Курсы повышения квалификации
презентация по теме
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ С СДВГ
Краткая аннотация:
Слушатели освоят методику работы с детьми 6-10 лет с проблемами саморегуляции, в том числе с СДВГ. В ходе обучения слушателям предлагается лекционно-семинарская работа, участие в мастер-классах, выездных открытых занятиях, выполнение практических работ и контрольных заданий с целью формирования нового подхода к организации образовательного процесса, направленного на формирование системы саморегуляции произвольной деятельности у детей, в том числе с СДВГ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие УУД Умение учиться, т.е. способность субъекта (ученика) к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность .
Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД
целеполагание – стратегия, связанная с постановкой цели деятельности; моделирование – стратегия, опосредующая порождение в уме целевого замысла; планирование – стратегия, определяющая процедуру построения алгоритма деятельности с учетом имеющихся для этого условий; самоконтроль – стратегия, анализа продуктивности своей деятельности – необходимости сопоставления получаемых результатов с целевым замыслом. самокоррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Ключевые метастратегии саморегуляции деятельности, формируемые в процессе посещения занятий программы «Золотой ключик»
Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей объективной реальности. Именно сензитивный период старшего дошкольного и младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для формирования этого важного структурного компонента саморегуляции деятельности.
Развитие навыков самоконтроля у детей Существует множество определений понятия «самоконтроль». Вот некоторые из них. «Самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов» (В.И.Страхов). « Самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им». (Г.А. Соболева). « Самоконтроль – это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения своих действий и поступков, движения с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям, правилам и требованиям общества. Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий» (В.Л. Крутецкий ).
Структурные элементы самоконтроля Николай Дмитриевич Левитов Внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам. Наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости, точности применяемых приемов и т.д. Мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека. Точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении.
Четвертый вариант акцентуации нарушения саморегуляции поведения, связанный с недостаточной сформированностью стратегии самоконтроля Этот вариант опосредован недостаточной сформированностью стратегии самоконтроля – когнитивной метастратегии - навыка, предписывающего мыследеятельностному процессу осуществление постоянной самооценки результатов своей деятельности (поведения) необходимости в процессе деятельности непрерывно контролировать актуальные состояния, замечать, учитывать возникающие рассогласования с целью и своевременно принимать решения о коррекции исполнительских действий.
Особенности поведения детей с нарушением стратегии -самоконтроля Дети с этим синдромом не контролируют ход выполнения собственной деятельности, не видят собственных ошибок. Они не критичны к собственным действиям. Не способны взглянуть на себя со стороны. В неудачах винит внешние обстоятельства, но только не себя. Как правило, у таких детей неадекватны критерии оценки результатов своих действий. Не редко отмечается завышение критериев успешности деятельности, что приводит к формированию излишней самоуверенности, некоторой легкомысленности, отсутствие взвешенной, критической самооценки самих себя, своих действий и полученных результатов, даже тогда (а это бывает практически всегда), когда последние не совпадают с намеченными целями. Будущее не конкретизируется и видится в радужных красках.
Ключевые особенности поведения Отсутствие контрольных оценок своих действий по ходу их выполнения. Отсутствие или неадекватность ( заниженность или завышенность ) субъективных критериев оценки результатов деятельности, особенно ее рассогласования. Неадекватность оценивания как фактов рассогласования достигнутого результата и цели деятельности, так и причин, приведших к этому. Необоснованность перехода от одного действия (операции) к другому («И так сойдет!») Неспособность гибко адаптироваться к изменению условий деятельности – принимать обоснованное решение (т.е. не на обум ) о коррекции своих действий. Отсутствие склонности к произвольной коррекции действий. Неадекватность (неразвитость) самооценки.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повышение педагогической компетентности в вопросах организации процесса сопровождения детей с СДВГ в начальной школе и детском саду обусловлена следующими факторами : Ростом числа детей с СДВГ( 10% учащихся начальной школы, т.е. по 2 -3 человека в классе) Образовательный процесс в школе- «слабое звено» детей с СДВГ Слабой информированностью учителей начальной школы и воспитателей детских садов об истинных причинах специфических проблем детей с СДВГ Полной не информированностью учителей в содержании и основных методах педагогического сопровождения детей с СДВГ 46% педагогов рассматривают специфические нарушения у таких детей как проявления психоневрологического заболевания, которое необходимо лечить, т.е. перекладывают решение по сути психолого-педагогической проблемы на органы здравоохранения. 54% педагогов рассматривают в качестве основной причины поведенческих нарушений у детей с СДВГ неблагополучную обстановку в семье, т.е. социальную запущенность, невоспитанность.
Синдром ДВГ - как полидисциплинарная проблема
Цель программы Организация и проведение психолого-педагогического поддержки педагогов, работающих со старшими дошкольниками и младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, направленного на формирование адекватной обучающей позиции, Развитие педагогической компетентности и саморазвитие личностной сферы педагога, приобретении поведенческих стратегий и основ саморегуляции, на оптимизацию отношений, обеспечивающих оказание поддержки и содействие ребенку, имеющему признаки СДВиГА в школе и детском саду
Задачи программы Диагностические задачи Информационные задачи Обучающие задачи Воспитательные задачи Просветительские задачи
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ В работе с гиперактивными детьми целесообразно использовать следующие основные принципы построения программ педагогического сопровождения: психофизиологический блок проблем развитие дефицитарных функций (саморегуляции произвольного поведения, двигательного контроля) ; социально-личностный блок проблем - отработку конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками ; Педагогический блок проблем - коррекция педагогических проблем
Психофизиологический блок Изменение окружения Работу с гиперактивными детьми необходимо строить индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Изменение режима нагрузок Измените режим урока с включением энергичных физкультминуток. Это один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь. Позволяйте ребенку использовать спасительную отдушину. Разрешайте ему выходить из класса на короткое время. Если правила поведения в классе будут это позволять, то ребенок просто выйдет из класса, а не "потеряет" урок, и таким образом научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция. Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д. Желательно работать с ребенком в начале дня, а не вечером – вторая смена не для детей с СДВГ! Контроль за ситуацией в классе Остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его. Поэтому поддерживайте с ними постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить. Избегание категоричных запретов. Установите границы дозволенного. Границы - не наказание. Они сдерживают и успокаивают. Контролируйте их выполнение постоянно, последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание
РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно. Поскольку синдром детской гиперактивности и дефицита внимания – это дефицитарность лобных отделов, то развитие произвольной саморегуляции – основное направление коррекционной работы с такими детьми. Работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться пошагово и адресно. В начале работы необходимо обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правил выполнения конкретного задания. Желательно на этом этапе также выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе. Вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности (во взаимодействии со сверстниками) – тоже должен проходить постепенно. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2-4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых занятиях и мероприятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбуждаться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, и результате - дефициту активного внимания.
Психологический блок Организации процесса развития системы саморегуляции деятельности Создание положительной мотивации учебную деятельность Коррекция негативных форм поведения
Педагогический блок. используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. на определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. исключите или сократите для детей с СДВГ количество контрольных и проверочных работ обращайте больше внимания на качество домашних заданий, а не на их количество разбивайте длинные задания на более короткие давая ребенку задание, поддерживайте с ним зрительный контакт всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий следите за своим учительским темпераментом
В оказании психолого-педагогической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа не только с учителями, а так же с родителями. Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять и принять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с имеющимися у него трудностями. Педагог и психолог должны объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность программы Семья как малая группа, как социальный институт, как система значимых эмоциональных отношений обеспечивает воспитание и развитие ребенка. Формирование адекватных детско-родительских отношений в ситуации воспитания ребенка с СДВГ сложная психолого-педагогическая задача. При этом семью необходимо рассматривать как целостное уникальное образование, в котором должно обеспечиваться развитие всех ее членов, что способствует оптимальному существованию семьи в сложных условиях современности
Направленность программы Программа психолого-педагогического сопровождения родителей старших дошкольников и младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности «Мудрые родители» имеет социально-педагогическую направленность. Она создает благоприятные условия для улучшения саморегуляции деятельности у детей с СДВГ благодаря привлечению родителей к участию в программе сопровождения, обучения родителей навыкам мониторинга за выполнением учебных заданий детьми и переносу полученных навыков в реальную жизнь – через семью в другие социальные группы. Программа «Мудрые родители» способствует реализации педагогического потенциала родителей и социальной адаптации детей с СДВГ.
Проведение занятия Саморазвитие личности родителя происходит на групповых занятиях за счет усвоения новых воспитательных мотивов и новых видов деятельности, приобретения поведенческих стратегий и их трансляцию в повседневную жизнь семьи. На занятиях создаются и отрабатываются модели организации повседневной жизни семьи и ее членов с регламентированным распределением семейных обязанностей.
Формирование родительской позиции включает переосмысление «себя как компетентного родителя». Родители обучаются приемам (методам) поощрения и наказания детей с СДВГ
Основные компоненты саморегуляции деятельности, формируемые в процессе сопровождения Целеполагание - стратегия, связанная с постановкой и удержанием цели деятельности; Моделирование - стратегия, связанная с выделением значимых условий необходимых для достижения поставленной цели; Планирование - стратегия, связанная с построением алгоритма деятельности с учетом имеющихся для этого условий; Самоконтроль - стратегия, связанная с анализом продуктивности своей деятельности - сравнение результатов с целевым замыслом. Самокоррекция - стратегия, связанная со способностью перестраивать последовательность своих действий, при изменении внешних и внутренних условий.
Диагностические задачи, направленные на выявление особенностей семейной развивающей среды младших школьников и старших дошкольников. Информационные задачи: расширение знаний родителей об особенностях и возможностях детей, включающие ознакомление родителей с возрастной спецификой детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, проявлениями синдрома дефицита внимания в этих возрастах. Обучающие задачи, направленные на формирование родительской позиции, развитие родительской компетенции, приобретение поведенческих стратегий, что является условием развития рефлексивных структур сознания и целеполагание родителей. Воспитательные задачи, направлены на транслирование усвоенных воспитательных приемов (воспитательные санкции), новых воспитательных мотивов и продуктивных видов деятельности, имеющих совместно - разделенную и игровую формы реализации, за счет которых обеспечивается формирование адекватных форм взаимодействия родителями и детей. Просветительские задачи, направленные на формирование психологической и воспитательной культуры родителей в рамках реализации программы.
Диагностика семейного взаимодействия. Ежедневник «Мудрого родителя». Психофизическое развитие ребенка 6-10лет Диагностика семейного взаимодействия. Ежедневник «Мудрого родителя». Сензитивный период развития саморегуляции. Диагностика семейного взаимодействия. Ежедневник «Мудрого родителя». Основные положения комплексной программы «Золотой ключик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры природоведческого характера"- итоговый проект на курсах повышения квалификации
СОДЕРЖАНИЕ: 1.Введение 2.Игра – ведущий вид деятельности дошкольников 3.виды игр в экологическом воспитании дошкольников - предметные игры; - дидактические игры; - сюжетно –...
Перечень программ курсов повышения квалификации пед. работникам.
Данный материал даст разъяснение пед. работникам пункта "2.3.1." экспертного заключения....
"Опыты с песком и глиной", самостоятельная работа на курсах повышения квалификации
самостоятельная работа...
Курсы повышения квалификации
курсы повышения квалификации...
Проект для защиты. Курсы повышения квалификации в АСОУ город Москва 2013.
Открытый просмотр НОД....
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ
Итоговая работа на тему: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Свидетельства о курсах повышения квалификации
Свидетельства о курсах повышения квалификации...