Профессиональное развитие педагога, обеспечивающее реализацию ФГОС ДО
статья на тему
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_professionalnoe_razvitie_pedagoga.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное развитие педагога,
обеспечивающее реализацию ФГОС ДО
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Об этом свидетельствуют и нормативные документы в системе образования. Статья 48 «Закона об образовании в РФ» четко определяет профессиональные обязанности педагогических работников, в том числе это и «систематически повышать свой профессиональный уровень».
ФГОС дошкольного образования гласит, «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5. Стандарта.
С 2017 года вступит в силу Профессиональный стандарт педагога, в котором делается акцент на педагога как «ключевую фигуру реформирования образования», а также Профстандарт «призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию». В пункте 4.5. обозначены «профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования»
Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Развитие профессиональной компетентности
– это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, ДОУ определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
- Система повышения квалификации.
- Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
- Самообразование педагогов.
- Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
- Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование. Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
- Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Остановимся на некоторых пунктах организации профессионального развития педагогов нашего учреждения.
Активно проходит обучение воспитателей на курсах повышения квалификации каждые 3 года.
На данный момент весь педагогический коллектив прошел курсы повышения квалификации по ФГОС ДО, 2 воспитателя прошли курсы профессиональной переподготовки, инструктор по физической культуре также заканчивает курсы по профессиональной переподготовке по программе «Физическое воспитание в дошкольном учреждении» (дистанционно). Также составлен план Курсовой подготовки педагогов на ближайшие 3 года. В настоящее время подбираются курсы повышения квалификации в дистанционном режиме преимущественно по здоровьесбережению для успешной реализации Программы развития Учреждения.
Одним из средств реализации новых направлений является и
аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности. В ДОУ 12 педагогических работников. Все педагоги аттестованы, имеют высшую квалификационную категорию 2 педагога, I категорию - 7, соответствие ЗД - 3 педагога. Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в межаттестационный период разработан план подготовки к процедуре аттестации, в части формирования портфолио. Все 4 года до аттестации каждый педагог повышает свою компетентность: участвует в работе РМО, конференциях, семинарах, в конкурсах различного уровня, готовит публикации, участвует в инновационной деятельности, поддерживает свой электронный ресурс.
Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС ДО в связи с тем, что главными идеями стандарта являются: « Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; Уважение личности ребенка; Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы (игр, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка).
Самообразование педагогов осуществляется посредством следующих направлений:
систематическое повышение квалификации;
просмотр телепередач, чтение прессы
знакомство с педагогической и методической литературой и ее обсуждение за круглым столом, изучение современных педагогических технологий в рамках педагогических чтений, формирования педагогических копилок, участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, открытых просмотрах, использование интернет – ресурсов, демонстрация собственного педагогического опыта
Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства и других мероприятиях.
Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не очень высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов. На слайде видно участие наших педагогов в мероприятиях разного уровня. Педагоги учреждения стараются принимать участие почти в каждом районном конкурсе. Многие педагоги участвуют в конкурсах более высокого уровня, в основном через сеть интернет. Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства также является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта. Педагоги активно участвуют в работе РМО, в конференциях, в семинарах, в районной инновационной деятельности, готовят публикации, электронный ресурс поддерживают 9 педагогов.
Т.о. в период введения ФГОС ДО с начала 2014 года до начало 2016 можно наблюдать положительные результаты в профессиональном росте педагогов учреждения. Это касается прохождение курсов ПК и курсов переподготовки, аттестация на первую и высшую квалификационные категории, активное участие в мероприятиях различного уровня. Но также можно отметить необходимость продолжения и усиления работы по профессиональному росту педагогов. Есть педагоги аттестованные на СЗД и имеющие первую квалификационную категорию, но способные постоянно повышать свой профессиональный уровень. Вот над этим и нужно работать, что мы и делаем. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для профессионального роста.
Таким образом, мы видим, что цель методической работы – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога. Понятно, что решение основных задач образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Проект программы «Интеграция - как инструмент обеспечивающий целостность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
Один из основополагающих принципов развития современного дошкольного образования является принцип интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность об...
Консультация для педагогов "Требования к созданию предметно - развивающей среды, обеспечивающие реализацию ООП ДО по ФГОС ДО"
Консультация содержит рекомендации и требования к предметно - развивающей среде....
Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...
«Формирование профессиональной компетентности педагога, реализации ФГОС ДО».
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности педагога.Задачи:· Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компете...
Профессиональное развитие воспитателя, обеспечивающего реализацию ФГОС ДО.
У современного педагога на протяжении всей профессиональной деятельности существует не только возможность, но и необходимость постоянного повышения уровня своего профессионального развития. Различным ...
«Отбор форм и методов, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО по образовательной области «Речевое развитие», для планирования непосредственно образовательной деятельности дошкольников»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ...