Консультация для педагогов "Планирование и организация ООД в образовательной области "Познавательное развитие""
консультация

Алюменева Ирина Николаевна

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных

способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так

организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено

на формирование познавательного интереса, познавательной

самостоятельности и инициативности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_pedag._planirov._po_poznavat.razv_.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития

наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут

совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных

способностей - способность к познанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной

мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,

темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении

и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и

Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме

людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основные цели:

  1. Формирование элементарных математических представлений
  2. Ознакомление с предметным окружением
  3. Ознакомление с социальным миром
  4. Ознакомление с миром природы
  5. Развитие познавательно – исследовательской деятельности

С точки зрения педагогов – это главная область развития ребенка. С точки зрения ребенка, познание мира – одно из самых важных и интересных занятий в его жизни. Как сохранить интерес ребенка к познанию, как его развить и не потерять живой любознательности дошкольника?

Вопросы эти не праздные, потому что в последнее время все чаще воспитатели и родители сетуют на отсутствие у детей познавательного интереса. Дети, растущие в мире огромного потока информации, которая доступна и не контролируется, часто теряют интерес от пресыщенности знаниями. Однако познание, познавательное развитие ребенка вовсе не обозначают только информирование, расширение знаний, увеличение числа «фактов, сведений и данных». Федеральный стандарт дошкольного образования в качестве целевых ориентиров дает педагогам задачи формирования общей культуры воспитанников, развития инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования лишь предпосылок учебной деятельности.

Воспитателю необходимо пересмотреть свой подход и функцию, сменить роль воспитателя-авторитета на роль со-ученика, дать больше свободы детским исследованиям в наблюдении и обсуждении. А также вооружиться терпением и отвечать на многочисленные уточняющие вопросы «Почему?», «Для чего?», «Как?».

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных

способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так

организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено

на формирование познавательного интереса, познавательной

самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному

развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение

творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Методы, стимулирующие процесс познания:

• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое

нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит

имеющемуся опыту ребенка);

• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что

заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение

дополнительной информации;

• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности

составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в

повседневной жизни;

• метод «преднамеренных ошибок» (Шалва Александрович Амонашвили), когда

педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это

и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы

увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей

дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт

педагога, вступивший в силу с января 2015г.).

Формирование познавательной активности у детей дошкольного

возраста требует от педагога проявления творческого подхода к

организации педагогического процесса.

Признаками творческой личности педагога являются:

1 Стремление к саморазвитию.

2 Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать

сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных

формулировок.

3 Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от

реальности, увидеть перспективу.

4 Способность отказаться от ориентации на авторитеты.

5 Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны,

в новом контексте.

6 Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение

мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые

комбинации).

7 Готовность памяти (овладение достаточно большим объемом

систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и

способность к обобщению.

8 Креативность, то есть способность превращать совершаемую

деятельность в творческий процесс.

Согласно ФГОС, задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий - не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Таким образом, чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства. Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «Спасибо за победу!»

Актуальность: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема ...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» для средней группы.

Тема: «Цветок здоровья»Цель:  Повышать интерес к движениям при закреплении навыков уже освоенных движений: сохранения равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке боком приставным...

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

laquo;Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...

Консультация для педагогов ДОО «Организация развивающей среды по математическому развитию в подготовительной группе»

Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.Со...

Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....

Консультация "Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации"

Одной из эффективных организационных форм методической работы в детском саду, с нашей точки зрения, является дискуссия как интерактивная форма, основанная на организационной коммуникации педагог...