Диагностика готовности к школе - общая характеристика
План
1. Проблемы и подходы в решении проблемы.
2. Тест Йирасека-Керна.
3. Критерии готовности и школьному обучению Б.Д. Эльконина.
Определение значений такой переменной, как «готовность к школе» становится актуальным в тех ситуациях, когда имеет место многовариантность обучения, когда возникают вопросы: брать ребенка в школу или нет, а если брать, то по какой программе обучать.
В решении вопросов готовности к школе можно выделить два подхода: педагогический и психологический. Сторонники первого подхода определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: считать, читать, писать и т.п. Подобный подход ориентирован лишь на отбор и не позволяет ответить на вопрос, по какой программе обучать дошкольника. Кроме того, в рамках подхода не решаются вопросы актуального и потенциального развития ребенка, прогноза качества, темпа, индивидуальных особенностей и т.п.
В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями общего психологического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдается широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики. Например, значительно распространено мнение, что готовность к школе определяется значением показателя психической зрелости ребенка. При этом психическая зрелость рассматривается как необходимая степень развитости отдельных психических функций типа эмоциональных, интеллектуальных, социальных и т.п.
Возможны и подходы, являющиеся комбинацией педагогического и психологического подходов. Так, например, согласно А. Анастази, готовность к обучению в школе «...в сущности означает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального освоения школьной программы поведенческими характеристиками». В рамках подобного подхода диагностируются навыки и способности, играющие важную роль при обучении чтению, числовым представлениям, письму. Примерами диагностируемых психических функций могут являться: способность к зрительным и слуховым различиям; сенсомоторный контроль; понимание на слух; словарный запас; количественные понятия и общая осведомленность.
В подходе, ориентированном на диагностику школьной зрелости, выделяют следующие сферы и признаки:
1. Эмоциональная - проявляется в хорошей эмоциональной устойчивости и использовании эмоциональной емкости при мотивировании школьных занятий;
2. Интеллектуальная - проявляется в дифференцированности восприятия (перцептивная зрелость), преднамеренной концентрации внимания, аналитическом мышлении (способности постигать существенные признаки и связи между различными явлениями, воспроизводить образец), логическом запоминании, рациональном отношении к действительности (относительное ослабление значения фантазии), интересе к новым знаниям, овладении на слух разговорной речью, способности понимания и применении символов, зрительно- двигательной координации;
3. Социальная - проявляется в потребности общаться с другими детьми, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности выполнять роль школьника в ситуациях школьного обучения.
Указанный подход был реализован в тесте Йирасека-Керна, который состоит из 4-х заданий (субтестов):
1. рисование мужской фигуры;
2. копирование предложения;
3. срисовывание группы точек.
Выполнение этих трех заданий требует развитости тонкой моторики рук, а также скоординированности зрительного восприятия и движения рук. Первый субтест проводит ориентировочную оценку общего уровня умственного развития. Второй и третий субтесты диагностируют способность ребенка прилагать волевые усилия для выполнения малоинтересного задания, усидчивость, понимание принципа “ подражание образцу и овладение им;
4. вербальное мышление. Этот субтест состоит из 20 вопросов и позволяет диагностировать сформированность умственных операций (типа: сравнение по основным признакам, установление аналогий, постижение цели).
В отечественной психологии предпринята попытка качественно нового подхода диагностики возрастных особенностей развития. Еще Л.С. Выготский указал, что обучение начинается тогда, когда соответствующие психологические функции только начинают свой первый и основной цикл развития. В рамках указанного подхода психологические особенности каждого возрастного периода определяются путем оценки сформированности основных характеристик ведущей деятельности ребенка. В рамках концепции ведущей деятельности были разработаны различные подходы к определению психологической готовности к школе.
Если во главу угла ставить будущую учебную деятельность то необходимо учитывать другой спектр психических переменных. Следует учитывать также, что рассматриваемый возраст является критическим м поэтому необходима диагностика степени сформированности новообразований как прошедшего возрастного периода (старшего дошкольного возраста), так и будущего (младшего школьного возраста). Поэтому Б.Д. Эльконин предлагает в качестве основных критериев готовности к школьному обучению использовать:
1. Сформированность игровой деятельности, которая проявляется:
а) в способности к переносу значений с одного предмета на другой;
б) в умении соотносить роль и правило;
в) в умении подчиниться открытому правилу игры;
в) в высоком уровне развития наглядно- образного мышления;
д) в использовании символических средств;
е) в высоком уровне развития общих представлений.
2. Наличие зачатков новообразований, характеристик для учебной деятельности.
Перечисленные аспекты готовности к школе диагностируются с помощью комплекса методик, разработанных временным исследовательским коллективом. Этот комплекс включает следующие методики диагностики:
1) Ориентировка в окружающем, запас знаний, отношение к школе. Подводится в форме беседы и включает оценку ответов ребенка на 11 вопросов (Как тебя зовут? Чем отличается день от ночи? Хочешь ли идти в школу? и т.п.).
2) Умственное и речевое развитие. Включает диагностику:
а) мышления и речи(понимание грамматический конструкций, выполнение словесных поручений, изменение существительного по числу, рассказ по картинкам); б) образный представлений (собирание разрезанных картинок, рисунок человека); в) умения анализировать образец; г) одномоментного восприятия количества.
2) развитие движений. Этот набор методик позволяет оценить развитие мелких и крупных движений
Результаты обследования позволяют оценить уровень готовности ребенка к школе.
В заключение следует отметить, что многообразие подходов к диагностике готовности к школе обусловлено многоплановостью самой готовности, недостаточной разработанностью этой проблематики. С точки зрения психологии, ядром такой готовности является психологическая готовность.