Текст презентации "Из опыта работы по полоролевому воспитанию"
статья ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Я выбрала профессию такую,
Что лучше мне на свете не найти.
И с каждым новым годом убеждаюсь
Что я иду по верному пути!
Воспитывать детей такая радость.
Дарить улыбки им и согревать теплом.
Учить всему, что я сама умею.
Примером быть всегда им и во всем.
Какая ж это трудная работа -
Детишкам нужно маму заменить,
Их окружить любовью и заботой,
Их научить трудиться и дружить.
Мы вместе с ними лепим и рисуем,
Читаем книжки, слушаем стихи,
Играем в игры, бегаем, гуляем,
Решаем вместе как себя вести.
Мне хочется их к школе подготовить,
Умения и навыки привить.
Психологически их правильно настроить
И лучшие таланты их раскрыть.
Приоритетное направление моей деятельности – гендерное (полоролевое) воспитание.
В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Отсюда и термин «гендерное» воспитание.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.
Что можем сделать мы, взрослые, чтобы вырастить мальчика мужественным, девочке привить женские качества, и каждого из них в конечном итоге научить быть самим собой?
Ответить на эти вопросы призвано гендерное (то есть в соответствии с особенностями пола) воспитание. Гендерное – это воспитание из мальчика будущего мужчины, а из девочки будущей женщины.
В настоящее время возросло количество неполных семей. Сейчас девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений. Женщины становится жестче, а мужчины – женоподобны.
Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Мальчики и девочки по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. Об этом задумывались и наши предки, т.к. в русских семьях учитывались гендерные особенности ребенка.
Знаете ли вы, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по- разному? Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Обратим внимание на поведенческие и психические особенности мальчиков и девочек.
Ребенок большую часть дня проводит в детском саду. Важно, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она - это девочка, а он - мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различии.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.
- Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе. Для этого я использую игры, этические беседы, проблемные ситуации, схемы-действия.
- В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
- Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки - с аккуратностью.
- Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль.
Положительно зарекомендовали себя в педагогической практике работы с родителями такие формы:
- составление родословной семьи, вовлечение в этот процесс родителей, бабушек, дедушек, детей;
- создание фотоальбомов с семейными увлечениями;
- изготовление различных поделок, для поздравления близких;
- создание семейных коллекций.
- анкетирование
- беседы
- лекции
- консультации
- информационные стенды
Положительную динамику формирования полоролевой воспитанности можно увидеть на диаграмме.
Результативность своей деятельности в вопросах гендерного воспитания подтверждаю участием в профессиональных конкурсах, распространением опыта работы на муниципальном и международном уровне, наличием публикации в СМИ.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по экологическому воспитанию детей. Тема: "Мы - Земляне"
Из опыта работы по экологическому воспитанию детей....
Из опыта работы по экологическому воспитанию.
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...
Из опыта работы по теме «Воспитание духовности у детей через основы православия." Консультация для родителей на тему "Молитва матери в деле воспитания детей в семье". Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
Консультация для родителей детей, посещающих кружок по ОПК....
Из опыта работы на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области» текст выступления
Текст является приложением к презентации из опыта работы...
Дидактический материал для работы по полоролевому воспитанию
дидактические игры, проблемные ситуации, игры - драматизации....
Подборка рекомендуемых поэтических произведений при работе по полоролевому воспитанию.
Подборка литературы к этическим темам...
Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию «Воспитание патриотической позиции дошкольников к истории страны »
Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государ...