Общая характеристика дошкольников
план-конспект урока по теме
От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», -- писал
В.А. Сухомлинский , обращаясь к родителям и педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для родитетей и педагогов | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Ребенка можно сравнить с нежным бутоном, в котором уже присутствуют все характерные качества будущего цветка. Но возможность его раскрытия во многом зависит от ухода и любви садовника. Таким «садовником» выступает взрослый, находящийся рядом с ребенком, воспитывающий его в первые годы жизни.
« От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», -- писал
В.А. Сухомлинский , обращаясь к родителям и педагогам.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В деятельности формируются новые психические новообразования и она создает зону ближайшего развития ребенка. Для детей с нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности в основном в исполнительной ее части, т.к. двигательная сфера детей с нарушениями зрения является наиболее близкой к дефекту и его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим образом.
Отмечается также замедленный темп формирования предметных действий, трудности переноса их в самостоятельную деятельность, наблюдается расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом. Это меняет мотивационно—потребностные сферы ведущей детской деятельности –игровой –затягивается во времени и характеризуется бедностью сюжета и содержания игры, схематизмом игровых и практических действий.
Длительно и сложно формируется и учебная деятельность.
ВНИМАНИЕ.
Сокрашение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия сказывается на темпе переключения внимания; неполнота и фрагментарность образов – на снижение объема, устойчивости внимания, т.е. практически все качества внимания, такие как :
активность ( произвольно и непроизвольное внимание) , направленность (внешнее и внутреннее) , его широту ( объем , распределение) , переключение ( трудное , легкое ) , интенсивность , сосредоточенность (высокая , низкая ) , устойчивость ( устойчивое или неустойчивое ) также оказывается под влиянием нарушения зрения.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы , глубины и характера поражения зрения.
Искаженное сенсорное отражение признаков предметов и изображений влияет на формирование зрительных образов и опознавательный этап восприятия.
Нарушение механизмов восприятия , в свою очередь , сказывается на развитии несенсорных психических функций : наблюдается более позднее , чем в норме , формирование операций анализа , синтеза , обобщения и категоризации.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.
Процесс отражения пространства и ориентировка в нем у дошкольников происходит от диффузного , нерасчлененного восприятия с выделением отдельных объектов вне пространственных связей к постепенному вычленению , а затем и интегрированию , сближению рядом находящихся , и далее целостному дискретно-непрерывному пониманию пространства . в развитии пространственных представлений у нормально видящих детей дошкольного возраста лежит непосредственный практический опыт. От того , насколько точно воспринимает ребенок окружающий мир , как он в нем действует , зависит точность и адекватность его представлений об окружающем мире. Ограничение потока информации , поступающего через поврежденный зрительный анализатор , побуждает ребенка приобретать этот опыт на основе действия других анализаторов. Однако этого оказывается недостаточно , так как роль зрения в восприятии пространства является главенствующей. Особая роль зрения проявляется в выделении монокулярных ( линейная перспектива , величина предметов ) и бинокулярных ( удаленность , стереоскопия , объемность пространства , местоположение объекта ) признаков пространства. Таким образом , несовершенное зрение ребенка ограничивает возможность выделять все признаки и свойства предметов , величину . объем , протяженность и расстояние между ними и создает определенные трудности развития представлений о пространстве и ориентировки в нем.
Страдает и словесная пространственная ориентировка из-за специфического развития речи ребенка-дошкольника с нарушением зрения. Становление речи зрячих детей и детей с нарушением зрения осуществляется принципиально одинаково. Речь развивается и усваивается в ходе специфической человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности . но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития . нарушается словарно-семантическая сторона речи . появляется «формализм» накопления значительного количества слов . не связанных с конкретным содержанием.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неречевых средств общения : мимики , пантомимики , интонации , поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и не позволяют в достаточной степени судить о состоянии человека , его отношении к собеседнику и обсуждаемой теме.
ПАМЯТЬ.
Развитие памяти ребенка с нарушениями зрения происходит по тем же законам , что и у нормально видящего ребенка , и базируется на становлении процессов запоминания , узнавания и воспроизведения. Однако имеются и известные трудности в процессе формирования памяти . в частности в области запоминания ( осмысленного и механического . произвольного и непроизвольного ). Корни этого надо искать в физиологическом механизме процессов запоминания. Дефекты зрительного анализатора нарушают соотношение основных процессов – возбуждения и торможения , отрицательно влияют на скорость запоминания. Как следствие наблюдается замедленное по сравнению с нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок , что выражается в необходимости большего количества подкреплений ; также отмечается недостаточная осмысленность запоминаемого материала и быстрое забывание усвоенного материала.
Правильность узнавания объектов затруднена , поскольку узнавание как деятельность . в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия , зависит от того , насколько полно и точно был воспринят объект . от того . какие – существенные или несущественные – свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются.
Воспроизведение в отличие от узнавания предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. У ребенка при нарушениях зрения наблюдается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала , так как на его качестве сказываются в полной мере недостатки запоминания и сохранение материала.
СОПУТСТВУЮЩИЕ ДЕФЕКТЫ.
Нарушениям зрительного анализатора часто сопутствуют и другие дефекты : нарушения речи , опорно-двигательного аппарата . задержки психического и физического развития , остаточные явления органических поражений ЦНС , энцефалопатия , неврозоподобные состояния , гидроцефалия и другие , которые вносят свои особенности в процесс психического развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"
Презентация к вопросу педагогического совета "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...
Памятка "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"
Памятка для педагогов "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...
Памятка "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"
Памятка для педагогов "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...
Доклад на тему "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"
Доклад к вопросу педагогического совета на тему "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...
Общая характеристика речи младшего дошкольника
Общая характеристика речи младшего дошкольника...
Статья "Общая характеристика пространственных представлений, формируемых у дошкольников"
Общая характеристика пространственных представлений, формируемых у дошкольников...
Общая характеристика влияния игровых упражнений с мячом на развитие физических и эмоциональных качеств дошкольников.
В дошкольном возрасте большое положительное влияние в развитии двигательной деятельности занимают игры с мячом. Играм с мячом отводится особая роль. В данной статье дана общая характеристика воз...