Проект «Инновационная модель развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала»
проект на тему

Шобухина Юлия Александровна

    Актуальность: С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) организация предметно-пространственной среды стала особо актуальной. В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sozdaniyu_innovatsionnoy_modeli_predmetno.docx24.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект  «Инновационная модель развивающей предметно-пространственной  среды музыкального зала»

    Актуальность: С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) организация предметно-пространственной среды стала особо актуальной. В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность.

Система образования постоянно совершенствуется, отвечая запросам социума и новым введениям. В рамках модернизации общего образования развивается и музыкальное образование. В настоящее время в нём происходят значительные изменения: неотъемлемым компонентом обучения становятся информационно - коммуникационные технологии, в том числе музыкально-компьютерные, здоровьесберегающие технологии, применяются новые педагогические методы. Предметно-развивающая среда (РППС) – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду. Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить ребёнка проникаться настроением, мыслями, чувствами.

     Таким образом, стало необходимым обновление предметно-пространственной среды музыкального зала.

Наш музыкальный зал посещают  дети от 3 до 7 лет. В связи с этим, мы решили усовершенствовать оснащение зала, ввести компактные, мобильные и трансформируемые области, которые помогут нам реализовать музыкально- эстетическое направление в более интересном и многогранном аспекте и улучшить музыкально - образовательную деятельность.

На базе нашего детского сада проводятся городские методические объединения, общие родительские собрания, городские конкурсы. Хочется отметить значимость оснащения зала инновационными технологиями и грамотно организованной предметно-пространственной средой для проведения мероприятий на высоком современном уровне.

             Музыкальный зал - это место встречи ребёнка с музыкой. Здесь проходят ежедневные занятия по музыкальному воспитанию, развлечения и праздники, встречи родителей с педагогами, театральные спектакли.

В нашем зале  есть активная зона и зрительный зал. В спокойной зоне зала находится фортепиано, ноутбук, мольберт.

     Оформление пространства зала к различным мероприятиям - это совместная работа педагогов, воспитателей и родителей. Своими руками создаются украшения, элементы декора, декорации. 

     Для кукольного театра используется ширма, которая оформляется по тематике мероприятия.

     Большое значение в театральной деятельности имеют декорации и наличие детских костюмов. Это даёт возможность участнику действа почувствовать себя настоящим артистом. Так же в нашем детском саду имеются костюмы для взрослых.

     С детьми младшего возраста часто на занятиях  используется ростовые куклы, маски, шапочки, шишки, грибочки, снежки.

     Для музыкально-ритмической деятельности есть необходимые атрибуты: платочки, флажки, султанчики, ленты, цветы, игрушки, свечи, снежинки. Многое сделано своими руками.

     Игра на детских музыкальных инструментах является одним из любимых видов деятельности в дошкольном возрасте. Для этого имеются необходимые инструменты: ложки, бубны, трещотки, маракасы, треугольники, металлофоны, барабаны, дудочки, колокольчики.

     Таким образом, продуманная организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала, созданная с учётом ФГОС, вызывает интерес детей к музыкальному искусству, побуждает к активности, творчеству, даёт возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка.

Цель проекта: создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала для развития творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Провести анализ литературы, источников интернет, опыта музыкальных руководителей города.
  2. Создать мобильную трансформируемую обстановку музыкального зала с учётом требований современного дизайна с учётом требований ФГОС.
  3. Обеспечить комфорт и безопасность помещения за счет нового оформления зала к Новому году.
  4. Разнообразить пособиями для детей, применяемых на занятиях.
  5. Повысить имидж ДОУ.

Вид проекта: практико-ориентированный, творческий

Участники: музыкальный руководитель, педагоги, родители.

Срок реализации: долгосрочный (2015-2016 учебный год)

Этапы проекта

Подготовительный этап:

-изучение проблемы, определение цели и задач проекта;

-изучение нормативных документов и литературы по данной теме;

-анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами;

- разработка проекта  составление рабочего плана реализации проекта;

- разработка проекта организации музыкального пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей и обучающей деятельности.

Основной этап:

-Изготовление и приобретение нового оборудования;

-Классификация наглядных пособий и атрибутов;

-Оформление  пособий;

-Мастер-класс для родителей «Как в домашних условиях изготовить шумовые музыкальные инструменты;

-Апробация на занятиях нового оборудования;

-Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду".

Заключительный этап:

-завершение создания предметно-развивающей среды музыкального зала (систематизация и упорядочение накопленного материала);

-подведение итогов проектной деятельности;

-размещение итогов проектной деятельности на сайте ДОУ и других информационных сайтах.

Описание проекта.

Пространство музыкального зала условно делится на области, которые определяются по видам деятельности ребёнка:

-область музыкально - ритмической деятельности

-область восприятия музыки

-область исполнительства

-область зрительного зала.

Размещение центров развивающей среды:

«Музыкальная копилка» - музыкально-дидактические игры;

«Театральная мозаика» - атрибуты и маски для театрализованной деятельности;

«Музыка в картинках» - выставка творческих работ воспитанников;

«Радуга звуков» - детские музыкальные и шумовые инструменты;

«Волшебный сундучок» - атрибуты для музыкально - ритмической деятельности, импровизации.

Пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу находятся ковры - это создает уют и общий эстетический вид зала.

Музыкальный зал оснащен интерактивной доской, а так же проектором и методическим обеспечением для развития музыкальных способностей дошкольников, знакомства с творчеством композиторов, проведения презентаций для детей, педагогов, родителей на современном уровне.

План мероприятий.

Месяц

Новые пособия

Отметка о выполнении

сентябрь

«Ореховый оркестр»

«Бумажный оркестр»

+

+

октябрь

«Оркестр ключей»

Оформление контейнеров

+

+

ноябрь

«Музыкальный стол»

Светящиеся фонарики (на руки)

+

+

декабрь

«Танец  с султанчиками»

«Танец со звёздами»

+

+

январь

Хор рук «Весенняя фантазия»

+

февраль

Музыкально-дидактическая игра «Волшебный куб»

+

март

Пальчиковые куклы

Разметка на полу в форме двух кругов из жёлтых и красных цветов, зелёных кругов и синих звёздочек со стрелками направления движения.

+

+

апрель

«Хоровод Цветов»

«Волшебный веер»

+

+

май

«Музыкальный стол»

+

Ожидаемый результат.

Наш проект по созданию модели инновационной предметно - развивающей среды музыкального зала и кабинета позволяет реализовать музыкально- эстетическое развитие в более интересном и многогранном аспекте. Использование нами новых компьютерных технологий, современного технического оснащения зала является одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы воспитания и обучения дошкольников. Они являются важным фактором обогащения музыкального, интеллектуального, эмоционального, а так же эстетического развития ребёнка, его творческих способностей. Инновационные технологии помогают формировать эстетический и музыкальный вкус ребёнка, развивать психические процессы, такие как: мышление, активизировать память, речь, внимание, снижая эмоционально- психическое напряжение во время музыкальных занятий. Таким образом, проект создаст необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, художественно- эстетического вкуса, выявит творческие способности воспитанников, заложит первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Считаю необходимым использовать в работе музыкального руководителя новые формы работы, интерактивные и оригинальные средства обучения детей, которые способствуют формированию гармоничной личности.

«Музыкальное воспитание – это, прежде всего, не воспитание музыканта, а воспитание человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение предметно-развивающей среды в музыкальном зале .

Музыкальный зал – среда эстетического развития, место постоянного общения ребёнка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки.Восприятие музыки.  Происходит во в...

Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале дошкольного учреждения

Статья предназначена музыкальным руководителям дошкольных учреждений. В ней перечислены все учебные зоны, дидактические пособия, музыкальные инструменты, методические разработки, электронно-образовате...

Консультация для родителей "Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования...

«Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте ФГОС ДО»

Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельно...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в музыкальном зале.

Среда  должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский)....

Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале

Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале...