Предметно-развивающая музыкальная среда в ДОУ.
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Предметно-развивающая музыкальная среда.
Предметно-игровая среда дошкольного учреждения – исключительно важный компонент, способствующий развитию ребенка.
Поэтому создание предметно-развивающей среды, в частности — музыкального уголка в группе, является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создания возможности творческой самореализации детей.
В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями.
В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полка для хранения музыкальных пособий, стол со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. При желании музыкальный уголок можно отгородить ширмой, которая легко убирается.
Виды пособий:
- образные пособия;
- озвученные;
- музыкальные игрушки;
- самодельные музыкальные инструменты;
-не озвученные игрушки.
Образные пособия:
1. Портреты композиторов;
2. Картинки с изображениями музыкальных инструментов;
3. Музыкально-дидактические игры.
Неозвученные музыкальные инструменты:
Предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети фантазируя представляют себя играющими на музыкальных инструментах:
- макеты балалаек;
- макеты баянов;
- макеты дудочек
- макеты барабанов;
- неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой.
Озвученные музыкальные инструменты:
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, бубенчики);
- игрушки-инструменты издающие только один звук (свистульки, дудочки, рожки, саксофоны);
- игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, шарманки, музыкальные шкатулки);
- игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино, рояль, органолы, аккордеоны).
Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты:
Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включаться в совместную деятельность.
Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.
Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна:
- обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых.
(От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)
- Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.
- Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
- Стимулировать развитие творческих способностей.
- Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Требования к содержанию музыкально-театрального уголка.
Младшая группа
Плоскостные инструменты
Балалайка
Гармошка
Колокольчик
Барабан с одной палочкой
Погремушка
Трещотка
Кубики
Бубен
Музыкальный молоточек
Свистулька
Дудочка
Неваляшка
· образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
· атрибуты к музыкальным подвижным играм;
· флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;
· ширма настольная с перчаточными игрушками;
· магнитофон и набор программных аудиозаписей;
· поющие и двигающиеся игрушки;
· музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Музыкально-дидактические игры:
Чудесный мешочек
Птицы и птенчики
Угадай-ка
Кто в домике живет?
Подумай и отгадай
Атрибуты для сюжетных игр.
Маски
Иллюстрации
Различные виды театров
Средняя группа
Музыкальные инструменты
Труба
Металлофон
Барабан
Ложки
Гармошка
· шумовые инструменты для детского оркестра;
· книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;
· фланелеграф или магнитная доска;
· атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие;
· музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;).
· ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону);
· ширма настольная и набор игрушек;
· музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
Ø Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Музыкально-дидактические игры
Птица и птенчики;
Курицы;
Веселые дудочки;
Узнай свой инструмент.
Атрибуты для танцев и сюжетных игр
Платочки;
Флажки;
Маски;
Лесенка (3 ступеньки).
Портреты композиторов в папке (с файлами) «Наши композиторы»
Иллюстрации к музыкальным произведениям.
Различные виды театров
Старшая группа
Музыкальные инструменты
Скрипка;
Гармошка;
Триола;
Ксилофон.
(Металлофон и ксилофон принадлежат ударной группе. Основное отличие металлофона от ксилофона заключается в материале, из которого изготавливаются пластинки инструментов. Ксилофон имеет деревянные брусочки, металлофон – металлические. Отсюда и разница в звучании инструментов. Металлофон наделен более звонким и громким звуком, тогда как звучание ксилофона более тихое и приятное).
Цитра;
Трещотка;
Колокольчики.
· музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
· портреты композиторов;
· атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и другие);
· детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
· ширмы: настольная и ширма по росту детей;
· музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
· атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
· разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
· атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону: (листики, снежинки, цветы и т. д.).
Ø магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков,
картотека игр и музыкальных произведений.
Музыкально-дидактические игры
Солнышко и тучка;
Песня, танец, марш;
Выбери инструмент;
Лесенка;
Ритмические кубики;
Труба;
Ритмическое лото;
Повтори звуки;
Определи по ритму;
Волшебный волчок;
Музыкальный телефон;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов.Предметно-развивающая музыкальная среда. | 26.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая музыкальная среда.
Предметно-игровая среда дошкольного учреждения – исключительно важный компонент, способствующий развитию ребенка.
Поэтому создание предметно-развивающей среды, в частности — музыкального уголка в группе, является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создания возможности творческой самореализации детей.
В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями.
В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полка для хранения музыкальных пособий, стол со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. При желании музыкальный уголок можно отгородить ширмой, которая легко убирается.
Виды пособий:
- образные пособия;
- озвученные;
- музыкальные игрушки;
- самодельные музыкальные инструменты;
-не озвученные игрушки.
Образные пособия:
1. Портреты композиторов;
2. Картинки с изображениями музыкальных инструментов;
3. Музыкально-дидактические игры.
Неозвученные музыкальные инструменты:
Предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети фантазируя представляют себя играющими на музыкальных инструментах:
- макеты балалаек;
- макеты баянов;
- макеты дудочек
- макеты барабанов;
- неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой.
Озвученные музыкальные инструменты:
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, бубенчики);
- игрушки-инструменты издающие только один звук (свистульки, дудочки, рожки, саксофоны);
- игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, шарманки, музыкальные шкатулки);
- игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино, рояль, органолы, аккордеоны).
Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты:
Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включаться в совместную деятельность.
Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.
Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна:
- обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых.
(От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)
- Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.
- Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
- Стимулировать развитие творческих способностей.
- Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Требования к содержанию музыкально-театрального уголка.
Младшая группа
Плоскостные инструменты
Балалайка
Гармошка
Колокольчик
Барабан с одной палочкой
Погремушка
Трещотка
Кубики
Бубен
Музыкальный молоточек
Свистулька
Дудочка
Неваляшка
- образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
- атрибуты к музыкальным подвижным играм;
- флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;
- ширма настольная с перчаточными игрушками;
- магнитофон и набор программных аудиозаписей;
- поющие и двигающиеся игрушки;
- музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Музыкально-дидактические игры:
Чудесный мешочек
Птицы и птенчики
Угадай-ка
Кто в домике живет?
Подумай и отгадай
Атрибуты для сюжетных игр.
Маски
Иллюстрации
Различные виды театров
Средняя группа
Музыкальные инструменты
Труба
Металлофон
Барабан
Ложки
Гармошка
- шумовые инструменты для детского оркестра;
- книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;
- фланелеграф или магнитная доска;
- атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие;
- музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;).
- ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону);
- ширма настольная и набор игрушек;
- музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
- Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Музыкально-дидактические игры
Птица и птенчики;
Курицы;
Веселые дудочки;
Узнай свой инструмент.
Атрибуты для танцев и сюжетных игр
Платочки;
Флажки;
Маски;
Лесенка (3 ступеньки).
Портреты композиторов в папке (с файлами) «Наши композиторы»
Иллюстрации к музыкальным произведениям.
Различные виды театров
Старшая группа
Музыкальные инструменты
Скрипка;
Гармошка;
Триола;
Ксилофон.
(Металлофон и ксилофон принадлежат ударной группе. Основное отличие металлофона от ксилофона заключается в материале, из которого изготавливаются пластинки инструментов. Ксилофон имеет деревянные брусочки, металлофон – металлические. Отсюда и разница в звучании инструментов. Металлофон наделен более звонким и громким звуком, тогда как звучание ксилофона более тихое и приятное).
Цитра;
Трещотка;
Колокольчики.
- музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
- портреты композиторов;
- атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и другие);
- детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
- ширмы: настольная и ширма по росту детей;
- музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
- атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
- разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
- атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону: (листики, снежинки, цветы и т. д.).
- магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков,
картотека игр и музыкальных произведений.
Музыкально-дидактические игры
Солнышко и тучка;
Песня, танец, марш;
Выбери инструмент;
Лесенка;
Ритмические кубики;
Труба;
Ритмическое лото;
Повтори звуки;
Определи по ритму;
Волшебный волчок;
Музыкальный телефон;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о проведении смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей и игровой среды «Маленькая страна детства»
Положениео проведении смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей и игровой среды «Маленькая страна детства» среди групп МБДОУ Детский сад № 14 «Родничок» города Алатыря Чу...
Справка смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей и игровой среды
Справка по результатам смотра-конкурса по созданию предметно-развивающей и игровой среды групп МБДОУ "Детский сад "Сказка"...
"Организация предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ"
«Организация предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ» Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются...
Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ
Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...
Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»
Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...
Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...
Семинар - практикум для воспитателей "Организация музыкально – развивающей среды как составляющей предметно – развивающей среды"
Материал предназначен для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений....
- Мне нравится (1)