Текст опыта на "Воспитатель года"
методическая разработка на тему
текст опыта на конкурс "Воспитатель года 2017"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_opyta_na_vospitatel_goda_2017_.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Л. Репешко,
музыкальный руководитель,
филиал МБДОУ д/с «Соловушка»
д/с «Солнышко»
Презентация опыта работы
«Организация процесса развития музыкальности дошкольников
на основе современных методов
и новых интегрированных технологий»
- Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри. Представляю вашему вниманию опыт работы по проблеме «Организация процесса развития музыкальности дошкольников на основе современных методов и новых интегрированных технологий».
- На современном этапе развития общества происходят изменения в образовательном процессе: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях работа музыкального руководителя наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
- Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский) "уравновешиванием организма со средой" (Л. С. Выготский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.
Музыкальное развитие в понимании общества перестало выполнять лишь узкоспециальную роль. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.
При работе над данной проблемой выявлены противоречия между имеющимися и недостаточными условиями, которые представлены на экране.
- Актуальность данного вопроса обусловлена введением ФГОС, в которых музыкальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».
Вся деятельность педагога ДОО регулируется не только ФГОС, но и рядом других нормативно-правовых документов.
- В ходе исследовательской работы были определены цели и задачи. Вы их видите на экране.
- На их основе была выдвинута гипотеза - процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста будет успешным, если будут реализованы педагогические условия, представленные на слайде. И спрогнозированы следующие результаты.
- Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Что такое педагогическая технология? Это инструментарий педагога для эффективного решения задач своей профессиональной деятельности, позволяющий не только утверждать: «Знаю как», но и отвечать на вопрос «Почему я это делаю?». Применение педагогических технологий делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, для достижения запланированного результата. Это очень важный момент, так как технологичность – одна из характеристик деятельности педагога XXI века!
В музыкальном образовании существуют различные технологии и методики исследователей-практиков - Т.Боровик, А.Бурениной, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной.
На наш взгляд, создание системы работы по музыкальному воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка будет неэффективным без применения интегрированных форм и видов музыкальной деятельности, представляющих собой специфический сплав различных технологий, таких как:
- технологии музыкального образования с применением арт-педагогики;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология проектирования и др.
- В связи с этим, отобраны интегрированные формы и виды музыкально-художественной деятельности, в основе которых лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Активные приемы слушания музыки (слушание и элементарное музицирование) и различные игротренинги используются с целью развития у детей:
- способности к чувственному восприятию мира;
- чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
- палитры выразительных движений;
- радостного, игрового мироощущения.
9. В настоящее время перед нами, педагогами, остро стоит проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и физическом развитии. И тут на помощь приходят здоровьесберегающие технологии:
- музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях;
- интегративная музыкотерапия, позволяющая синтезировать музыкальное и наглядно-зрительное восприятия.
- вокалотерапия – лечение пением.
- Координационно-подвижные музыкальные игры дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования.
Ритмодекламация, поэтическое музицирование объединяют музыку и поэзию. Их можно определить как музыкально-педагогические модели, в которых текст не поётся, а ритмично декламируется.
11. Вовлечение ребенка в процесс музицирования осуществляется через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психического раскрепощения. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, игры и упражнения, использование которых решает задачи:
● развития коммуникативных навыков,
● работы над ощущением формы,
● развития двигательной координации,
● развития чувства ритма.
Анимационные танцы и флешмобы успешно используются при организации досуговой деятельности.
- Используемый метод проектов предполагает интеграцию видов искусств, их взаимопроникновение. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует ассоциативное мышление, воображение, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у дошкольников. Кроме того, проектирование способствует гармонизации отношений педагогов, детей и их родителей.
Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству.
13. Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов детского сада с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОО наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОО.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Одной из таких форм является открытое музыкальное занятие. Определённая структура занятий позволяет родителям увидеть и понять преимущества совместной деятельности педагога, родителей и детей. А именно: партнёры раскрываются друг для друга совершенно с новых сторон и идёт взаимообогащение и накопление личностных качеств, необходимых ребёнку для выхода в социум.
14. На мастер-классах, занятиях-практикумах родители:
- приобретают практические навыки музыкального развития (дыхательная и артикуляционная гимнастика, логоритмика);
- знакомятся с детским музыкальным репертуаром;
- обучаются совместному музицированию с детьми.
Совместные праздники, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации дарят радость общения.
15. Результативность деятельности по данной проблеме наглядно просматривается на примере проведённого мониторинга общего уровня музыкального развития детей (диагностическая методика К.В. Тарасовой).
В 2013-2014 учебном году использовались традиционные формы работы с детьми. На диаграмме видна несущественная положительная динамика уровня музыкального развития дошкольников, составляющая 7%.
А результаты диагностики за 2015-2016 учебный год показали рост положительной динамики уровня музыкальности детей 18% за счёт использования инновационных форм работы.
16. Любая деятельность требует не только анализа, но и тщательного самоанализа. Каким я был, что умел и чего достиг? На графике представлена динамика уровня развития педагогического мастерства по направлениям, которые обозначены числами:
- Психолого-педагогические условия воспитания (умение анализировать, организационные, коммуникативные, проектирование).
- Внедрение новых технологий и инноваций.
- Взаимодействие с родителями.
- Самообразование.
- Участие в методической работе и конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
График результатов за 2013-2014учебный год изображён голубым цветом, а за 2015-2016 – синим.
17. На основе полученных результатов сделан вывод, что использование инновационных технологий и интегрированных форм в практике позволяет получить положительные результаты, которые отражены на слайде.
В целом, процесс развития музыкальных способностей дошкольников зависит от того, насколько полно и точно были реализованы педагогические условия, отражённые в гипотезе.
Девизом дальнейшего профессионального развития могут стать слова Э. Вебера «Человек, которому уже нечему учиться и нечего познавать, не пригоден для профессии педагога». Поэтому не следует останавливаться на достигнутом, необходимо продолжить поиск новых путей, форм, методов и приемов организации музыкальной деятельности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста."
Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она обеспечена в обществе конституционным правом. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года...
Текст презентации "Из опыта работы по полоролевому воспитанию"
Презентация для конкурса....
Презентация опыта работы Степановой О.А. на ярмарке педагогических идей: «Работа с методом «Каталог» (конструирование текстов сказочного содержания)
Составление сказок с помощью метода “Каталога”Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году.Цель работы с методом: научить ребенка связывать в единую сюжетную ...
Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
В представленной работе раскрывается организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...
Из опыта работы на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области» текст выступления
Текст является приложением к презентации из опыта работы...
Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"
В докладе рассматриваются возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми возможностями. Включение технологии ТРИЗ в коррекционную р...
Речевое развитие как способ развития умения соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям
Речевое развитие как способ развития умения соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям....