Текст опыта на "Воспитатель года"
методическая разработка на тему

Репешко Татьяна Леонидовна

текст опыта на конкурс "Воспитатель года 2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_opyta_na_vospitatel_goda_2017_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Л. Репешко,

 музыкальный руководитель,

филиал МБДОУ д/с «Соловушка»

 д/с «Солнышко»

Презентация опыта работы

«Организация процесса развития музыкальности дошкольников

на основе современных методов

и новых интегрированных  технологий»

  1. Добрый  день, уважаемые коллеги, члены жюри. Представляю вашему вниманию опыт работы  по проблеме «Организация процесса развития музыкальности дошкольников на основе современных методов и новых интегрированных  технологий».

  1. На современном этапе развития  общества  происходят изменения в образовательном процессе: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях работа музыкального руководителя наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

  1. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский) "уравновешиванием организма со средой" (Л. С. Выготский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.

Музыкальное развитие в понимании общества перестало выполнять лишь узкоспециальную роль.  Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

При работе над данной  проблемой выявлены противоречия между имеющимися и недостаточными условиями, которые представлены на экране.

  1.  Актуальность  данного вопроса обусловлена введением ФГОС, в которых музыкальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».
            Вся деятельность  педагога ДОО регулируется не  только  ФГОС, но и рядом других
    нормативно-правовых документов.

  1. В ходе  исследовательской работы были определены цели и задачи. Вы их видите на экране.

        

  1. На их основе  была выдвинута гипотеза - процесс развития  музыкальных способностей детей дошкольного возраста будет успешным, если будут реализованы  педагогические условия, представленные на слайде. И  спрогнозированы  следующие результаты.

  1. Новые подходы к музыкальному образованию требуют  использования наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Что такое педагогическая технология? Это инструментарий педагога для  эффективного решения задач своей профессиональной деятельности, позволяющий не только утверждать: «Знаю как», но и отвечать на вопрос «Почему я это делаю?». Применение педагогических технологий делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, для достижения запланированного результата. Это очень важный момент, так как технологичность – одна из характеристик деятельности педагога XXI века!

В  музыкальном образовании существуют  различные технологии  и методики исследователей-практиков -   Т.Боровик, А.Бурениной,  Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной.

На наш взгляд, создание системы работы по  музыкальному воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка  будет неэффективным без применения интегрированных форм и видов музыкальной деятельности, представляющих собой специфический сплав различных технологий, таких как:

          - технологии музыкального образования с применением арт-педагогики;

- здоровьесберегающие  технологии;

- технология проектирования и др.

  1. В связи с этим, отобраны  интегрированные  формы и виды  музыкально-художественной деятельности, в основе которых лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Активные приемы слушания музыки (слушание и элементарное музицирование) и различные игротренинги используются с целью развития у детей:

  •  способности к чувственному восприятию мира;
  • чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
  • палитры выразительных движений;
  •  радостного, игрового мироощущения.

9.  В настоящее время перед нами, педагогами, остро стоит  проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и физическом развитии. И тут на помощь приходят здоровьесберегающие технологии:

  - музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях;

- интегративная музыкотерапия, позволяющая синтезировать музыкальное и наглядно-зрительное восприятия.

-  вокалотерапия – лечение пением.

  1.  Координационно-подвижные музыкальные игры  дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования.

          Ритмодекламация,  поэтическое музицирование  объединяют  музыку и поэзию. Их можно определить как музыкально-педагогические модели, в которых текст не поётся, а ритмично декламируется.

11. Вовлечение ребенка в процесс музицирования осуществляется через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психического раскрепощения. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, игры и упражнения, использование которых решает задачи:

●      развития коммуникативных навыков,

●      работы над ощущением формы,

●      развития двигательной координации,

●      развития чувства ритма.

Анимационные танцы и флешмобы успешно используются при организации досуговой  деятельности.

  1. Используемый метод проектов предполагает интеграцию видов искусств, их взаимопроникновение. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует  ассоциативное мышление, воображение, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у дошкольников. Кроме того, проектирование  способствует гармонизации отношений педагогов, детей и их родителей.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. 

13.  Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов детского сада с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОО наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОО.
          Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Одной из таких форм является  открытое музыкальное занятие. Определённая структура занятий позволяет родителям увидеть и понять преимущества совместной деятельности педагога, родителей и детей. А именно: партнёры  раскрываются друг для друга  совершенно с новых сторон и идёт взаимообогащение и накопление личностных качеств, необходимых ребёнку для выхода в социум.

14. На мастер-классах, занятиях-практикумах родители:

-  приобретают практические навыки музыкального развития (дыхательная и артикуляционная гимнастика, логоритмика);
         - знакомятся  с детским музыкальным репертуаром;

-  обучаются совместному музицированию с детьми.

Совместные праздники, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации дарят радость общения.

15. Результативность деятельности по данной проблеме  наглядно  просматривается на примере  проведённого мониторинга общего уровня музыкального развития детей (диагностическая методика К.В. Тарасовой).

В 2013-2014 учебном году использовались традиционные формы работы с детьми. На диаграмме видна несущественная положительная динамика уровня музыкального развития дошкольников, составляющая 7%.

         А результаты  диагностики  за  2015-2016  учебный год показали  рост положительной динамики уровня музыкальности детей  18%  за счёт   использования инновационных форм работы.

16. Любая деятельность требует не только анализа, но и  тщательного самоанализа. Каким я был, что умел и чего достиг? На графике представлена динамика  уровня развития педагогического мастерства по направлениям, которые обозначены числами:

  1. Психолого-педагогические условия воспитания (умение анализировать, организационные, коммуникативные, проектирование).
  2. Внедрение новых технологий и инноваций.
  3. Взаимодействие с родителями.
  4. Самообразование.
  5. Участие в методической работе и конкурсах профессионального мастерства различного уровня.

График результатов за 2013-2014учебный год изображён голубым цветом, а за 2015-2016 – синим.

17.  На основе полученных результатов сделан вывод, что использование инновационных технологий и интегрированных форм в практике позволяет получить  положительные результаты, которые отражены на слайде.

В целом, процесс развития музыкальных способностей дошкольников зависит от того, насколько полно и точно были реализованы педагогические условия, отражённые в гипотезе.

Девизом дальнейшего профессионального  развития могут стать слова Э. Вебера «Человек, которому уже нечему учиться и нечего познавать, не пригоден для профессии педагога». Поэтому не следует останавливаться на достигнутом, необходимо продолжить поиск новых путей, форм, методов и  приемов организации музыкальной деятельности   дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста."

   Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она обеспечена в обществе конституционным правом. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года...

Презентация опыта работы Степановой О.А. на ярмарке педагогических идей: «Работа с методом «Каталог» (конструирование текстов сказочного содержания)

Составление сказок с помощью метода “Каталога”Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году.Цель работы с методом: научить ребенка связывать в единую сюжетную ...

Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В представленной работе раскрывается  организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...

Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"

В докладе рассматриваются   возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми  возможностями. Включение технологии ТРИЗ в  коррекционную  р...

Речевое развитие как способ развития умения соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям

Речевое развитие как способ развития умения соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям....