Цикл интегрированных занятий по художественно-эстетическому развитию.Сказка А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Интегрированная ОД по художественно-эстетическому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_modestova.docx | 116.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл интегрированных занятий по художественно-эстетическому развитию.
Сказка А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Основные задачи занятий:
- Познакомить детей со сказкой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», ее особенностями (многообразием образов, стихотворной формой и пр.) и музыкой оперы М.И. Глинки.
- Учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций), мотивы поступков, особенности взаимоотношений.
- Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в поэме и в опере.
Занятие 1
Воспитатель читает вступление и предлагает детям послушать увертюру к опере. Затем активизирует творческое воображение детей при помощи вопросов:
1. Как вы думаете, о чем сказка, которую мы будем читать и слушать сейчас?
2. Кто ее герои?
- Почему она представляется нам героической поэмой?
- Борьба каких героев описана в музыке?
5. За что они сражаются? (И т.д.)
(Ответы детей.)
Воспитатель.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана.
В своих хоромах князь киевский Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и славного витязя Руслана. Среди гостей присутствует вещий певец Баян.
Слилися речи в шум невнятный:
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна.
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана.
И Лелем свитый им венец.
Звучит песня Баяна «Дела давно минувших дней».
Воспитатель.
Баян в своей песне предрекает новобрачным Руслану и Людмиле разлуку и опасные приключения.
Как вы думаете, какие? Что ждет наших героев впереди? (Ответы детей.)
Но не все гости рады свадьбе дочери киевского князя Людмилы с витязем Русланом. Например, три неудачливых соперника Руслана: Рагдай, Фарлаф и Ратмир.
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые,
И брашна неприятны им;
Не слышат вещего Баяна,
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана;
Вопросы воспитателя.
- Какое настроение у Рагдая, Фар-лафа и Ратмира?
- Как мы догадались об этом?
- Как вы думаете, почему Людмила выбрала Руслана?
Для лучшего восприятия образов главных героев поэмы следует использовать иллюстрации, рассматривать их с детьми по ходу чтения и слушания музыки. Можно предложить детям самостоятельно угадать, кто есть кто на иллюстрациях: где изображен Руслан, а где Рагдай, Фарлаф и Ратмир, где Людмила, а где Наина, Черномор и т.д.
Воспитатель.
Людмила клянется в любви и верности Руслану, утешает Фарлафа и Ратмира.
Звучит каватина Людмилы.
Музыкальный руководитель.
Посмотрите, какой звонкий и красивый голос у Людмилы, как она очаровательна! Она не забыла обратиться ко всем: и к отцу, и к соперникам Руслана, и к своему возлюбленному. Какой вы ее представляете? Давайте попробуем описать нашу Людмилу. А может быть, кто-то хочет изобразить ее под музыку?
Дети отвечают на вопросы, изображают Людмилу.
Воспитатель.
Вдруг гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом все смерклось, все дрожит,
И замерла душа в Руслане...
Все смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный;
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной...
Звучит отрывок из оперы «Удары грома».
Здесь необходимо сделать логическую паузу. Можно предложить детям продолжить этот отрывок, задать им вопросы: что дальше напишет А. С. Пушкин? Что будет, когда дым исчезнет и все прояснится?
Воспитатель.
И снова терем пуст и тих;
Встает испуганный жених,
С лица катится пот остылый;
Трепеща, хладною рукой
Он вопрошает мрак немой...
О горе: нет подруги милой!
Людмила похищена. Разгневавшись на Руслана, не сумевшего защитить жену, великий князь обещает отдать Людмилу в жены тому, кто ее сможет найти. Отвергнутые ранее Людмилой Фарлаф и Ратмир обещают вернуть ее. Опечаленный Руслан также собирается на поиски. Выезжают они вместе, а затем на пересечении дорог разъезжаются. Каждый выбирает свой путь...
Занятие 2
Занятие начинается с воспоминаний о том, что дети узнали, слушая поэму А. С. Пушкина. Воспитатель предлагает прослушать коротенькие музыкальные зарисовки, с которыми дети познакомились на первом занятии, и угадать, каких героев изображает музыка, о чем она повествует. Используйте для этого картинки или иллюстрации к поэме.
Воспитатель.
Странствия привели Руслана к пещере, где живет добрый волшебник Финн, который поведал витязю, что Людмилу похитил злой волшебник Черномор. Финн предсказывает Руслану победу над Черномором и рассказывает ему историю своей жизни.
Давайте сначала послушаем эту историю, как ее описал в музыке М.И. Глинка.
Звучит баллада Финна.
Музыкальный руководитель.
Какое настроение у этой истории? Почему вы так думаете? Какие чувства переживает Финн? Как вы думаете, что случилось с ним? (Ответы детей.)
Воспитатель.
Оказывается, еще будучи молодым пастухом Финн полюбил красавицу Наину, которая отвергла его чувства. Только став волшебником, Финн колдовством влюбил Наину в себя, но за это время она постарела, и сам Финн отказался от нее. И теперь Наина будет мешать Финну и Руслану спасать Людмилу, потому что не может забыть своей обиды.
В это время Наина встречается с Фарлафом, который боится сражаться с Черномором, он испуган. Она уговаривает Фарлафа вернуться домой, обещает сделать его спасителем Людмилы при помощи злых чар и колдовства.
Последуй моему совету,
Ступай тихохонько назад.
Под Киевом, в уединенье,
В своем наследственном селенье
Останься лучше без забот:
От нас Людмила не уйдет.
Фарлаф торжествует.
Звучит рондо Фарлафа.
Музыкальный руководитель.
Каким, ребята, вам представляется Фарлаф? Почему вы так думаете? [Ответы детей.) Может быть, кто-то хочет изобразить его? Например, до встречи с Наиной и после. Сначала он трусливый, всего боится, а потом, получив обещание стать спасителем Людмилы, торжествует, чувствует себя победителем. (Разыгрывание импровизации.)
А Руслан продолжает свой путь дальше. Как вы думаете, ребята, ему страшно? Почему? Что ведет витязя к Людмиле? Почему он не боится, как Фарлаф? (Ответы детей.)
Поиски приводят Руслана на поле, усыпанное костями павших воинов и оружием.
Он видит старой битвы поле.
Вдали все пусто; здесь и там
Желтеют кости; по холмам
Разбросаны колчаны, латы;
Где сбруя, где заржавый щит...
Руслан пытается подобрать для себя оружие: нашел шлем, кольчугу, щит, звонкий рог, но никак не может найти меч по руке. Как вы думаете, зачем Руслану эти предметы? Для чего он их ищет на поле брани? Разве Черномор большой и сильный? Он же старик с длинной бородой, маленького роста, карлик. (Рассматривают изображение Черномора) А какой Черномор, чем он опасен для Руслана? В чем его сила? Как вы думаете, как Руслан будет сражаться с Черномором? Какой бы совет вы дали Руслану, чтобы он победил Черномора? (Ответы детей.)
Одновременно воспитатель объясняет или показывает детям (с помощью фото, видео, слайдов, иллюстраций, копий предметов), что такое шлем, кольчуга, щит, рог, зачем они нужны воину, каково их назначение. Обязательно следует поинтересоваться у детей, знакомы ли им эти предметы, когда они сталкивались с ними, где, чем они запомнились им.
Звучит ария Руслана.
Музыкальный руководитель.
Давайте попробуем представить, как выглядит Руслан, как он ходит. Почему музыка такая грустная, даже трагическая, как вы думаете? (Ответы детей.) Вот он нашел кольчугу, шлем, надел их, вот звонкий рог, а меч никак найти не может: один мал, второй велик, третий сломан... О чем думает наш витязь? Ему весело или грустно? Почему? (Ответы детей.) Давайте попробуем изобразить поле с погибшими воинами и то, как Руслан бродит по полю, как ему грустно, как он находит для себя воинские доспехи.
Дети выполняют задание.
Воспитатель.
Вдруг Руслан замечает холм. Туман рассеивается, и перед Русланом возникает... Как вы думаете, что? Кого изобразил А. С. Пушкин на пути Руслана? Давайте подумаем, вообразим, что же это может быть? (Ответы детей.)
Перед Русланом возникает огромная живая голова (показывает соответствующую иллюстрацию).
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной.
А вот как голова описана в опере М.И. Глинки.
Звучит фрагмент оперы.
Музыкальный руководитель.
Голова просыпается и начинает дуть на Руслана, поднимая бурю. Руслан поражает копьем Голову и обнаруживает спрятанный под ней меч. Он подбирает меч, и тут Голова просит у него пощады и рассказывает витязю свою историю. Звучит рассказ Головы.
И я был витязь удалой!
В кровавых битвах супостата
Себе я равного не зрел;
Счастлив, когда бы не имел
Соперником меньшого брата!
Коварный, злобный Черномор,
Ты, ты всех бед моих виною!
Как мы услышали, младший брат Головы — Черномор, который и погубил когда-то удалого витязя, обезглавив его. Голова просит отомстить за нее и раскрывает тайну Черномора: вся сила злого колдуна скрывается в его длинной бороде, без нее он немощный старик.
Завершить занятие можно рисованием Головы или, учитывая разные интересы мальчиков и девочек, предложить одним нарисовать доспехи Руслана, меч, щит, рог, а другим — свадебный наряд Людмилы или красавицу Наину, когда в нее был влюблен Финн. Может, кто-то из детей захочет изобразить Фарлафа.
Занятие 3
Воспитатель.
А что же происходит с другим соперником Руслана, Ратмиром? Он, так же как и Фарлаф, встретился с Наиной. Кто такая Наина, давайте все вместе вспомним. Ратмир в поисках Людмилы приходит к замку Наины и слышит голоса поющих дев.
Он на долину выезжает
И видит: замок на скалах
Зубчаты стены возвышает;
Чернеют башни на углах;
И дева по стене высокой,
Как в море лебедь одинокий,
Идет, зарей освещена;
И девы песнь едва слышна
Долины в тишине глубокой.
Звучит персидский хор.
Воспитатель.
Вам понравилось пение девушек? Какое настроение царит в замке у Наины? Как мы это услышали и поняли? Давайте опишем словами этот замок, представим, что там происходит. Пофантазируем, откуда появились в замке девушки и что их ожидает? (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель.
В этом замке томится и возлюбленная Ратмира, красавица Гбрислава. Давайте послушаем ее песню.
Звучит каватина Гориславы.
Музыкальный руководитель обсуждает с детьми образ Гориславы, созданный в музыке, характер ее пения, страдания, побуждает детей создать словесный портрет девушки.
Музыкальный руководитель.
Но Ратмир не замечает Гориславу. В этот же замок попадает и Руслан. Наина околдовывает витязей своими чарами, и они не могут покинуть замок. Но их спасает Финн, который разрушает злое коварство Наины. Вырвавшись из замка, Руслан продолжает поиски Людмилы, а Ратмир, вновь полюбивший Гориславу, остается с ней в маленьком домике на берегу реки. Они счастливы.
Сколько же соперников осталось у Руслана, ребята? Кто он? Давайте вспомним, что делает все это время Фарлаф? (Ответы детей.)
Воспитатель. Все это время Людмила находится в плену у Черномора, томится в его волшебных садах. Она тоскует по Руслану. Ничто не радует молодую княжну.
Но безутешная Людмила
Идет, идет и не глядит;
Волшебства роскошь ей постыла,
Ей грустен неги светлый вид;
Куда сама не зная бродит,
Волшебный сад кругом обходит,
Свободу горьким дав слезам,
И взоры мрачные возводит
К неумолимым небесам.
Звучит песня Людмилы, в садах Черномора.
Музыкальный руководитель.
Людмилу овеяли чары сна. И тут появляется... Как вы думаете, кто? Давайте послушаем музыку, она подскажет нам верный ответ.
Звучит марш Черномора.
Музыкальный руководитель.
Правильно, это Черномор! Как вы догадались об этом? Какая по характеру музыка? Почему это не марш Руслана? (Ответы детей.)
Воспитатель.
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей.
Черномор — старик-карлик с огромной бородой, ее аккуратно несут на подушках слуги. Кто хочет изобразить, как маршируют слуги с бородой Черномора, как торжественно и важно выступает сам колдун? Давайте еще раз прочтем этот отрывок, послушаем марш.
Дети импровизируют под музыку.
Музыкальный руководитель.
Черномор садится возле Людмилы, которая просыпается и выражает свое негодование, не подчиняясь злому карлику. Тогда он пытается развеселить ее с помощью танцев.
Звучит арабский танец.
Педагог предлагает детям придумать движения к танцу, которые бы развеселили Людмилу.
Музыкальная игра «Два соперника Руслана».
Детям предлагается набор картинок или плоскостных фигурок, изображающих Фарлафа, Ратмира и Руслана. Задание: прослушать музыкальные отрывки (рондо Фарлафа, арии Ратмира, Руслана) и правильно подобрать к ним картинки или фигурки с изображениями персонажей. Аналогичную игру можно провести только по женским или только по мужским персонажам поэмы и оперы.
Занятие 4
В первой части занятия воспитатель, музыкальный руководитель и дети вспоминают события поэмы, ее героев и последний сюжет, с которым они познакомились. Целесообразно использовать также игру «Расскажи историю от имени Ратмир а (Людмилы, Фарлафа, Финна, Черномора)», игры с использованием мимики, жестов, звуков речи, интонаций; сценки (разыграй разговор двух любых героев с другом и т.п.).
Воспитатель.
Внезапно раздается звук рога. (Предлагает детям поэкспериментировать с этим звуком, который вызывает Черномора на бой.)
Погрузив Людмилу в сон, Черномор принимает вызов Руслана, идет схватка. В бою Руслан обрубает Черномору бороду и лишает его силы. Победив Черномора, Руслан находит в садах зачарованную Людмилу и, не сумев пробудить ее ото сна, забирает с собой в обратный путь. Устав в дороге, он останавливается на ночлег и засыпает у ног Людмилы. Фарлаф под влиянием Наины убивает спящего Руслана и похищает Людмилу Он привозит ее к отцу. Но никто не может ее разбудить.
А если бы вам, ребята, пришлось будить Людмилу, как бы вы стали это делать?
Дети предлагают разные варианты и обсуждают их вместе с воспитателем и музыкальным руководителем.
Воспитатель.
На высоком, богато убранном ложе покоится спящая Людмила. Вокруг стоят ее отец Светозар, Фарлаф, придворные, сенные девушки, няни и мамки, дружина, народ. Позади военный оркестр.
Княжна лежит во сне глубоком;
Князья и витязи кругом
Стоят унылы; гласы трубны,
Рога, тимпаны, гусли, бубны
Гремят над нею; старый князь,
Тоской тяжелой изнуряясь,
К ногам Людмилы сединами
Приник с безмолвными слезами;
И бледный близ него Фарлаф
В немом раскаянье, в досаде
Трепещет, дерзость потеряв.
Поет хор «Ах ты свет Людмила».
Музыкальный руководитель.
Какая обстановка царит во дворце? Почему все опечалены, и даже Фарлаф? Кто заколдовал Людмилу? Как вы думаете, кто же ее все-таки разбудит? (Ответы, детей.)
Воспитатель.
А в это время Финн с помощью живой и мертвой воды оживил Руслана и дал ему свой волшебный перстень, который разбудит Людмилу.
Скажите, ребята, в каких еще сказках мы встречали чудодейственное влияние живой и мертвой воды? (Ответы детей.) Кто покажет, как Финн оживил Руслана?
Дети импровизируют.
Воспитатель.
Руслан летит к Людмиле спящей,
Ее спокойного лица
Касается рукой дрожащей...
И чудо: юная княжна,
Вздохнув, открыла светлы очи!
Руслан подходит к Людмиле, касается перстнем ее лица, и Людмила просыпается. Фарлаф во всем признается князю, и тот на радостях его прощает.
Звучит музыка оперы «Радость пробуждения Людмилы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
«Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана Сент Экзюпери могли бы быть эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, ...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию
Примерная структура занятия: создаётся проблемная ситуация,стимулирующая активность детей. Даются новые знания с опорой на наглядность.Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря...
Интегрированное занятие по художественно - эстетическому воспитанию детей в старшей группе "Белая берёза"
Расширить представление детей об образе берёзы в поэзии: дать представление детей об образе берёзы в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве; воспитывать эм...
“Люблю берёзку русскую” Интегрированное занятие по художественно – эстетическому воспитанию детей
воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края;расширять и пополнять словарный запас детей.Ход занятия1.ЗагадкаКлейкие почки,Зелённые листочкиС белой коройСтоит под горой(...
Интегрированное занятие по художественно – эстетическому воспитанию детей “Люблю берёзку русскую”
Цели:расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве;воспитывать эмоциональную отзывчивость...
Конспект интегрированного занятия по художественно- эстетической деятельности "Осенний букет из листьев"
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (набрызг зубной щеткой). Развивать воображение, творческое мышление. Дети эмоционально реаги...
Открытое занятие на тему: Интегрированное занятие по художественно – эстетическому развитию для детей средней группы. «Осенние гости».
Совместная позновательно- игровая деятельность в средней группе....