Консультация для педагогов "Планирование и организация ООД в образовательной области "Познавательное развитие""
консультация
Образовательный процесс направлен на развитие познавательных
способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так
организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено
на формирование познавательного интереса, познавательной
самостоятельности и инициативности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._dlya_pedag._planirov._po_poznavat.razv_.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития
наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут
совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных
способностей - способность к познанию.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основные цели:
- Формирование элементарных математических представлений
- Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление с социальным миром
- Ознакомление с миром природы
- Развитие познавательно – исследовательской деятельности
С точки зрения педагогов – это главная область развития ребенка. С точки зрения ребенка, познание мира – одно из самых важных и интересных занятий в его жизни. Как сохранить интерес ребенка к познанию, как его развить и не потерять живой любознательности дошкольника?
Вопросы эти не праздные, потому что в последнее время все чаще воспитатели и родители сетуют на отсутствие у детей познавательного интереса. Дети, растущие в мире огромного потока информации, которая доступна и не контролируется, часто теряют интерес от пресыщенности знаниями. Однако познание, познавательное развитие ребенка вовсе не обозначают только информирование, расширение знаний, увеличение числа «фактов, сведений и данных». Федеральный стандарт дошкольного образования в качестве целевых ориентиров дает педагогам задачи формирования общей культуры воспитанников, развития инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования лишь предпосылок учебной деятельности.
Воспитателю необходимо пересмотреть свой подход и функцию, сменить роль воспитателя-авторитета на роль со-ученика, дать больше свободы детским исследованиям в наблюдении и обсуждении. А также вооружиться терпением и отвечать на многочисленные уточняющие вопросы «Почему?», «Для чего?», «Как?».
Образовательный процесс направлен на развитие познавательных
способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так
организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено
на формирование познавательного интереса, познавательной
самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному
развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение
творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Методы, стимулирующие процесс познания:
• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое
нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит
имеющемуся опыту ребенка);
• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что
заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение
дополнительной информации;
• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности
составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в
повседневной жизни;
• метод «преднамеренных ошибок» (Шалва Александрович Амонашвили), когда
педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это
и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы
увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей
дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт
педагога, вступивший в силу с января 2015г.).
Формирование познавательной активности у детей дошкольного
возраста требует от педагога проявления творческого подхода к
организации педагогического процесса.
Признаками творческой личности педагога являются:
1 Стремление к саморазвитию.
2 Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать
сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных
формулировок.
3 Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от
реальности, увидеть перспективу.
4 Способность отказаться от ориентации на авторитеты.
5 Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны,
в новом контексте.
6 Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение
мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые
комбинации).
7 Готовность памяти (овладение достаточно большим объемом
систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и
способность к обобщению.
8 Креативность, то есть способность превращать совершаемую
деятельность в творческий процесс.
Согласно ФГОС, задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий - не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Таким образом, чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства. Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «Спасибо за победу!»
Актуальность: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема ...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» для средней группы.
Тема: «Цветок здоровья»Цель: Повышать интерес к движениям при закреплении навыков уже освоенных движений: сохранения равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке боком приставным...
Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...
Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
laquo;Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...
Консультация для педагогов ДОО «Организация развивающей среды по математическому развитию в подготовительной группе»
Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.Со...
Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»
Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....
Консультация "Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации"
Одной из эффективных организационных форм методической работы в детском саду, с нашей точки зрения, является дискуссия как интерактивная форма, основанная на организационной коммуникации педагог...