Статья: "Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей в старшем дошкольном возрасте"
статья на тему
Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети , которые испытывают трудности в выстраивании продуктивных межличностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_mezhlichnostnyh_otnosheniy.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей в старшем дошкольном возрасте
Денисенко Инна Станиславовна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №21» (г. Усолье-Сибирское)
Аннотация: данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстраивании продуктивных межличностных отношений.
В статье проанализированы теоретические подходы к проблеме формирования культуры межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевой игры и предложен для эффективной работы воспитателя дошкольных образовательных учреждений комплекс сюжетно – ролевых игр по их совершенствованию.
Ключевые слова:культура межличностных отношений, старший дошкольный возраст, комплекс сюжетно-ролевых игр, социализация.
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не взаимодействуя с другими людьми.
Уже с самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими, являющиеся важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Особенно важным является изучение культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста. В это время у ребенка возникают довольно сложные отношения со сверстниками, существенным образом влияющие на развитие его личности, появление и развитие начал коллективных взаимодействий. От полноценности межличностного отношения зависит эффективность социализации детей.
Проблемой формирования культуры межличностных отношений в отечественной психологии и педагогике занимались Л.И.Божович, Я.Л.Коломенский, А.В.Киричука, Л.И.Уманский, Д.Б.Эльконин. В настоящее время занимаются – А.Н.Быстрова, Л.С.Зникина, Б.И.Каверин,В.М.Розин и другие.
Анализ работ этих авторов показал, что исследованы только отдельные аспекты обозначенного феномена. Несмотря на существование термина «культура межличностных отношений», в науке не разработан понятийный аппарат феномена культуры межличностных отношений, не выявлены его составляющие, отсутствует валидная доступная диагностика, не определены уровни и показатели сформированности культуры межличностных отношений.
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью решения проблемы формирования культуры межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевой игры, потому что общение для ребенка является важной составляющей частью социализации, а так как у некоторых детей оно осложнено неблагоприятной социальной ситуацией развития, то соответственно важным является поиск путей преодоления возникающих трудностей.
Межличностные отношения – это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение (имеется в виду поведение, выбираемое участниками взаимодействия[7].
Что такое культура? Ответ на этот вопрос на первый взгляд кажется совершенно простым. Чаще всего говорят, что это — правила поведения в обществе.
Действительно, наличие правил поведения, и выполнение их, отличает человеческое общество от животного мира. Нет культуры без норм и правил поведения. Человеку о многом приходится заботиться: о внешнем виде и манерах, о выражении лица и жестах, об интонациях и содержании речей. По его поведению в обществе можно судить о том, в какой мере он овладел культурой. И все-таки культура не сводится к одним правилам поведения.
Культура выступает в двух ипостасях. С одной стороны, она существует в человеке и через него растворена в действующих и созерцающих, активных и пассивных, созидающих и разрушающих личностях. С другой стороны, культура общества может противостоять отдельному человеку как система норм, ценностей, научных теорий, произведений искусства, вещей, а также запретов, табу, рамок поведения и деятельности.
Только в культуре и только через культуру человек становится и продолжает быть человеком. Именно это делает необходимым изучение, понимание культуры как глобального феномена человеческого образа жизни [1].
Важным вопросом при изучении культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста, является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.
Важными составляющими межличностных отношений являются: желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать взаимодействие, характеризующееся в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при взаимодействии с окружающими [11].
Отношения ребенка со сверстниками – это не только прекрасная возможность совместно познать окружающий мир, но и возможность взаимодействия с детьми своего возраста, возможность взаимодействия с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них проявляется выраженная потребность во взаимодействии со сверстниками [6].
Следует отметить, что формирование культуры межличностных отношений активно начинается в игре. Ведь сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, который помогает сплотить детский коллектив.
Основной источник, питающий игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых, сверстников [4].
Таким образом, в дошкольном детстве игра является ведущей и важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка, имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива, культуры межличностных отношений. Сюжет, содержание, характер складывающихся в игре ролевых взаимоотношений придают ей исключительно важное значение в нравственном воспитании детей.
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Учитывая трудности детей, а также трудности в работе воспитателя по выстраиванию «продуктивного» взаимодействия между детьми, мною предложен комплекс игр по формированию культуры межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, который будет способствовать повышению эффективности работы, проводимой в дошкольном образовательном учреждении, в данном направлении.
Таблица 1
Сюжетно-ролевые игры, направленные на формирование культуры межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
Тематика сюжетно – ролевых игр | Название игры | Автор | Источник |
Сюжетно – ролевые игры, основанные на бытовых сюжетах | Семья | О.А.Зайцева | Картотека сюжетно – ролевых игр. Подготовительная группа [Электронный ресурс] / Зайцева О.А. – Режим доступа: http://a2b2.ru/methods/4238_kartoteka_syujetno-rolevyh_igr_ podgotovitelnaya_gruppa/. |
Гости | Н.В.Краснощекова | Краснощекова, Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 113 – 115. | |
День рождения | Н.В.Краснощекова | Краснощекова, Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 115 – 116. | |
Сюжетно – ролевые игры, затрагивающие производственные и общественные темы | Школа | О.А.Зайцева | Картотека сюжетно – ролевых игр. Подготовительнаягруппа [Электронный ресурс] / Зайцева О.А. – Режим доступа: http://a2b2.ru/methods/4238_kartoteka_syujetno-rolevyh_igr_ podgotovitelnaya_gruppa/. |
Семья покупает полезные продукты. Магазин | С.А.Давыдова | Сюжетно – ролевая игра «Семья покупает полезные продукты. Магазин» [Электронный ресурс] / Давыдова С.А. – Режим доступа: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/igry/semya-pokupaet-produkty.html. | |
Банк | Л.А.Пенькова | Развитие игровой активности дошкольников [Текст] / Л.А. Пенькова [и др.]. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 34 – 41. | |
Почта | Н.А.Виноградова | Виноградова, Н.А. Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – С. 57 – 58. | |
Ателье. Дом мод. | Н.А.Виноградова | Виноградова, Н.А. Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников [Текст] / Н.А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2009. –С. 51 – 52. | |
Завод | Н.В.Краснощекова | Краснощекова, Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 140 – 144. | |
Строительство | О.А.Зайцева | Картотека сюжетно – ролевых игр. Подготовительная группа [Электронный ресурс] / Зайцева О. А. – Режим доступа:http://a2b2.ru/methods/4238_kartoteka_syujetno-rolevyh_igr_ podgotovitelnaya_gruppa/. | |
Выборы президента | Е.В.Котенкова | Сюжетно – ролевая игра «Выборы президента» [Электронный ресурс] / Котенкова Е.В. – Режим доступа: http://bam-bim.ru/igry/6-syuzhetno-rolevaya-igra-vybory-prezidenta-gruppy-podgotovitelnaya-gruppa/. | |
Космос | Т.С.Дисненко | Сюжетно – ролевая игра «Космос» (старшая и подготовительная к школе группа) [Электронный ресурс] / Дисненко Т.С. – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/ zanatia/zanatia 4869.html. |
Учитывая выше сказанное, следует отметить, что при создании психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях и проведении систематической работы, возможно формирование культуры, положительного отношения к другим людям разных возрастов, лицам разной степени родства.
Литература:
- Быстрова, А. Н. Мир культуры (Основы культурологи): учеб.пособие / А. Н. Быстрова. – Новосибирск: ЮКЭА, 2002. – 712 с.
- Виноградова, Н. А. Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
- Картотека сюжетно – ролевых игр. Подготовительная группа [Электронный ресурс] / Зайцева О. А. – Режим доступа: http://a2b2.ru/ methods/4238_kartoteka_syujetno-rolevyh_igr_podgotovitelnaya_gruppa/.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. сред. пед учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
- Краснощекова, Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб.для студ. вузов / В. С. Мухина. – 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
- Психология общения: избранные психологические труды / А. А. Бодалев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Воронеж : МОДЭК, 2002. – 320 с.
- Сюжетно – ролевая игра «Выборы президента» [Электронный ресурс] / Котенкова Е. В. – Режим доступа: http://bam-bim.ru/igry/6-syuzhetno-rolevaya-igra-vybory-prezidenta-gruppy-podgotovitelnaya-gruppa/.
- Сюжетно – ролевая игра «Космос» (старшая и подготовительная к школе группа) [Электронный ресурс] / Дисненко Т. С. – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4869.html.
- Сюжетно – ролевая игра «Семья покупает полезные продукты. Магазин» [Электронный ресурс] / Давыдова С. А. – Режим доступа: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/igry/semya-pokupaet-produkty.html.
- Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка. Подчеркивается важность развития социального интеллекта в старшем дошкольно...
Развитие гуманных отношений со сверстниками как задача социализации детей дошкольного возраста
В современной России налицо конфликты ценностей, представлений о моральных принципах и социальных нормах. Кризисность современной социализации детей определяется противоречиями: - между традиционными...
Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...
«Роль воспитателя в развитие музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста»
Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний....
"Логоритмика: Ее роль в системе здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста"
Роль логоритмики в системе здоровьесберегающих тенологий. Опыт работы в данном напралении, используемая литература....
Особенности развития отношений к другим людям у ребенка старшего дошкольного возраста
Межличностные отношения - это те непосредственные отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.Внутренней основой взаимоотношений между людьми является од...
Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания старший дошкольный возраст
Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....