Общая характеристика сказкотерапевтической диагностики
материал на тему

Полякова Наталья Васильевна

Понятие сказочной диагностики.

Этапы развития сюжета сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общая характеристика сказкотерапевтической диагностики

Понятие сказочной диагностики.

Этапы развития сюжета сказки.

«Веди обычную жизнь необычным способом» — советует древняя мудрость.

Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами,

активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать

обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем

ТВОРИТЬ, становимся самыми настоящими Волшебниками! Процесс

познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге,

полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история,

передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными

образами, тайной и волшебством, — часто бывает самой короткой дорожкой,

по которой молено подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять

«законы» окружающей действительности.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты,

наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной

для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того,

работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают

личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым,

сближают родителей и детей.

Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского,

Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Бет-тельхейма, терапия историями Р.

Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц,

позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования

детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой,

психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова, Т.Д.

Зинкевич –Евстигнеевой и др.

В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше

специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов,

воспитателей, дефектологов. Появились сказкотерапевтические программы Г.

Азовцеюй, А. Лисиной, Т. Речицкой. Коллективом Института сказкотерапии

получены сведения о новых областях применения метода. Это не только

детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации

инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные

учреждения (для особо «трудных» подростков) , высшие учебные заведения.

Уникальную сказкотерапевтическую работу с онкологическими больными и

другими сложнейшими пациентами проводит Андрей ВладимировичГнездилов (в хосписе и в созданном им домашнем театре «Комтемук»). Быть

может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл

жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти

маленьким и взрослым свой Путь...

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и

развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии.

Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов

подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную

картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные

элементы.

Под сказкотерапевтической коррекцией понимается

систематическое усиление потенциальности и творческих способностей

человека, за счет которого происходит преодоление проблемных

элементов.

Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение

негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип

«расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной

форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и

предоставляется возможность проиграть, «прожить* как можно больше из

этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал

возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к

условиям окружающего мира.

Лучше всего данное достоинство сказок проиллюстрирует восточная

притча:

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали

один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя

снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я вынужден

сообщить тебе печальную весть — ты потеряешь одного за другим всех сюих

близких!" Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму

несчастного и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: "Я

счастлив сообщить тебе радостную новость — ты переживешь всех сюих

родных!" Властелин был обрадован и щедро вознаградил толкователя.

Придворные очень удивились: "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой

несчастный предшественник!" На что последовал ответ: "Мы оба одинаково

истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а КАК сказать"».

При диагностике личности с помощью сказки необходимо быть

внимательным к следующим этапам развития сюжета сказки:

1. Собирательность образов. Неопределенность места действия и

имени главного героя

"В некотором царстве, в некотором государстве"... Нам как будто дают

понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, затридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того,

насколько близко к себе нам захочется принять происходящее.

Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от

событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное

место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за

тридевять земель, чем, скажем, в город Комсомольск.

Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена главных героев

повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие

жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным

героем. Это свойство сказок не ставит детской и взрослой фантазии,

воображению никаких рамок и преград. Благодаря своей образности сказки

легко запоминаются и после окончания психологического воздействия

продолжают "жить" в повседневной жизни человека, помогая ему разбираться

в ситуациях, принимать решения.

В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые

переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь,

ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это

"закодировано" в образах сказки.

Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему

предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной

жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого —

что выбрать из одежды, до глубинного — как жить дальше. На примере судеб

сказочных героев мы можем проследить последствия того или иного

жизненного выбора человека.

Часто главный герой делает выбор, который, на первый взгляд, может

показаться неразумным Вместо того, чтобы выбрать богатство, или славу, он

выбирает дорогу, внешне связанную с потерями.

В конце сказки оказывается, что герой приобретает и богатство, и все,

что он изначально желал. А его более "умные" братья, выбравшие

альтернативные "разумные" пути, — теряют все, что имели. Похоже, что

сказка учит нас не "разумным", а каким-то другим критериям выбора. И наша

интуиция может подсказать — каким?..

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Читая

сказку, мы бессознательно выносим наиболее важный для себя. Со временем

мы меняемся и ту же самую сказку понимаем совсем иначе. При

изменяющихся условиях мы по-другому интерпретируем содержание историй,

обогащая свой прежний опыт новым восприятием. По мнению Н. Пезешкяна,

так "работает" механизм хранения в сказочных историях личного опыта. А это,

в свою очередь, делает клиента более независимым от психолога.

Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь

человеку в разные периоды жизни решать актуальные проблемы. На примере

сказки "Колобок" 3—5-летний ребенок может проследить последствия

необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте

начинается кризис "я сам", ребенок старается обходиться без помощи

родителей, идти по улице без руки взрослого, самостоятельно принимать пищуи пр.). С помощью той же сказки подросток, который исследует других людей

и их реакции по отношению к себе, узнает, какие типы людей существуют и

как можно вести себя с ними: как строить контакт с "Зайцами", "Медведями",

"Колобками" и "Лисами". Взрослый человек, постигающий смысл

происходящих вокруг него явлений, обратит внимание на причины и

следствия поступков всех героев сказки, попробует понять философскую

подоплеку сказки о Колобке...

2. Признак настоящей сказки — хороший конец. Психологическая

защищенность.

Во МНОГИХ сказках наблюдается четкое разделение добра и зла.

Читателям ясно, кто мешает жить и каким способом его можно победить

(психологам и психотерапевтам хорошо известно, какую огромную работу с

пациентом нужно провести, для того чтобы прийти к такой ясности!). Кроме

того, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно

получит по заслугам. А тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои

лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон

жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Есть сказки, в которых, как в жизни, зло выступает под маской добра, а

добрый персонаж имеет непривлекательную личину. Но в любом случае —

справедливость и добро обязательно восторжествуют. Это дает ребенку

чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все

заканчивается хорошо. Оказывается, что испытания, выпавшие на долю

героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.

Быть может, именно через сказку мы познаем подлинный смысл Добра и

Зла. Если бы не было Драконов, Кощея, Чуда-Юда, герой не стал бы сильнее,

не приобрел бы новый опыт. Через осознание необходимости и важности

испытаний мы учимся прощать своих врагов.

3. Ореол тайны и волшебства. Раскрытие потенциала

Волшебная сказка как ЖИВОЙ организм — в ней все дышит, в любой

момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень

важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок

"вживляется" в повествование. Он может идентифицировать себя не только с

главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом

развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого,

а также активизируется фантазия и интуиция. Ведь именно эта способность

человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему

ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.

Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет

ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не

бояться мечтать, строить образы будущего, Желаемого. В сказке не работает

привычная проблемная формула "Это у меня не получится", ибо все неудачи

временны и случаются от того, что не все возможности еще исследованы, не

все еще познано. И не случайно психологический прием "Что бы вы сделали,

если бы у вас была Волшебная палочка?" так эффективен даже с самыми

сложными пациентами. Таким образом, сказка раскрывает человеческуюпотенциальность. Обретая опыт решения проблем "сказочными" способами,

ребенок, подросток, взрослый переносит его на реальные ситуации.

4. Как строится сказочный сюжет

Особенно притягательными для многих детей и взрослых являются

волшебные сказки. Можно заметить, что их сюжеты отличают определенные

закономерности. Герой появляется на свет, растет в отчем доме, по различным

обстоятельствам покидает его, выбирает путь, знакомится с новыми

сказочными существами, одолевает зло, возвращается домой с победой.

Исследования по возрастной психологии, опыт Э.Эриксона убеждают в том,

что этапы развития сюжета полной волшебной сказки тесно связаны со

становлением личности человека.

Безусловно, не в каждой сказке Вы сможете найти все описываемые

здесь этапы построения сюжета. Однако "сказочное" понимание динамики

развития личности, философских вопросов, бессознательно или сознательно

решаемых человеком, поможет нам глубже познать природу человека и ее

связь со сказками.

Этапы развития сюжета сказки:

1. Происхождение главного героя. Его жизнь и развитие в отчем

доме

На этом этапе мы знакомимся с героем: узнаем, в какой семье он

родился, в какой ситуации оказался; кто родители героя и каковы

взаимоотношения между ними. Главным героем может быть человек любого

социального положения: это и царевич, и солдат, и крестьянин, и купец... В

начале сказки часто характеризуются личностные и интеллектуальные

особенности героя: он может быть умен не по годам, или "вовсе дурак". Так

или иначе, у читателя формируется предчувствие того, что главный герой

обладает какой-то "изюминкой", которая пока видна не всем, но впоследствии

станет причиной удивительных приключений.

Стремление к красоте, истине, искра Божья, "королевское начало" —

есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь, для

того чтобы уникальный индивидуальный дар был раскрыт и применен.

Этап развития в отчем доме проходит не только сказочный герой, но и

каждый человек. В психологии он называется периодом "базового доверия".

На его протяжении человек перенимает, "впитывает", познает родительский

опыт и формирует мировоззрение; накапливает информацию об ок-рркающем

Мире; аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая будет его

опорой в самостоятельной жизни. Принято считать, что период "базового

доверия" длится в среднем первые 3-4 года жизни (до момента "пробуждения"

самоосознавания). Именно в это время закладывается отношение к

окружающему миру (как доверие, открытость или же недостаточное доверие,

настороженность). Впоследствии эта базовая установка начинает играть

важнейшую роль в стратегии поведения ребенка, в развитии его ценностных

ориентации и творческих способностей. Некоторые пожилые мудрые

женщины говорят молодым: "Пока трех лет ребенку не исполнилось — ты

себе не принадлежишь. После трех — рядом с тобой уже человек". Чембольше ребенок получает от родителей и окружающих в первые годы жизни,

тем более успешным он будет, когда вырастет. С 3-4 лет начинается процесс

активной социализации маленького человека. Он познает нормы, правила,

нюансы человеческих взаимоотношений.

Прозорливые родители дают ему раннее образование. И это прекрасно,

ибо чем больше наук "впитает" в себя маленький человек, чем больше сделает

самостоятельных творческих открытий, тем больше своих дарований он

реализует, став старше.

Накопленный потенциал должен реализоваться в самостоятельной

жизни. Таков закон развития. Поэтому с 11 лет начинается процесс

постепенного "отрыва" от родителей, их правил и стиля жизни. Этот период в

науке называют "пубертатом", "подростковым кризисом". Этот этап есть и в

сказках.

2. Расставание с родным домом

В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский

дом. Расставание с отчим домом может быть добровольным и вынужденным.

Отправиться в путь героя побуждают либо обстоятельства и ситуация, либо

насущная внутренняя необходимость, потребность, желание. В сказках

наблюдается достаточно широкий диапазон причин, по которым герой

покидает родительский дом: спасение похищенной принцессы, поручение отца

или царя, изгнание, желание "других посмотреть и себя показать". К этому

моменту герой накопил уже достаточно внутренних сил для того, чтобы

действовать самостоятельно. Задача этого этапа — отделение от родительского

дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности.

Подростки решают аналогичные задачи. Примерно с 11 до 18 лет

человек находится в процессе психологического отделения от родителей. При

этом создается немало проблем у окружающих и близких, и это неудивительно

— ведь процесс выделения себя из семьи очень болезнен. Некоторым

подросткам "везет" — они имеют возможность физически покинуть

родительский дом, например, поехав учиться. А те, кто остаются вместе с

родителями, вынуждены проходить весь путь сказочного героя не выходя из

дома. Отделиться — это не значит порвать с родителями, обесценить их

жизненный опыт и методы воспитания. Отделиться — это значит принять

своих родителей такими, какие они есть, и найти свое собственное место в

жизни. Сказка учит нас тому, что процесс психологического расставания

ребенка с родителями естественен и необходим. И мудрые сказочные родители

всегда отпускают своего ребенка в его собственный путь, как бы тяжело им ни

было. К сожалению, не всегда реальные родители "отпускают" своих детей.

Есть семьи, где контролируют и опекают уже взрослых сыновей и дочерей,

создавая почву для семейных конфликтов. Таким образом, сказка учит не

только детей, но и родителей (настоящих и будущих) одному из базовых

законов жизни: "Дети принадлежат Миру, но не родителям".

Отделяясь от родителей, лишаясь их поддержки, сказочный герой, как и

реальный человек, может рассчитывать только на самого себя. Какую он

дорогу выберет, каким будет его путь — это темы следующего этапа сказки ижизни.

3. Выбор пути. Проверка на "доброе сердце". Встреча с будущими

помощниками

"Выехал Иван-Царевич на дорогу (покинув отчий дом), остановился и

думает — куда дальше путь держать". На предыдущем этапе герой принял

первое важное решение в своей жизни — действовать самостоятельно. Теперь,

когда он один, — перед ним встает еще более сложная и важная задача —

какой выбрать путь. Часто в сказках на этом этапе герой приезжает на

Распутье. Перед ним три дороги, и вся его жизнь зависит от того выбора,

который он сейчас сделает. Как правило, главный герой выбирает самый

трудный (на первый взгляд) путь, но именно он приводит героя к успеху. Здесь

происходит проверка на силу духа, искушение: ведь есть пути, которые сулят

быструю выгоду. Если у главного героя есть братья, они, кшс правило,

выбирают пути полегче, однако не достигают намеченной цели.

Герой делает свой выбор в соответствии с той целью, ради которой он

покинул родительский дом. Внутреннее ощущение, интуиция подсказывают

ему правильный выбор. И вот он сделан. Следуя по выбранной дороге, герой

встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Он может

пройти мимо, сославшись на то, что это отвлекает его от главной цели, — так

и делают некоторые второстепенные герои сказки. Однако герой всегда

оказывает помощь попавшим в беду, зачастую показывая отсутствие

прагматизма. Эти ситуации — проверка на "доброе сердце". Каждое доброе

дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей и

помощников. Сказка учит — как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Сделав доброе дело, герой не сразу получает ответную услугу. Часто

помощь приходит в тот момент, когда он не может надеяться только на свои

силы. Здесь урок сказки — отсроченная услуга. Есть старая английская

пословица: "Хлеб, пущенный по реке, приплывет к тебе дважды". Наверное,

дорогой читатель, Вы не раз в своей жизни помогали другим, а те забывали о

Вашей помощи. Не печальтесь — добро возвращается, правда, не сразу, а

тогда, когда это особенно необходимо, и, быть может, даже из других рук...

Быть может, оно вернется тогда, когда Вы его не ясдете, но Вам очень нужна

помощь.

Цтак, герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь

и приобретает себе верных помощников. Они появятся в самый нужный

момент, когда герой не сможет справиться с ситуацией сам.

В жизни человека — это этап осознания смысла существования и поиска

своего места в жизни. Обычно этот период начинается перед окончанием

школы. После окончания школы меняется окружение. В техникумах,

институтах, на работе появляются новые друзья, новые планы. Меняется стиль

жизни. С этим периодом связаны три важнейшие психологические задачи,

которые сознательно или бессознательно решает для себя молодой человек:

1. Принятие самого себя — я такой, какой я есть: у меня есть

положительные и отрицательные черты, потенциал и ограничения.

2. Принятие своего пути — я совершаю свой собственный путь,который я для себя выбрал.

3. Принятие ответственности за свой выбор и действия — "я несу

ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной".

В это время молодой человек реально соприкасается со взрослой

жизнью. Сначала его может опьянить "воздух свободы" — он чувствует себя

взрослым и свободным, он уже больше не обязан делать все так, как считают

родители. Он получает реальную возможность строить свою жизнь, как он

считает нужным; он может найти в себе новые, нераскрытые ранее

способности ("внутренние помощники"); он приобретает опыт решения

необычных для себя ситуаций, и близких по духу друзей. Однако любая

ошибка в выборе своего пути, искушения и соблазны могут стоить молодому

человеку (так же как и сказочным героям) очень дорого. Поэтому на этом этапе

развития личности человека встает вопрос о доверии тому, что человек считает

правильным для себя — вопрос о Совести, — о том стержне, внутреннем

голосе, индикаторе, который позволяет совершать или не совершать те или

иные поступки.

4. Борьба и победа

Это кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в

борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба-Яга,

Колдунья, Ворон Воронович и др.). Бывает, что герой не с первого раза

побеждает противника;

иногда он прибегает к хитрости или к помощи других персонажей

сказки. Так или иначе, сказочный герой побеждает. При этом он приобретает

не только то, за чем он шел (освобожденную принцессу, славу, волшебные

предметы и пр.), но и нечто, о чем он раньше не* знал; посошок-перышко,

волшебный ларец или перстень Неожиданно приобретенные предметы, как

правило, обладают большой силой. Такая ситуация встречается не в каждой

сказке, но, тем не менее, она очень важна.

Посошок-перышко, волшебный перстень и другие вещи — раньше

служили злому персонажу, а после его гибели достались главному герою.

Победитель забирает силу побежденного. Герой, побеждая самостоятельно

зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт.

"Борьбу со злом" можно найти и в реальной жизни человека. Бывают

моменты, когда человек ощущает, что в его жизни что-то происходит не так:

то, что раньше казалось правильным — подвергается сомнению; что раньше

было желанным — не приносит удовольствия. И тогда человек понимает, что

изменения в жизни необходимы. И когда к нам приходит осознание того, что и

как нужно изменить, тогда, на сказочном языке, мы отрубаем последнюю

голову дракону.

Борьба со злом бывает и внешней. Нередко человеку приходится

противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя,

борющегося с Драконом. Побеждая физически или духовно, человек

становится сильнее и мудрее.

На семинарах по сказкотерапии я часто задаю детям, подросткам,

взрослым вопрос: "А что было бы, если б в сказке были одни положительныегерои?" В большинстве случаев я получаю ответ: "А сказки и не было бы.

Стало б скучно". А в жизни?.. Помните, в замечательном романе М.Булгакова

"Мастер и Маргарита" Воланд говорит Левию Матвею: "Не будешь ли ты так

добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не

существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь

тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают

тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной

шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии

наслаждаться голым светом?"

Карл Густав Юнг ввел понятия "Персона" и "Тень". Под "Персоной"

подразумевается совокупность социально приемлемых, "хороших" качеств;

образ, который мы представляем миру: социальные роли, стиль одежды, стиль

самовыражения. Д.1Шрп отмечает, что «мы регулярно буквально закрываем

"грудью" Персоны свои неполноценности, поскольку не любим, чтобы наша

слабость была видна». Персона цивилизована, но полная идентификация себя

с ней сулит немалые психические проблемы, ибо игнорируется другая сторона

нашей личности, а именно — Тень. Под "Тенью" понимается центр личного

бессознательного, совокупность вытесняемых качеств, тенденций, желаний.

По словам Д. Шарпа, "Тень, в своем потенциале, одновременно и

созидательна, и разрушительна: созидательна в том, что она представляет

аспекты человека, похороненные в нем, но которые могут быть еще

реализованы; разрушительна в том смысле, что ее ценностная система и

мотивации имеют тенденцию подрывать или нарушать у человека

сознательный образ самого себя". Соответственно, Тень менее цивилизована,

более примитивна, не связана правилами приличия. Тень и Персона

взаимодополняют друг друга, описывая полярные ипостаси одних и тех же

процессов. В литературе известно немало произведений, образно

описывающих взаимоотношения Персоны и Тени как недостаточное принятие

и войну. Отражен этот важнейший момент психической жизни человека и в

сказках именно на этапе "Борьба и победа". Герой ("Персона") побеждает в

сложнейшем поединке Дракона, Кощея, Ворона Вороновича, Чудо-Юдо

("Тень"). На психологическом языке это означает победу созидательного

начала человека над разрушительными тенденциями, живущими внутри

каждой личности. Однако в Тени, как в нереализованном потенциале, есть

скрытые силы, которые можно направить на созидание. Наверное, поэтому во

многих сказках, одерживая победу, герой получает некоторый волшебный

предмет, ранее принадлежавший злому персонажу. Сила Тени перешла к

Персоне.

5. Возвращение домой. Трудности в пути

Оказывается, что победа над злом не означает конца испытаний. Наш

герой показал миру свою силу, утвердил себя и, кажется, мог бы уже "почивать

на лаврах". Но не тут-то было. Оказывается, побеждено лишь явное зло. А

сколько еще зла "замаскировалось" в людях, которым герой доверяет! Как

только герой чуть расслабляется, теряет бдительность, завистливые братья или

"друзья" предают его или убивают. Как тут не вспомнить поговорку "Страшнеевраги не явные, а скрытые, не внешние, а внутренние".

На этом этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он должен

уже с позиции приобретенного им опыта, с использованием возможностей

волшебных предметов. Действуя так, будто он только что вышел из

родительского дома, герой погибает. Убегая от погони, необходимо

воспользоваться волшебным платком и гребешком. Поднимаясь из-под земли,

важно использовать волшебный перстень (который может исполнить любое

желание), а не прибегать (по старой памяти) к услугам братьев. Героя

проверяют на то, как он будет действовать в изменившихся условиях; сможет

ли он по-новому, творчески подходить к решению кажущихся простыми задач.

Герой перешел на более высокий уровень развития и возможностей, и

наивно было бы полагать, что это не вызовет зависти даже самых близких

людей. "Будь бдительным — основное зло не открыто, а скрыто; оно

появляется тогда, когда ты расслаблен и меньше всего его ожидаешь".

Мудрость сказки заключается в том, чтобы на примере главного героя нам,

читателям, дать понять, что достигнутая цель, результат — еще не конец пути,

а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении.

Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а

умение все это правильно и вовремя применить в изменившихся условиях.

В некоторых сказках на этом этапе герой рождается заново. Добрые

сказочные существа омывают его "мертвой" и "живой" водой. На

психологическом языке мы можем это прочитать

так: "мертвая вода" смывает детские иллюзии, инфантилизм,

неуместную доверчивость, а "живая вода" раскрывает творческие потенциалы,

силу мудрости, дальновидность. После этого герой может победить не только

внешних врагов, но и самых опасных — внутренних.

"Так как же, — спросит читатель, — никому не доверять, никогда не

расслабляться, никому не варить? Мы же только что говорили о доверии к

Миру!" Наверное, лучше всего на этот вопрос ответит мудрая восточная

притча:

«Верующие стекались толпами, чтобы услышать слова пророка

Мухаммеда. Один человек слушал особенно внимательно и благоговейно,

истово молился и расстался с пророком только тогда, когда наступил вечер.

Не прошло и минуты, как он снова опрометью примчался на прежнее

место и возопил прерьшающимся голосом: "О господин! Сегодня утром я

приехал на верблюде, чтобы послушать тебя, пророка Бога. А теперь верблюда

нет там, где я его оставил. Его нет нигде. Я был послушен тебе, внимал

каждому твоему слову и верил во всемогущество Бога. А теперь, о мой

господин, верблюд пропал. Это ли божественная справедливость? Это ли

вознаграждение за мою веру? Это ли благодарность за мои молитвы?"

Мухаммед выслушал эти слова, полные отчаянья, и ответил с добродушной

улыбкой: "Верь в Бога, однако прочно привязывай своего верблюда"...»

6. Прибытие домой

И вот, наконец, все трудности позади, на пригорке показался отчий дом.

Герой так давно ждал этого момента. Однако дома многое изменилось: понавету братьев, нашего героя считают подлецом или погибшим; его невеста

собирается выходить замуж за другого. Часто ему приходится скрывать свой

приезд и прибегать к хитрости; или же проходить дополнительные испытания

(купаться в горячем молоке, например). Но наш герой уже сталкивался со

скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он мудр и осторожен. Используя

весь опыт пройденного пути, прибегая к помощи верных товарищей, он

проходит последние испытания и восстанавливает справедливость. Таким

образом, путеводная ниточка сказочного сюжета

привела нас в то место, с которого все начиналось. На психологическом

языке символический смысл этого этапа — принятие своего раннего (детского)

опыта, воссоединение со своими корнями, родом, который в дальнейшем будет

служить взрослому человеку опорой в жизни. Однако для того, чтобы близкие

люди прочувствовали изменившееся внутреннее содержание человека, ему

придется изменить свой внешний образ. Говоря сказочным языком,

"искупаться в горячем молоке и студеной воде" и выйти таким пригожим, "что

ни в сказке сказать, ни пером описать". На этом этапе происходит

окончательная трансформация героя, переход его на качественно новый

уровень развития.

7. Свадьба. Коронование

Только теперь герой может праздновать свою победу. "Искра Божья",

"королевское начало", потенциал героя раскрыт и предметно воплощен. В

связи с этим он приобретает качественно новый социальный статус:

становится мужем и монархом А это, безусловно, предполагает и большую

ответственность. Но наш герой к этому готов. С честью выдержав все

испытания, он способен мудро править и своей страной, и своей жизнью.

Наверное, читая эти строки, Вы нашли много общего между сказкой и

процессом инициации, посвящением человека во взрослую жизнь.

Часто сказки заканчиваются свадьбой. На психологическом языке образ

свадьбы может отражать завершенность процесса, воссоединение мужского и

женского начала в человеке (инь и янь), восстановление целостности.

Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку

неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни, на

разных витках спирали развития...

Контрольные вопросы и задания:

1. Что понимается под психодиагностикой с помощью «сказочных»

приемов?

2. Охарактеризуйте этапы развития сюжета сказки.

Использованная литература:

1. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя.- М., 1996.

2. Гнездилов А.В. Путь на Голгофу. -СПб., 1995.3. Зинкевич-Евстигнеева. Путь к волшебству. Теория и практика

сказкотерапии.- СПб., 1998

4. Международная научная школа Универсологии Челябинское региональное

отделение Российской Академии управления, межсистемного

прогнозирования и кардинальной психологии Культурно-просветительский

оздоровительный центр «Модель успеха».

5. Миле Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего

ребенка. -М., 1996.

6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. -ЛГУ, 1986.

7. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. -СПб., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика нравственного воспитания в детском саду

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие де...

Общая характеристика дошкольников

От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»,...

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлен перечень программ для детей дошкольного возраста....

общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринно...

Общая характеристика развития здорового ребенка второго года жизни.

Второй год жизни ребенка - это перемены, новый опыт, стремительное развитие. Что может делать малыш,  чему может научиться? О достижениях детей второго года жизни, сенсорном и речевом развит...

Диагностика готовности к школе - общая характеристика

Диагностика готовности к школе - общая характеристика  План   1. Проблемы и подходы в решении проблемы. 2. Тест Йирасека-Керна. 3. Критерии готовности и школьному об...

Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии

В своей практике я неоднократно сталкиваюсь с вопросами родителей: "Что такое дизартрия?", "Что такое дислалия?", "Чем отличаются между собой дизартрия и дислалия?". Диза...