часто теряют интерес от пресыщенности знаниями. Однако познание, познавательное развитие ребенка вовсе не обозначают только информирование, расширение знаний, увеличение числа «фактов, сведений и данных». Федеральный стандарт дошкольного образования в качестве целевых ориентиров дает педагогам задачи формирования общей культуры воспитанников, развития инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования лишь предпосылок учебной деятельности.

Воспитателю необходимо пересмотреть свой подход и функцию, сменить роль воспитателя-авторитета на роль со-ученика, дать больше свободы детским исследованиям в наблюдении и обсуждении. А также вооружиться терпением и отвечать на многочисленные уточняющие вопросы «Почему?», «Для чего?», «Как?».

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных

способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так

организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено

на формирование познавательного интереса, познавательной

самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному

развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение

творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Методы, стимулирующие процесс познания:

• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое

нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит

имеющемуся опыту ребенка);

• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что

заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение

дополнительной информации;

• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности

составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в

повседневной жизни;

• метод «преднамеренных ошибок» (Шалва Александрович Амонашвили), когда

педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это

и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы

увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей

дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт

педагога, вступивший в силу с января 2015г.).

Формирование познавательной активности у детей дошкольного

возраста требует от педагога проявления творческого подхода к

организации педагогического процесса.

Признаками творческой личности педагога являются:

1 Стремление к саморазвитию.

2 Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать

сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных

формулировок.

3 Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от

реальности, увидеть перспективу.

4 Способность отказаться от ориентации на авторитеты.

5 Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны,

в новом контексте.

6 Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение

мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые

комбинации).

7 Готовность памяти (овладение достаточно большим объемом

систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и

способность к обобщению.

8 Креативность, то есть способность превращать совершаемую

деятельность в творческий процесс.

Согласно ФГОС, задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий - не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Таким образом, чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства. Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

laquo;Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...

Консультация для педагогов ДОО «Организация развивающей среды по математическому развитию в подготовительной группе»

Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.Со...

Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....

Консультация "Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации"

Одной из эффективных организационных форм методической работы в детском саду, с нашей точки зрения, является дискуссия как интерактивная форма, основанная на организационной коммуникации педагог...

Консультация для педагогов "Организация НОД по образовательной области Познавательное развитие"

Консультация для педагогов "Организация  НОД  по образовательной области Познавательное развитие"...

Консультация для родителей «Как организация игровой деятельности детей способствует развитию речи»

Актуальность развития речи детей- дошкольников через игровую деятельность обусловлена также влиянием на мыслительные процессы недостаточностью развития представлений. Недостатки развития восприятия и ...